Воспитание добрых чувств через игру с куклой (из опыта работы)
статья по окружающему миру по теме

Ефимова Светлана Борисовна

В. А. Сухомлинский писал: "В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств".

Эти слова заставили меня задуматься над тем, как научить детей быть чуткими, отзывчивами, внимательными друг к другу, как воспитывать добрые чувства в раннеи возрасте?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_dobrykh_chuvstv_cherez_igru_s_kukloy_iz_opyta.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Сухомлинский писал: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Эти слова заставили меня задуматься над  тем, как научить детей быть чуткими, отзывчивыми, внимательными друг к другу, как воспитать добрые чувства в раннем возрасте?

Наблюдая за игрой детей,  я замечала, что дети были драчливы, часто ссорились из-за игрушки, не уступали друг другу.

Многие дети плохо обращались с игрушками – носили кукол за волосы, бросали их, даже ломали.

Анализируя их поведение, взаимоотношения, я убедилась в том, что необходимо систематически последовательно упражнять детей в проявлении добрых чувств  друг к другу, к куклам. Ведь кукла не только орудие игры, это партнер, товарищ  детских игр, источник радости, а в руках взрослого кукла – одно из важнейших средств воспитания.

Исходя из этого, я решила:

- воспитывать у детей эмоциональное отношение к кукле;

- развивать желание заботиться о кукле, проявлять к ней чуткость, внимательность, сочувствие, заботу, доброту;

- через игру с куклой воспитывать у детей добрые отношения друг к другу;

- закрепить в процессе игр с куклами культурно – гигиенические навыки;

- расширить представления детей о предметах домашнего обихода: одежде, посуде, постельных принадлежностях, мебели.

Для осуществления этих задач необходимо было создать такие условия, которые способствовали бы формированию добрых чувств и отношений детей. Одним из условий было оборудование кукольного уголка. В уголок поставили прочную крупную мебель, чтобы малыш не только мог посадить или положить куклу, но и сесть сам. Продумали правильное расположение мебели, учитывая возможные игровые сюжеты: комната, кухня. Игрушечная посуда была также крупных размеров. Родители шили красивые покрывала, яркие фартуки и косынки, вязали для кукол кофточки, платья и т.д. Условия были созданы, но играть с куклами дети еще не умели.

Свою работу я начала с того, что из группы были вынесены все куклы. К их исчезновению дети отнеслись равнодушно.

Через некоторое время я объявила детям, что скоро к нам приедет кукла Маша. А где же она будет жить? Дети показали на кукольный уголок. Все вместе мы убирали комнату Маши. Называя предметы мебели, находили им нужное место. Например, я спрашивала:

- Где кукла будет сидеть?

- На стуле, на диване.

Красиво расставили посуду в серванте, уточняя ее название и назначение: из чашки пьют чай, молоко; в тарелку наливают суп, ложкой едят. Приготовили салфетки, чтобы кукла не испачкала свою одежду во время еды. На прогулке срезали цветы для Маши и поставили на стол. В комнате куклы стало красиво и уютно.

Вот  и приехала Маша! Сколько было радости! Дети рассматривали ее: какая она веселая, с голубыми  глазами, с косичками! Всем хотелось познакомиться с ней, подержать ее.

Для того чтобы малыши научились выполнять простейшие игровые действия, проявлять заботу о кукле, я провела игру « Угощение куклы Маши». Я вежливо угощала куклу, была с ней очень ласкова. При этом я постепенно привлекала детей к выполнению определенных действий:

- Сейчас мы помоем Машеньке руки. Гриша, помоги Маше вытереть полотенцем руки.

- Яночка, надень «дочке» салфетку, теперь Машенька не испачкает платье.

- Вот как она кушает аккуратно, каши берет понемножку. Все съела «дочка» и рот не забыла вытереть салфеткой. Наши ребята, Машенька, тоже умеют кушать.

- Она уже наелась, хочет спать, - заметила Юля.

Предлагаю взять куклу, осторожно ее раздеть, аккуратно повесить одежду на стульчик и завернуть Машу в одеяло.

- Тимофей, покачай Машу!

Мальчик качает, а я пою песенку «Баю, баю, баю, Машеньку качаю». Так малыши, выполняя игровые действия, учились вместе со мной проявлять заботу о кукле.

Еще через некоторое время я сообщила детям, что к нам приезжает другая кукла – Таня. Ребята стали готовиться к ее приезду: в шкафчике отвели полочку для белья, поставили  отдельную кровать. Все были рады приезду Тани. Куклу выкупали, накормили, показали ей картинки, прочитали ей стихи. Встреча с новой куклой была для детей школой чуткости, гостеприимства, заботы, доброжелательности.

Так постепенно я внесла в игровой уголок и другие куклы.

Малыши очень любят играть в дочки-матери. В этой игре проявляется отношение матери к ребенку, отношение между членами семьи. Я брала на себя роль «мамы», спокойно, очень ласково разговаривала с куклой, привлекала детей к выполнению таких же действий.

- Ой, Маша заболела! (Трогаю рукой лоб куклы.)

