Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми II младшей группы "Путешествие листика"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Экологическая сказка по ознакомлению детей с явлениями природы в разные времена года 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая сказка38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Составили:

Старший воспитатель

ГБОУ д/с № 961 ЮОУО г. Москвы

Жигалова Елена Анатольевна

Воспитатель II-ой младшей группы № 4

Забелина Наталья Алексеевна

Провели:

Воспитатели:

Забелина Наталья Алексеевна

Кочетова Ирина Николаевна

Педагог-психолог

Верижникова Анна Артемовна

Программные задачи:

  1. Знакомить детей с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в природе.
  2. Формировать умение замечать красоту русской природы.
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия действий, признаков.
  4. Пробудить интерес к окружающему миру.
  5. Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное к ней отношение.
  6. Учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова.
  7. Продолжать учить детей отвечать на вопросы.
  8. Формировать представления о свойствах воды (льётся, прозрачная, можно покрасить и заморозить); снега (холодный, белый, от тепла тает).
  9. Координировать речь с движениями.
  10. Закреплять у детей умения склеивать необходимые детали.
  11. Развивать мелкую моторику.
  12. Закреплять с детьми цвет, форму и размер предмета.

Материал:

Иллюстрации: с изображением знакомых деревьев: берёза, дуб, рябина, ель, каштан, клён и их семян. Луговые цветы: ромашка, колокольчик, одуванчик.

Осенние листья разных деревьев. Корзиночки с плодами деревьев: шишки, жёлуди, каштаны.

Необходимые материалы для аппликации: цветы ромашки и к ним сердцевина, клей, салфетки, клеёнки.

Предварительная работа:

Наблюдения, беседы об изменениях в природе осенью, зимой, весной. Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений. Проведение физкультминуток, танцев с листочками.

Словарь:

Природа. Листик. Осень. Зима. Весна. Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный, коричневый, яркий, пёстрый, праздничный, нарядный. Листья березовые, кленовые, рябиновые, дубовые, каштановые. Ковер. Небо: Голубое, чистое, ясное, хмурое, серое, печальное, облачное. Шелест листьев. Разговор еле слышно, шепотом, тихо, тихо-тихо, тихохонько, тихонечко. Ветерок. Лёд. Снежинки: белые, пушистые, красивые, лёгкие.


Экологическая сказка «Путешествие листика»

Звучит фонограмма звуков леса, под которую дети входят в зал, проходят по нему и здороваются с гостями.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой сегодня чудесный день! Пока мы шли по дороге, навстречу нам попались стройная берёзка, с листьями, как монетки. Потом мы увидели старый, раскидистый дуб, он был ещё совсем зелёный, но с коричневыми желудями. Затем нам встретилось дерево с листьями желтого и красного цвета с яркими красными плодами – это рябина. Потом мы подошли к дереву с жёлтыми листьями, как будто веерами…

Воспитатель обращает внимание детей на яркое дерево.

Воспитатель: Как называется это дерево?

Дети: Клён.

Воспитатель: Верно, ребята, это клён. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Клён!

Из-за дерева выходит ребёнок с ободком кленовых листьев на голове, держит много разноцветных листьев.

Клён: Здравствуйте! («Клён» бросает вверх листья).

Дети: Это нам?

Клён: Вам! Вам!

Дети: Спасибо! Клён, почему ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется!

Клён: Я готовлюсь к зиме. Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег, а мне нужна сила для новых молодых листочков, которые распустятся весной.

«Клен» вновь стал разбрасывать свои листья.

Воспитатель: Какой красивый ковёр лежит на земле! Какого он цвета?

Дети: Жёлтого, зелёного, коричневого, красного.

Воспитатель: Этот чудный ковер разноцветный, у него много разных цветов. Как ещё о нём можно сказать?

Дети: Ковёр яркий, пёстрый, праздничный, нарядный.

Воспитатель: Как вы думаете, кто соткал (придумал) этот ковёр?

Дети: Природа, осень.

Воспитатель: Возьмите в руки по одному листочку. Поздоровайтесь с листочками.

Дети: Здравствуй, листочек. Привет, листик. Добрый день, дружок и т.п.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно свои листочки. Все посмотрели? А теперь ответьте мне. На березё листья – берёзовые. А на клёне? На рябине? На дубе? На каштане?

