Информационно-практико-ориентированный проект "Я и моя семья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Прокофьева Татьяна Владимировна

Актуальность

     Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная  культура, нормы поведения в обществе.   Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере  родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому  проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_semya_2013.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-практико-ориентированный проект

 «Я и моя семья»

Актуальность

     Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная  культура, нормы поведения в обществе.   Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере  родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому  проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.

Цель проекта:

 Систематизировать и расширить знания детей о своей семье через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о семье, учить разбираться в родственных связях.
  2. Закреплять знания имён, фамилий, места работы и рода деятельности родных
  3.  Формировать у детей интерес к  сохранению семейных традиций и обычаев,  воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
  4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, укреплению детско–родительских отношений..
  6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Знания о своей семье: членах семьи, традициях, родословной.
  • Понимание  значимости семьи в жизни каждого человека, проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Для родителей:

  • Повышение интереса  к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог группы, учитель- логопед, педагог-психолог.

Практическая значимость  проекта заключается в создании  благоприятных  условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

 Теоретическая значимость проекта заключается в разработке  содержания, форм и методов,  предусматривающих поэтапную организацию  приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Образовательные области, охватываемые проектом:

  • социализация;
  • коммуникация;
  • познание;
  • чтение художественной литературы;
  • художественное творчество

1 этап – диагностический.

1. Подобрать диагностический инструментарий

  • Диагностическое исследование по выявлению знаний  детей о своей семье (приложение №1)
  • Проективная методика «Рисунок семьи» - помогает выявить отношение ребенка к членам семьи, свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

2. Провести диагностическое исследование.

3. Проанализировать результаты.

 2 этап – подготовительный

1. Предварительная работа:

- поиск художественной литературы, иллюстративного материала, просмотр слайдов и мультфильмов семейной направленности;

-  подбор консультаций для родителей.

2. Составление перспективного плана проекта.

Перспективный  план работы  с детьми в рамках проекта

 «Я и моя семья»

2012-2013 учебный год.

Мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Результат


1. Диагностика


октябрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель группы


Рабочие материалы, аналитическая справка

2. Тематическое занятие «Права и обязанности в семье»

октябрь

Педагог-психолог

Воспитатель группы

Рабочие материалы

3. Пословицы и поговорки о семье


октябрь

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатель группы


Рабочие материалы

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «День рождения»


ноябрь


Воспитатель группы


Рабочие материалы

5. Рисование «Портреты моих близких», «Мы на отдыхе»


ноябрь

Воспитатель группы

Педагог-психолог


Рабочие материалы

6. Альбом «Профессии наших мам и пап»


декабрь

Воспитатель группы

Учитель-логопед


Рабочие материалы

7. Дидактические игры «Кем быть?», «Кому что нужно для работы?»


декабрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель группы


Рабочие материалы

8. Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Мои домашние питомцы».


январь


Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель группы


Рабочие материалы

9. Чтение художественной литературы о семье.


январь

Воспитатель группы


Рабочие материалы.

10. Игры-драматизации по сказкам

февраль

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель группы

Рабочие материалы.

11.Составление генеалогического древа

февраль

Воспитатель группы

Рабочие материалы.

12. Фотовыставка «Семейные увлечения»

февраль

Воспитатель группы

Рабочие материалы

12. Спортивный досуг «Мама – солнышко мое»

март

Воспитатель группы

Педагог-психолог

Рабочие материалы, сценарий

13. Газета «Выходные с семьей»

март

Воспитатель группы

Педагог-психолог

Рабочие материалы.

14.Индивидуальный  творческий проект в стихах «Моя семья»

апрель

Учитель-логопед

Воспитатель группы

Рабочие материалы.

15. Итоговая диагностика по проекту

апрель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель группы

Аналитическая справка, рабочие материалы

14. Презентация проекта

апрель

Дети, родители, воспитатель группы, педагог-психолог, учитель-логопед

Фото, видеоматериалы, рисунки, альбомы.


Перспективный  план работы  с родителями в рамках проекта «Я и моя семья»

2012-2013 учебный год.

Мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Результат

1. Консультация «Права и обязанности ребенка в семье»


октябрь

Педагог-психолог

Воспитатель группы


Материалы сообщений

2. Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи ребенка»


ноябрь

Учитель-логопед


Материалы сообщений

3. Стендовая информация «Как сделать общение с ребенком продуктивным»


декабрь

Педагог-психолог


Материалы сообщений

4. Альбом «Профессии наших мам и пап»


декабрь

Воспитатель группы

Учитель-логопед

Рабочие материалы


5. Фотовыставка «Семейные увлечения»

февраль

Воспитатель группы

Рабочие материалы


6. Спортивный досуг «Мама – солнышко мое»

март

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель группы


Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи

7. Газета «Выходные с семьей»


март

Педагог-психолог

Воспитатель группы


Рабочие материалы

3 этап – основной (реализация)

Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:

  • работа педагогов с детьми;
  • работа детей и родителей;
  • работа педагогов  и родителей.

4 этап – заключительный

  • Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Кадровые условия:
  •  создать творческую группу для реализации проекта;
  •  выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;
  • способствовать повышению компетентности педагогов по вопросам формирования представлений  о семье у детей дошкольного возраста.

  1. Финансово-экономические ресурсы:

  • приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия;
  • изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности;

  1. Материально-технические ресурсы:

 

Компьютер, доступ к интернет-ресурсам, принтер, видеокамера, фотоаппарат, видео, конференц-оборудование.

  1. Организационно-методические:
  • разработка проекта;
  • разработка конспектов организации совместной деятельности.

  1. Информационные ресурсы:

     размещение информации о проекте на сайте детского сада.

  1. Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь-май).

  1. Правовые ресурсы:

Права и обязанности участников проекта определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.

Перспективы реализации проекта

 Данный проект – готовый методический  материал к использованию в работе другими педагогами и с другими детьми

Литература:

1.  Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // 1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

3. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

4. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.

6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.

7. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1995 г.

8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.

9.  Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загика, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.

10.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя семья»

Информационно-практико-ориентированный проект«Моя семья» 1....

Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"

В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях....

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

«Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).

АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...