Главные вкладки

    Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с нарушением речи.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Зосимова Галина Михайловна

    "Колесо - величайшее изобретение человечества. Использование колеса в транспорте. (с элементами ТРИЗа)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ot_brevna_do_kolesa.docx19.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 27 Кировского района Санкт-Петербурга

    Конспект

    непосредственной познавательной деятельности

    в подготовительной логопедической  группе

    для детей с нарушением речи.

    «Колесо – величайшее изобретение человечества.

    Использование колеса в транспорте».

    ( с использованием элементов ТРИЗа)

     

    Автор-составитель: Зосимова Галина Михайловна,

    воспитатель логопедической группы, высшей категории.

    2013 год

    Санкт-Петербург

    Образовательно-развивающие цели:

    Расширять кругозор детей об изобретениях человека. Дать представление о значении колеса в жизнедеятельности человека, влияния на развитие человечества. Закреплять знания, лежащие в основе родовых обобщений транспорта ( наземный, воздушный, водный). Уметь доказывать правильность своего выбора в обобщении.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитывать интерес к истории изобретений; чувство уважения и восхищения к людям, создающим своим трудом материальные ценности – конкретно – все виды транспорта.

    Материально-техническое оснащение:

    *Зрительно-иллюстративный ряд с изображением транспорта

    *Загадки о транспорте

    *Презентация «От бревна до современного  колеса»

    *Стихотворения С. Баруздина, В. Суслова

    *Энциклопедия для детей «Чудо – всюду. Мир вещей и машин» Т. Нуждина

    *Набор деревянных круглых палочек и круглых срезов – «колес»

    Предварительная работа:

    Наблюдения, рисование на тему «Транспорт», аппликация, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения.

    Ожидаемый результат:

    Дети получат знания, которые смогут  применять в повседневной жизни.

    Ход:

    Воспитатель: Сегодня вам предстоит познакомиться с важнейшим изобретением человека . Что же это такое – «изобретение»? (ответы детей).Да, это то, что человек сделал впервые, то, чего ранее не было. То есть, изобрел – придумал что-то для себя и других людей. Кстати, одни изобретения были результатом упорного труда, а другие – совершенно случайны… Отгадайте загадку:

    «Ты спроси, как я тружусь?

    Вокруг своей оси кружусь».

    (ответы детей) Да, верно, это обыкновенное колесо, которое крутится, вертится, заставляет двигаться автомобили, плыть пароходы, и делает еще многое-многое другое. Человеку понадобилось много тысяч лет, чтобы придумать простое колесо. Так что же такое колесо? Какое  оно? ( ответы детей).

    Ученые считают, что изобрели колесо так:  Древним людям в Древнем Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства пирамид. Огромные камни трудно сдвинуть с места и тем более передвинуть. И вот кто-то догадался подложить под него бревна. И, действительно, передвигать камни стало гораздо легче: бревна катятся, а  под ним передвигается к нужному месту груз.

    Другому древнему человеку пришла в голову мысль отпилить от бревна круглый чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки. Так получилась простая тачка!

    А у колеса есть секрет. Какой?  ( Рассматривание  детьми  чурбачков-кругляшек , простых  и  с отверстиями. У колеса  обязательно  есть в центре отверстие, через  которое  проходит ось).  Экспериментирование с «бревнышками» - передвигаем груз. Затем воспитатель обобщает ответы детей, то есть секрет колеса: Это круглое отверстие посередине. Казалось бы, пустяк! Но именно этот пустячок превращает обыкновенную кругляшку в  настоящее колесо. Отверстие посередине помогает насадить колесо на палку – ось и заставить везти любой груз. А что могло бы получится ,если бы отверстие было бы не в центре, а сбоку? (ответы детей) Да, на кособоком колесе далеко не уедешь. Значит, центр колеса – замечательное место, от него до любого края – одинаковое расстояние (измеряем). Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли. (Демонстрация опыта  с колесом  и осью).

    Проходил год за годом, век за веком. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы, железный обод. По дорогам Древнего мира помчались  двухколесные и четырехколесные повозки, запряженные лошадьми. Их так и называли: колесницы.

    Показ презентации «От бревна до современного колеса» - Брёвна – деревянный чурбачок с толстой деревянной осью-палкой – примитивные деревянные колеса для тачек и телег-– железные колеса для первых паровых машин – большие и малые колеса для первых велосипедов- …до первых колес с шинами разных модификаций.

    Воспитатель:

    Если б не было колес, не поехал паровоз.

    И автобус пассажиров к зоопарку б не повез.

    Есть колеса у вагонов, у машин и у телег.

    Только сани едут сами, если есть под ними снег.

    Динамическая пауза:

    Разминка для ума ( с использованием элементов ТРИЗа) – «Хорошо и плохо»

    Далее воспитатель рассказывает об истории создания автомобиля, трамвая, велосипеда.(используются энциклопедические сведения из книги Т.Нуждиной.) Используется зрительный иллюстративный ряд с изображением наземного, воздушного и водного транспорта.

    Вопросы к детям:

    Как называются эти машины одним словом? Что у них общее? Какие виды транспорта вы знаете? Как делится транспорт в зависимости от того, где передвигается?( Ответы детей).

    Вы узнали сегодня кое-что интересное про такой  привычный  объект как колесо.

    Чтение стихотворения ребенком ( заранее подготовлено в предварительной работе):

    Колеса там, колеса тут!

    Колеса  уважают труд –

    Бегут, мелькают, крутятся!

    И трудятся! И трудятся!

    Они с работаю дружны

    И потому всегда нужны.

    И мы с тобой сказать должны: Спасибо вам, колеса!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

    Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

    Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

    Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гости к Зимушке»

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме познавательного цикла "Зима". Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников о сезонных ...