Звоню по телефону и вызываю медсестру нашего сада, заранее к этому подготовленную. Медсестра ставит градусник, слушает больную, дает лекарство, при этом ласково обращается с куклой. Дети, сочувствуя Тане, играют тихо, чтобы не мешать ей выздоравливать.

Такие игры способствуют формированию у детей глубоко нравственных чувств.

Чтобы вызвать еще больший интерес к куклам, я провела ряд дидактических игр: «Машенька проснулась», «Искупаем Таню», «Уложим куклу спать», «Покажем кукле картинки», «Покормим Таню», «Стирка белья». Дети с удовольствием повторяли в играх ранее усвоенные действия и бережно обращались с куклами.

С большим интересом прошла игра «Разбудим куклу». В этой игре я уделяла внимание воспитанию детей таких чувств, как нежность, заботливость.

Обращаясь к детям, я говорила:

- Будить Машу нужно ласково, нежно как это делает мама, когда будит вас. Послушайте, как я разбужу Машеньку: «Просыпайся, моя маленькая, открой глазки, светит солнышко с утра, в детский сад идти пора». А теперь ты, Яночка, разбуди Машу.

Яна, наклонившись к кукле, ласково приговаривает:

- Вставай, моя Машенька, просыпайся!

Добрые чувства, проявляясь в играх, постепенно входят привычку и распространяются на отношения с товарищами, родителями, окружающими людьми.

Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, опрятности самих кукол. Однажды, поиграв, дети ушли на прогулку, а кукольный уголок оставили неубранным. После прогулки я от имени куклы сообщила детям, что она обиделась на Веру, Данилу за то, что они оставили беспорядок в комнате кукол. Дети сразу же стали наводить порядок: Вера красиво расставила посуду в серванте, а Данила удобно посадил кукол на диване. Остальные наблюдали как они это делают. Так я приучала детей к самым простым трудовым действиям, вызывала желание самим заботиться о том, чтобы куклы жили в чистоте и уюте.

Для того чтобы научить детей соединять в одном сюжете 2- 3 игровых действия, я читала им художественные произведения: «Алёнушка» Е.Благининой, «Наша Маша маленькая», «Маша обедает» С. Капутикян и др. Чтение сопровождала показом соответствующих действий с куклами. В инсценировании произведений активное участие принимали дети. В процессе самостоятельных игр они брали из художественных произведений то что для них было наиболее интересно, и добавляли своё. Так, после инсценирования произведения «Маша обедает» С.Капутикян дети готовили обед, усаживали за стол кошку, собачку, куклу Машу, надевали им салфетки, кормили их.

Наблюдая за играми ребят, я отмечала их бережное, нежное, ласковое отношение к куклам. Постепенно эти чувства, воспитанные в играх, стали проявляться и в повседневной жизни.

Чтобы укрепить добрые чувства, возникающие у детей, я стремилась создать ситуации, побуждающие к добрым поступкам: помочь товарищу, посочувствовать, поделиться с ним. Поощряла тех детей, которые проявляли заботу о других.

Я хорошо понимала, что воспитание добрых чувств у детей – одна из сложных педагогических проблем и положительное её разрешение во многом зависит от контакта с родителями.

Я провела родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей – важное условие воспитания детей». Разъяснила, что атмосфера дружелюбия, искренности, внимания в семье является залогом успешного воспитания ребенка.

Также я проводила консультации для родителей: « Как формировать у детей раннего возраста добрые чувства», « Каким растет ваш ребенок». Вела индивидуальные беседы с родителями о положительных и отрицательных поступках их детей.

Систематически я проводила педагогическую пропаганду через родительские уголки на темы: «Умеем ли мы играть с детьми», «Как родители могут использовать игры с куклами для воспитания детей, «Как руководить играми в условиях семьи».

Родители оформляли фоторепортажи «Играем вместе».

В результате проведенной работы я убедилась, что активное участие педагогов и родителей в воспитании детей оказывает положительное влияние на их чувства, взаимоотношения, учит малышей быть добрыми, приветливыми, проявлять внимание друг к другу.

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...

Статья на тему: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».

Тема: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитательОрганизация: МБДО...

Развитие речи детей через сказку. Воспитание добрых чувств.

Из опыта работы над сказкой в группе раннего возраста....

План работы с родителями по воспитанию гражданских чувств через ознакомление с народной культурой

План работы с родителями по воспитанию гражданских чувств через ознакомление с народной культурой...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/

Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться ег...

Статья "Добрые слова лучше мягкого пирога" (советы родителям по воспитанию добрых чувств у дошкольников)

Предлагаю Вашему  вниманию  статью по формированию у детей умения общаться, замечать в других людях качества, достойные похвалы, и отмечать это добрыми словами, комплиментами.  Здесь Вы...

Проект "Воспитание добрых чувств у детей старшего дошкольного возраста через беседы о человеческом участии и добродетели на основе авторских сказок"

Проект рассчитан на детей подготовительной к школе группы и их родителей. И  направлен на воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, умения сочувствовать и проявлять милосердие....