Дети: Кленовые, рябиновые, дубовые, каштановые.

Воспитатель: Давайте определим, какой листик, с какого дерева?

Проводится игра «С какого дерева этот лист?». Дети прикладывают листья к нужному дереву.

Воспитатель: Т-ш-ш-ш, тихо, послушайте. Слышите шелест? (Звучит звуковой эффект «Шелест листьев). Как вы думаете, что это?

Дети: Это листочки между собой разговаривают.

Воспитатель: Как они говорят?

Дети: Еле слышно, шепотом, тихо, тихо-тихо, тихохонько, тихонечко.

Воспитатель: А как вы думаете, о чём они говорят?

Ответы детей.

Воспитатель: Я думаю, они рассказывают о своих путешествиях, о том, как они сюда попали, где летали, что видели.

Ребёнок: Мы листочками взмахнём.

Дует ветер тише, тише.

На «полянку» мы пришли –

Сказку новую услышим.

Воспитатель: Верно, мои хорошие. Я расскажу вам сказку о Листике - обычном листике, каких огромное множество живёт на разных деревьях. Листик наш рос очень высоко, на самой макушке дерева, поэтому он видел каждый день небо, а вот землю он разглядеть не мог, потому что землю заслоняли множество других листиков, растущих ниже него. Каждый день Листик любовался небом, и каждый раз небо было разным. А вы, ребята, каким видите небо?

Дети подходят к картинкам с изображением неба.

Дети: Голубое, чистое, ясное, хмурое, серое, печальное, облачное…

Воспитатель: Хорошо, правильно, молодцы.

Вы знаете, Листик даже просил ветерок, чтобы тот взял его с собой в полёт, но ветерок, как ни старался, но у него ничего из этого не получалось.

Воспитатель: Давайте подуем с вами, как ветерок. Приготовились.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону.

Ветер тише, тише, тише.

Дети приседают.

Деревцо всё выше, выше.

Выпрямляются

Воспитатель: Однажды, наш Листик заметил, что другие листики стали менять свой цвет, а потом вместе с ветерком отрывались от веток и улетали в неизвестность… В один из дней, когда его братьев листочков стало совсем мало на дереве, подул ветер, сорвал наш Листик и понёс его, закружил… Давайте и мы с вами потанцуем, берите листочки.

Танец с листьями

Дети танцуют с листьями в руках, затем оставляют их на полу.

Звучит волшебная музыка, полёт листика, воспитатель в роли вбегает в зал.

Воспитатель: Листик с ветки оторвался

Полетел в далёкий путь

В путешествие собрался

И на мир скорей взглянуть,

Закружился, полетел…

И на землю вскоре сел…

Листик: Ой, куда же я попал? И сколько здесь много моих друзей, моих братьев, таких же листиков как я!

Входит Осень

Осень: Я Осень Золотая! Я чудная пора!

Деревья наряжаю я ярче янтаря!

Богата, урожайна, подарками щедра.

Я в вашу сказку, дети, явилась неспроста.

Воспитатель: А попал, ты, Листик, в гости к Осени. Это она сделала тебя таким красивым, жёлтым, ярким.

Осень: Дети, а что вы знаете обо мне, об Осени?

Дети называют признаки осени: Идёт дождь, желтеют и опадают листья, засыхает трава, раньше темнеет, птицы улетают на юг, солнышко меньше греет, а ещё осенью собирают урожай фруктов и овощей.

Осень: Спасибо, ребята, всё правильно. Пришла я к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой плоды деревьев, и прошу вас помочь мне разложить их по корзинам.

Осень берёт корзину и высыпает все плоды (шишки, каштаны, жёлуди на пол, дети сортируют их и кладут в нужную корзину)

Осень: Как же вы меня порадовали и удивили, а ещё что знаете об Осени?

Дети:- Стихи.

Осень: Я с радостью послушаю.

Ребёнок рассказывает стихотворение

«Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Серые кусты….»

Осень благодарит ребёнка.

Осень: Теперь ты Листик, узнал обо мне много нового, ведь тебе ребята всё рассказали. А я приглашаю вас всех поиграть со мной в игру.

