Главные вкладки

    конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Алексеева Ольга Васильевна

    в сценарии представлен материал для старших дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_starshaya_gruppa.docx27.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательной учреждение

    Детский сад № 9 «Ромашка»

    д. Федюково Подольский район Московская область

    Сценарий

    проведения непосредственно организованной образовательной деятельности

    в старшей группе

    «Живая вода для царевны Веснянки»

    Проводит:

     воспитатель первой

    квалификационной категории

    Капитонова Л.М.

    Составила:

    старший воспитатель МДОУ

    Алексеева О.В.

    Апрель 2013г.

    Программные задачи:

    Образовательная область «Познание»

    - познакомить детей с процессом фильтрации воды:  способами ее очищения естественным (природным) путем и с помощью различных материалов;

    - дать представление о способности соленой воды удерживать   предметы на поверхности, подвести к пониманию того, что морская вода не пригодна для употребления в пищу;

    - напомнить детям знакомые им  свойства воды: не имеет запаха, цвета, формы, является растворителем;

    - закреплять представления детей о естественных водоемах планеты;

    - развивать у детей  интерес к исследовательской опытно-экспериментальной деятельности;

    - развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы в ходе исследовательской работы.

    Образовательная область «Коммуникация» 

    - обогатить словарный запас детей: фильтрация, фильтр; активизировать в речи слова пресная вода

    - упражнять в умении выстраивать распространенные предложения при обобщении результатов опытов.

    Образовательные  области «Труд», «Безопасность»

    - развивать навыки работы с элементарным лабораторным оборудованием (стаканчиками, пробирками, воронками), соблюдая при этом аккуратность, правила обращения с предметами.

    Образовательная область «Социализация»

    - формировать интерес к достопримечательным местам (природным источникам воды) своей «малой Родины»;

    - развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и со сверстниками;

    - воспитывать отзывчивость, сочувствие, желание оказывать посильную помощь

    Материалы и оборудование:

    1. Мультимедийный проектор, экран, слайды (видеообращение героя, родники, фильтры, очистные сооружения)
    2. Иллюстративный материал: картинки-символы (свойства воды), схема – подсказка для сравнения результатов очистки воды, глобус, разрезные картинки (водоемы), детские исследовательские карты, карта местности (коллаж)
    3. Оборудование для проведения опытов: мерные кружки с водой, ложки, воронки, стаканчики-пробирки с крышкой (на крышке метка), стаканы с грязной водой, вата, фильтровальная бумага, ситечки
    4. Материалы для экспериментирования: яйца (по 2 на ребенка), соль (50г), песок крупный, песок мелкий, мелкий гравий
    5. Дополнительный материал: подносы, разноцветные шнурочки, маркер, телефон (фотоаппарат)

    Предварительная работа:

    Опыты с водой (выявление свойств прозрачная, без формы, без запаха, растворяет вещества),  работа с «исследовательскими картами» -  зарисовка схем по итогам опытов, чтение художественной литературы (сказки экологического содержания, стихи Ф.Тютчева, Я.Акима, Б.Заходера, загадки и поговорки о воде), беседы познавательного экологического содержания о воде,  работа с иллюстрациями, справочным материалом детских энциклопедий, дидактические игры «Земля, вода, воздух», «Лишнее слово», «Придумай слово», составление карты – коллажа поселка с обозначением водоемов.

     Ход:

    - Ребята, собраться сегодня  в нашей научной лаборатории нас заставила очередное поручение профессора Галилейкина.  Послушайте, в чем оно заключается.

    В Природном царстве, Сказочном  государстве живет  прекрасная царевна Веснянка. Всех радовала она своим теплом да  зелеными нарядами. Но  злая  волшебница позавидовала красоте прекрасной Веснянки и  заколдовала царевну. Жители Природного царства   просят  о помощи – им нужна живая вода, чтобы спасти Веснянку. Поручаю вам заняться поисками живой воды,  выполнив для этого несколько заданий.

    - Ну что, попробуем помочь?

    -Посмотрите в свои исследовательские карты и скажите, что мы уже знаем о воде?      

    1. Вода не имеет формы, приобретает форму того сосуда, в который ее наливают

    2.  Вода не имеет запаха и вкуса, она приобретает вкус и запах тех веществ, которые в ней растворены.

    3. Вода – растворитель, в ней растворяются некоторые вещества.

    4. Вода не имеет цвета,  прозрачна, через нее можно видеть предметы.

    - Однако глубоководные реки, моря и океаны имеют голубой и даже темно-синий цвет. Поэтому на карте или глобусе все, что сине-голубого цвета – это вода.

    -  Посмотрите на глобус и скажите, много ли воды на Земле?

    -  Где больше всего находится воды?

    -  Кто-нибудь знает, какая морская  вода на вкус?

    - Действительно, вода в морях и океанах  имеет соленый вкус, потому что в ней много соли. Из-за нее вода  способна удерживать на своей поверхности некоторые предметы.  Чтобы доказать это профессор Галилейкин предлагает нам провести опыт.

    Опыт №1.

    Перед вами две банки с водой. Добавьте в одну из банок  соль и хорошенько перемешайте ее. Что произошло с  солью? (растворилась). Именно такая – соленая  вода  находится в морях и океанах. Аккуратно опустите одно  сырое яйцо в банку с соленой водой, а второе - в банку с обыкновенной водой.

