Занятие по ознакомлению с окружающим "Кто такие казаки"? Старшая и подготовительная группы.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Войнова Галина Александровна

 

Занятие по ознакомлению с окружающим. «Кто такие казаки»?

 

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения черноморского казачества; ознакомить с героями-казаками; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков; воспитывать интерес к родным традициям.

Материалы: Старинные фотографии казаков, иллюстрации, вязаные куклы в национальной одежде.

Воспитатель показывает вязаных кукол казака и казачки, читает стихотворение:

Отважные казаченьки России-

Вы рыцари и чести , и добра.

На вольных землях солнечной Кубани,

На древних рубежах Тмутаракани

Забудем наши старые обиды

И будем жить, как наши деды жили.

Ребята, это стихотворение написал замечательный кубанский поэт И.Варавва. Посвящается оно казакам. Кто же такие казаки?

В давние времена, в 1791 году переселились на наши земли казаки по указу царицы Екатерины 2. Казак- это значит вольный человек. Они были призваны сторожить и охранять наши земли. Казаки были  прекрасными воинами, проявляли чудеса храбрости. Воевал казак на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие- саблю, пику, верховую лошадь.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете про казаков:

Дети: «Казак без коня- что солдат без ружья»; «Казак сам голодает, а коня накормит», «Конь казаку-лучший друг», «Сам погибай, а коня выручай», «Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой». Молодцы! Много хороших пословиц вы знаете.

Сейчас я предлагаю нашим мальчикам поиграть в казаков. Игра:
«Конь до коня»

 

Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь».

Ведущий:

 

Казак до казака,          

Конь до коня.                                                                                           Кто папаху уронит,                                                                                       Тот и вон пойдет.                                                                              

Ведущий бросает одному из играющих папаху.  Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры.  Побеждает последний игрок, оставшийся в кругу. Игра повторяется 3 раза.

 

Мальчик читает стихотворение:

 

Вьется лентой степная дорога

И в цветах утопают станицы,

Казаки от родного порога

Защищают родные границы.

 

Воспитатель: Ребята, как называют командира казаков?

 

 

Дети: Атаман.

 

Воспитатель: Правильно. А первым атаманом казаков- черноморцев был З.А. Чепега. Сейчас мы с вами тоже выберем атамана и поиграем, игра так и называется: «Атаман».

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, повора­чиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-ни­будь приз, перепрыгивать через барьер или ров.

 

Воспитатель: Казаки- надежная сила Родины во все времена. А  в мирной жизни казаки выращивали хлеб, разводили скот, ловили рыбу, охотились, строили дома, возводили церкви. Показывает фотографию казака. Посмотрите, ребята, как выглядели казаки.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлыкк, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы. Показывает фотографию казачки.

Воспитатель: Очень интересный наряд у казачек. Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки, сшитый из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Казачки были прекрасными хозяйками, а в праздничные дни девушки- казачки водили хороводы и пели песни. Девочки танцуют хоровод: «Ходила младешенька по борочку».

Ходила младёшенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».

 

Воспитатель: Очень любят на Кубани петь частушки. И сейчас наши ребята
исполнят их.



Мы девчата – казачата,
Не умеем мы тужить
Без частушек – прибауток 
Нам и суток не прожить.

Девочки – беляночки,
Где вы набелились?

Мы вчера коров доили – 
Молоком умылись.

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас,
Повезу свою подружку 
Всем ребятам напоказ!

Не смотрите вы на нас,
Глазки поломаете,
Не из вашей мы станицы,
И вы нас не знаете.

Мы кубанские ребята,
Мы нигде не пропадем,
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поем.
 

Воспитатель: В конце нашего занятия я хочу предложить вам выполнить задание: Давайте попробуем сделать небольшие зарисовки - схемы о нашем крае. Каким вы его себе представляете? Чем он славится? Дети на небольших листах бумаги рисуют схемы и по очереди обосновывают их. Например, «солнце» - наш край солнечный, «волны» - зона отдыха, курортов, «горы» - туризм, отдых, «дерево» - край лесов, «рожь» - край полей, «овощи» - край богатого урожая
и т. д.

· Наш общий дом, наш дом родной –

· Любимый край, где мы живем!

· Земли Кубани широки, необъятны

· Каждый день и хорош и пригож,

· Поезжай за моря – океаны,

· Лучше Кубани ты не найдешь!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и экспериментальной деятельности в подготовительной группе « В гостях у гномиков».

Занятие поможет  формированию у детей осознанного правильного отношения к природе, ее явлениям и объектам, основанным на чувственном их восприятии, эмоциональном отношении и полученных в результа...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в подготовительной группе "Страус"

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о классе птиц, о страусе.Воспитывать бережное отношение к природеРазвивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

1.    Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2.    Через эксперименты с разными предметами учить де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».

Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....