Игра «Солнышко и дождик»

Осень: Спасибо, ребята. Хорошо мне было у вас, но мне уже пора. До следующей осени, ребята! И ты, Листик, прощай…

Осень улетает, снова звучит музыка….

Воспитатель: Вновь подул ветерок и унёс Осень с собой.

Проводится физкультминутка

Ветер дует не спеша,

Дети дуют.

Тихо листьями шурша.

Говорят «ш-ш-ш»

Где листок к листку прилип,

Хлопают.

Появился чудо-гриб.

Поднимают руки вверх.

Кто нашел его друзья?

Пожимают плечами.

Появляется ребёнок, одетый в костюм ежа.

Ёжик: Ну, конечно, - это я!

Всем привет осенний шлю,

Рисовать, друзья, люблю!

Достаёт карандаши и листы с изображением ёжика.

Воспитатель: Давайте нарисуем ёжика. Чего не хватает этому ёжику? (Показывает на лист с изображением полукруга). А зачем ежу столько иголок?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, для защиты от лис и волков. А как он спасается?

Дети отвечают.

Воспитатель: Верно, он сворачивается в клубок. А теперь, давайте дорисуем ёжику иголки.

Как листочки покружились,

За столами очутились.

Дети выполняют задание.

Ёжик: Спасибо, ребята, вы все молодцы, хорошо потрудились. А я убегаю. До следующей встречи.

Воспитатель:

Снова дунул ветерок, закружился наш листок,

Закружился, полетел…..

Листик кружится, кружится и опускается на «лёд», скользит, едва не падает.

Листик: Ой, куда я это сел?!

Всё вокруг белым – бело…

И не видно ничего…

На ногах не устоять…

Это где же я опять???

Входит Зима

-Не пугайся, Листик мой, познакомься ты со мной…

Я – Красавица Зима, та, что вся белым – бела,

Снегом землю укрываю, своим белым одеялом…

Превращаю воду в лёд…

Зима: Хотите увидеть волшебство? Тогда смотрите.

Экспериментирование с водой, вода была жидкая, не имела цвета, добавили гуашь, вода окрасилась в цвет гуаши, Зима, спрятав её в свою волшебную шкатулку, превращает её в цветной лёд. Пока лёд замерзает в волшебной шкатулке, Зима играет с детьми.

Зима: Мне танцуют хоровод,

Мои белые пушинки, распрекрасные – снежинки…

- А скажите мне, ребята, какие они снежинки?

Дети: Белые, пушистые, красивые, лёгкие.

Зима: Именно такие снежинки у меня в руках. Берите их скорее, подуем на снежинки, увидим, как они летят.

Игра со Снежинками. Листик тоже участвует во всём.

Зима: Давайте легонько помашем на ёлочки, укутаем их снежинками, чтобы ёлочкам зимой под снегом не замёрзли.

Дети поднимают снежинки и вешают их на ёлочки.

Воспитатель: - Дети, а давайте расскажем Листику, что мы знаем о Зиме?

Дети соглашаются и называют признаки Зимы (Холодно, мороз, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, метёт метель, зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить из снега.)

Зима: Молодцы! Спасибо, ребята, вы меня порадовали, но мне пора уходить. А на память обо мне, я дарю вам свой волшебный сундучок, и вы посмотрите, что там внутри.

Воспитатель с детьми и Листик, благодарят Зиму.

Играет музыка волшебного превращения.

Воспитатель: А теперь пришла пора заглянуть в волшебный сундучок Зимы, (в котором уже замёрзший цветной лёд). Вода замёрзла в её сундучке и превратилась в лёд.

Воспитатель даёт его потрогать детям, спрашивает: «Лёд - какой?»

Дети: Лёд - холодный, тает в руках, руки становятся мокрыми.

Воспитатель: Снова Листик закружил

Полетел, что было сил…

С высоты полёта смотрит,

Он на весь прекрасный мир…

Закружился, полетел…

И на землю вскоре… сел

Листик « приземляется» рядом с цветущим деревом.

Листик: Ой, опять я заблудился,

Где ж я снова очутился?

Слышу птиц я голоса,

Мне не холодно…пока,

Солнце греет, мне тепло…

Где я? Кто подскажет, кто?! (спрашивает у детей)

- Вы подскажете мне, дети?