    - Что мы наблюдаем?

    - В соленой воде яйцо плавает, не тонет, а в обычной воде яйцо утонуло, оказалось на дне.

    - О каком свойстве  соленой воды мы сейчас узнали?

    Соленая вода   удерживает сырое  яйцо на плаву.

    - Как вы считаете, можно ли утолить жажду такой соленой водой?

    - Сможет ли вода в морях и океанах оживить царевну?

    - Морскую воду  нельзя пить, употреблять в пищу из-за большого количества соли, поэтому она не может называться «живой водой».  Живая вода должна быть пресной.

    -  Что значит пресная вода?

    -  Пресная вода – это несоленая вода. Именно ее  использует человек  для жизни.

    -  Узнать, где находится пресная вода, нам помогут разрезные картинки, присланные профессором Галилейкиным.

    Игра «Разрезные картинки».

    На столе изображением вниз разложены  картинки с изображением различных источников воды. У каждого изображения рубашка своего цвета. Дети,  разбиваются на пары и  составляют изображение, состоящее из 5-6 фрагментов.

    - Где же находятся запасы пресной воды на Земле?

    (в реках, озерах, ледниках, прудах, родниках)

    - Но вся ли она пригодна для употребления?

    - Перед употреблением вода должна пройти специальную очистку. Как вы думаете, с помощью чего можно очистить воду?

    - Профессор Галилейкин предлагает нам проверить, как очиститься загрязненная вода с помощью разных  предметов и природных материалов.

    Опыт № 2.

    1. У каждого из вас на столе есть стакан с  загрязненной  пресной  водой  и какой-либо  один из предметов: специальная бумага, вата, ситечко.

    - Опустите в воронку тот предмет, с помощью которого вы попытаетесь очистить воду. Вставьте  воронку с этим предметом  в чистый пустой стакан.

    - Аккуратно перелейте воду через воронку в пустой стакан.

    - Закрутите стакан крышкой, на которой изображен знак того материала, с помощью которого вы очищали воду: если с помощью ситечка – круг, с помощью бумаги – квадрат, с помощью ваты – треугольник.

    - Давайте сравним результаты.

    - Что мы наблюдаем?

    Наиболее чистой оказалась вода, после фильтрования с помощью……(по результатам)

    2.Демонстрационный опыт.

    - Теперь проверим, может ли очиститься вода помощью природных материалов: камней, песка.

    - Наполню воронку сначала мелким песком, затем насыплю более крупный песок, и последним слоем будут мелкие камни.

    - Поставлю наполненную воронку в чистую банку,  и аккуратно буду переливать воду.

    - Очистилась ли  вода?

    - Что мы с вами узнали из проведенных опытов?

    Загрязненную воду можно очистить с помощью таких предметов, как вата, сеточка, специальная бумага и природных материалов  песка и камней.

    - Предметы и материалы, с помощью которых очищается вода, называются фильтром.

    - Люди фильтруют -  очищают воду на специальных очистных сооружениях, куда она попадает из разных водоемов. Кроме этого очищения, многие устанавливают фильтры  в водопроводах своих домов и квартир.

    - Вода, очищенная таким образом, попадает к нам в дом.

    - Не только человек, но и природа  умеет очищать воду. Природа для очистки воды использует толстые слои мела,  песка, глины, земли. Проходя через них,  вода становится чистой, ее может использовать человек. Вода  появляется из-под земли в виде родников, ключей. 

    - (звонок? Или появление Галилейкина)

    - Профессор на связи, давайте передадим ему итоги нашей работы:

    *соленая  вода  находится в …….(морях и океанах);

    *мы узнали, что она ……..( может удерживать предметы на поверхности, но не подходит для питья);

    *для питья подходит только ………(пресная вода);

    *такая вода  находится ………(в реках, озерах, ледниках, родниках);

    *пресную воду сначала нужно ….. (очистить с помощью фильтров);

    *очищенная  вода встречается в….. (водопроводном кране, родниках).

    - Уважаемый профессор, мы с ребятами смогли определить, где взять живую воду.

    - Уточните, ребята, где можно набрать живой воды для Веснянки?

    Галилейкин: - Есть ли в вашем краю места, в которых бьют родники?

    - Давайте укажем их  на карте нашей местности красным кружком.

    - Теперь отправим профессору Галилейкину карту, где отмечены родники  по электронной почте.

    (фотографирует карту, отправляется виртуальное письмо).

    Галилейкин благодарит детей за помощь.  (Спасибо коллеги за проделанную научную работу. До встречи)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ЗАНЯТИЯ – ТРЕНИРОВКИ непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы

    - закреплять умение ходить на носках, пятках, на внешней стороне ступни, между расставленными на полу предметами, не касаясь их.  Бегать на носках, с ускорением, змейкой, с захлестыванием ног наз...

    КОНСПЕКТ по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Помощь жителям цветочного городка » (занятие по экологии

    Разработанный конспект    непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы    «Помощь жителям цветочного городка » с использованием       ...

    Конспект по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию: «Помощь жителям цветочного городка »

    Конспект  по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию:«Помощь жителям цветочного городка »...

    Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

    Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...