"Рисуем, творим, фантазируем..."
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Макеева Антонина Ивановна

 

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Изобразительная деятельность приносит много радости

 

 

Занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами.

 

Предлагаю ознакомиться с  примерами использования нетрадиционных способов изображения с учётом возрастных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_tvorim_fantaziruem.doc79.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:                                                «РИСУЕМ, ТВОРИМ, ФАНТАЗИРУЕМ».

Воспитатель 1 квалификационной категории Макеева Антонина Ивановна

4

                         «...Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                            Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене,                                                                                                                      И в трамвае на окне...»

                                                         Э.        Успенский

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале, созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. Иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятой из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами. Использовать нетрадиционные способы изображения.

В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее.

Педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Использование нетрадиционных способов изображения с учётом возрастных особенностей.

Использование нетрадиционных изобразительных техник позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании. Пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Доступность использования нетрадиционных способов изображения определяются возрастными особенностями дошкольников.

Так, начиная с двух лет дети могут освоить «пальчиковую живопись», «отпечатки пальцами и ладошками», «работу цветным мелом /пастелью/ на тёмной бумаге, «сминание гофрированной бумаги».

Начиная с трёх лет, малыши могут освоить различные виды печати, для получения оттиска используя самые различные предметы: ластик, кубик, пробки, разрезанные овощи /картофель, морковь и др./ Из овощей можно сделать фигурные формы /цветок, месяц, треугольник и т.д./, получение фигурных оттисков доставит малышам большое удовольствие при украшении салфетки, косынки или платка.

С четырёхлетнего возраста дети могут освоить смешанные техники: например, работать печатками и дорисовывать недостающие изображения, выполнять рисунок восковыми мелками и перекрывать его акварельными красками. В этом возрасте дети могут освоить технику «кляксографии», выполнять работы по трафарету, рисовать угольной палочкой, сангиной, соусами и сухой кистью.

С пяти лет дошкольники могут усвоить сложные формы кляксографии, например, «кляксография с трубочкой». В такой технике выразительно получается тема^Старые корявые деревья», «Ветки деревьев», «Сказочное или фантастическое существо» и др.

В старшем дошкольном возрасте непредсказуемостью изображения привлекает необычная техника «кляксография нитью». Нитка окунается в краску, а затем укладывается в произвольном виде на половинку листа,

согнутого пополам. Затем, изображение закрывается второй половинкой листа, и нитка потихоньку вытягивается. После того, как нить вытянута, на двух сторонах листа получается одинаковое изображение. Дети внимательно его рассматривают и дорисовывают недостающее.

ПРИМЕРЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ  ТЕХНИК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ  РАБОТ.

  1. Граттаж./От франц. «грате»-царапать/ -- плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина /свечой/, затем смешивают чёрную гуашь с клеем ПВА и широкой кистью покрывают поверхность листа «холст готов». Когда всё высохнет, заострённой палочкой процарапываем рисунок. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. /Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения./
  2. Набрызги. Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом /палочкой/ по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
  3. Расчёсывание краски. Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
  4. Рисование штрихом. Этот приём рисования называется «ЧИРКАТЬ» -  карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих-это линия, черта, проведённая одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный, или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему. Способ штриховки – кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрее закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются темп рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук. 

5.Рисование солью. На тонированный лист бумаги или цветной картон нанесите рисунок. Затем, клеем ПВА прямо из носика проходим по контуру изображения. Пока клей не засох, быстро посыпаем солью. После сушки рисунка клей стряхиваем.

6.Рисуем трубочками. Поставьте каплю любой краски на лист бумаги. Возьмите коктейльную трубочку, сильно дуйте сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны. Рядом поставьте каплю другого цвета и проделайте с ней то же самое. Посмотрите, что у вас получилось. Может звёздочка или цветок. Дорисуйте кистью изображение.

7. Рисование мыльными пузырями. В баночке смешайте гуашь, жидкое мыло и воду /5:1:1/. Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри. Возьмите лист бумаги и осторожно перенесите пузыри на лист. Получаются удивительные отпечатки, которые можно дорисовать кистью и сделать картинку или открытку.

8.Рисуем ластиками. Лёгкими движениями, не нажимая, заштрихуйте лист бумаги простым карандашом средней мягкости. Уголками ластика «нарисуйте» (протрите) изображение. Периодически чистите ластик о деревянную поверхность. Дорисуйте изображение простым карандашом.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Копцева Т.А. «Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении» Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2011год.

2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Москва. ООО «Издательство Скрипторий».2008год.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы. /Под ред. Вераксы Н.А., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Издание 2-е исправленное и дополненное—М., Мозаика-Синтез, 2011./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Рисуй, твори и удивляйся!"

В консультации раскрывается содержание понятия "детского художественного изобразительного творчества" и основные направления его развития на основе опыта работы изостудии ДОУ....

Рисуем. Творим. Удивляем.

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»....

Дополнительное образование "Рисуем - творим!"

Конспект по дополнительному образова нию в подготовительной группе....

Семинар-практикум для воспитателей «Бумагопластика: воображаем, творим, фантазируем…»

Бумагопластика:-  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,- происходит развитие глазомера.- работ...

Творческий проект "Конструируем, творим, фантазируем!"

Конструирование — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка.  Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, созда...

Твори, фантазируй, играй! Технология "Матрешка".

  Подыгрывание на детских музыкальных инструментах  сказок, стихов, песен и даже картин - это очень увлекательное занятие. Если привлечь друзей, родственников, пришедших в гости, боль...