Дети: Да, это же весна!

Под музыку входит Весна.

Весна: Вот и я – сама Весна

Пробуждаю ото сна я всю Землю

И весь Мир…

Землю цветом наполняю…

Голосами, пеньем птиц,

Соловьёв, грачей, синиц…

Звучит пение птиц.

Воспитатель: Посмотрите на это чудо! Всё дерево уже в цвету. А вот и первые листочки и совсем скоро листьев будет много-много. Это, Листик, вырастут твои новые братья и сёстры.

Весна: А вот и мой первый весенний дождик. Вставайте в круг и присаживаемся.

Игровой массаж «Весенний дождик»

Дождик бегает по крыше

Дети встают спиной друг к другу.

Кап! Кап! Кап!

Часть детей похлопывает ладонями по спинкам других детей.

По весёлой звонкой крыше -

Постукивают пальчиками.

Кап! Кап! Кап!

Дома, дома посидите.

Поколачивают кулачками.

Кап! Кап! Кап!

Никуда не выходите.

Растирают рёбрами ладоней.

Кап! Кап! Кап!

Посчитайте, поиграйте.

Растирают плечи круговыми движениями.

Кап! Кап! Кап!

А уйду – тогда гуляйте.

Поглаживают спинку руками.

Кап! Кап! Кап!

Листик: Вот это, да! Мне нравится путешествовать, а вам, ребята?

Дети: И нам тоже нравится.

Весна: Конечно, ведь каждое время года прекрасно по – своему! Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о Весне.

Дети называют признаки весны: чаще светит и греет солнышко, прилетают птицы, появляется трава, набухают почки, появляются сосульки.

Весна: Спасибо, ребята, вы просто молодцы! Мне пора уходить, я говорю вам «До свиданья, до новых встреч».

Все прощаются с Весной.

Воспитатель: Ой, что это? Снова подул ветерок на листок….

Снова Листик улетает,

И куда летит, не знает…

Закружился, полетел…

На полянку он присел.

Листик летит, кружится и садится на полянку с цветами.

Листик: Как красиво всё вокруг,

Ой, цветы! Они цветут!

И куда же я попал, всюду зелень

Тут и там (показывает на траву и цветы)

Ребята, а где же я на этот раз? Куда я попал, где очутился?

Воспитатель: - Давайте подскажем Листику, где он.

Дети: Это Лето!

Листик: Это цветы. Я их видел раньше издалека, но никогда так близко их не мог рассмотреть! Они вблизи такие красивые! Только вот беда, я не знаю, как они называются, может быть, вы знаете (обращается к детям) подскажите мне?

Подходит к картинкам с цветами вместе с детьми, дети называют Листику все цветы на полянке.

Листик: Спасибо, вам ребятки! Я так много путешествовал и где только я не был и теперь так много знаю!

Воспитатель: Подожди, не спеши уходить, ты узнал название цветов, а теперь посмотри, как наши дети могут их делать из бумаги.

Аппликация «Ромашка»

Дети подходят к столам, где лежат готовые формы для склеивания цветка, приклеивают детали в определённой последовательности.

Воспитатель: Дети, Листику пора отдыхать, он очень устал, путешествуя с нами. Теперь он всё видел, и многое узнал, и пришла пора улетать. Скажем ему « До свидания, Листик, до новых встреч в новых сказках», а на прощание подарим ему нашу ромашку.

Листик берёт ромашку, благодарит, прощается с детьми и «улетает».

Воспитатель: Дети, все наши гости тоже участвовали в сказочном путешествии. Давайте подарим им наши красивые летние цветы на память о нашей встрече!

Дети дарят цветы гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей первой младшей группы

Цель: Знакомство с домашними животными и птицами Задачи: 1.    Формировать понимание обращенной речи 2.    Развивать слуховое восприятие 3.    Упражнят...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми старшего возраста по теме «Такой полезный витамин»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим с детьми старшего возрастапо теме  «Такой полезный витамин»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми старшего возраста по теме «Кладовая родного края»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим с детьми старшего возрастапо теме  «Кладовая родного края»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе На тему: «Мы сажаем лук»

Цель: Знакомить детей с процессом посадки лука. Формировать у детей навыки посадки лука, вызвать интерес к выращиванию растений....