Главные вкладки

    Информационно-практико-ориентированный проект "Я и моя семья"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Прокофьева Татьяна Владимировна

    Актуальность

         Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная  культура, нормы поведения в обществе.   Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере  родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому  проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_moya_semya_2013.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационно-практико-ориентированный проект

     «Я и моя семья»

    Актуальность

         Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная  культура, нормы поведения в обществе.   Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере  родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому  проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.

    Цель проекта:

     Систематизировать и расширить знания детей о своей семье через организацию различных видов деятельности.

    Задачи:

    1. Формировать у детей представления о семье, учить разбираться в родственных связях.
    2. Закреплять знания имён, фамилий, места работы и рода деятельности родных
    3.  Формировать у детей интерес к  сохранению семейных традиций и обычаев,  воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
    4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
    5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, укреплению детско–родительских отношений..
    6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

    Ожидаемый результат:

    Для детей:

    • Знания о своей семье: членах семьи, традициях, родословной.
    • Понимание  значимости семьи в жизни каждого человека, проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
    • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

    Для родителей:

    • Повышение интереса  к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
    • Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

    Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог группы, учитель- логопед, педагог-психолог.

    Практическая значимость  проекта заключается в создании  благоприятных  условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

     Теоретическая значимость проекта заключается в разработке  содержания, форм и методов,  предусматривающих поэтапную организацию  приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

    Образовательные области, охватываемые проектом:

    • социализация;
    • коммуникация;
    • познание;
    • чтение художественной литературы;
    • художественное творчество

    1 этап – диагностический.

    1. Подобрать диагностический инструментарий

    • Диагностическое исследование по выявлению знаний  детей о своей семье (приложение №1)
    • Проективная методика «Рисунок семьи» - помогает выявить отношение ребенка к членам семьи, свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

    2. Провести диагностическое исследование.

    3. Проанализировать результаты.

     2 этап – подготовительный

    1. Предварительная работа:

    - поиск художественной литературы, иллюстративного материала, просмотр слайдов и мультфильмов семейной направленности;

    -  подбор консультаций для родителей.

    2. Составление перспективного плана проекта.

    Перспективный  план работы  с детьми в рамках проекта

     «Я и моя семья»

    2012-2013 учебный год.

    Мероприятия

    Срок реализации

    Исполнители

    Результат


    1. Диагностика


    октябрь

    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы, аналитическая справка

    2. Тематическое занятие «Права и обязанности в семье»

    октябрь

    Педагог-психолог

    Воспитатель группы

    Рабочие материалы

    3. Пословицы и поговорки о семье


    октябрь

    Учитель-логопед

    Педагог-психолог

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы

    4. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «День рождения»


    ноябрь


    Воспитатель группы


    Рабочие материалы

    5. Рисование «Портреты моих близких», «Мы на отдыхе»


    ноябрь

    Воспитатель группы

    Педагог-психолог


    Рабочие материалы

    6. Альбом «Профессии наших мам и пап»


    декабрь

    Воспитатель группы

    Учитель-логопед


    Рабочие материалы

    7. Дидактические игры «Кем быть?», «Кому что нужно для работы?»


    декабрь

    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы

    8. Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Мои домашние питомцы».


    январь


    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы

    9. Чтение художественной литературы о семье.


    январь

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы.

    10. Игры-драматизации по сказкам

    февраль

    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы

    Рабочие материалы.

    11.Составление генеалогического древа

    февраль

    Воспитатель группы

    Рабочие материалы.

    12. Фотовыставка «Семейные увлечения»

    февраль

    Воспитатель группы

    Рабочие материалы

    12. Спортивный досуг «Мама – солнышко мое»

    март

    Воспитатель группы

    Педагог-психолог

    Рабочие материалы, сценарий

    13. Газета «Выходные с семьей»

    март

    Воспитатель группы

    Педагог-психолог

    Рабочие материалы.

    14.Индивидуальный  творческий проект в стихах «Моя семья»

    апрель

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы

    Рабочие материалы.

    15. Итоговая диагностика по проекту

    апрель

    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы

    Аналитическая справка, рабочие материалы

    14. Презентация проекта

    апрель

    Дети, родители, воспитатель группы, педагог-психолог, учитель-логопед

    Фото, видеоматериалы, рисунки, альбомы.


    Перспективный  план работы  с родителями в рамках проекта «Я и моя семья»

    2012-2013 учебный год.

    Мероприятия

    Срок реализации

    Исполнители

    Результат

    1. Консультация «Права и обязанности ребенка в семье»


    октябрь

    Педагог-психолог

    Воспитатель группы


    Материалы сообщений

    2. Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи ребенка»


    ноябрь

    Учитель-логопед


    Материалы сообщений

    3. Стендовая информация «Как сделать общение с ребенком продуктивным»


    декабрь

    Педагог-психолог


    Материалы сообщений

    4. Альбом «Профессии наших мам и пап»


    декабрь

    Воспитатель группы

    Учитель-логопед

    Рабочие материалы


    5. Фотовыставка «Семейные увлечения»

    февраль

    Воспитатель группы

    Рабочие материалы


    6. Спортивный досуг «Мама – солнышко мое»

    март

    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи

    7. Газета «Выходные с семьей»


    март

    Педагог-психолог

    Воспитатель группы


    Рабочие материалы

    3 этап – основной (реализация)

    Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:

    • работа педагогов с детьми;
    • работа детей и родителей;
    • работа педагогов  и родителей.

    4 этап – заключительный

    • Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1. Кадровые условия:
    •  создать творческую группу для реализации проекта;
    •  выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;
    • способствовать повышению компетентности педагогов по вопросам формирования представлений  о семье у детей дошкольного возраста.

    1. Финансово-экономические ресурсы:

    • приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия;
    • изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности;

    1. Материально-технические ресурсы:

     

    Компьютер, доступ к интернет-ресурсам, принтер, видеокамера, фотоаппарат, видео, конференц-оборудование.

    1. Организационно-методические:
    • разработка проекта;
    • разработка конспектов организации совместной деятельности.

    1. Информационные ресурсы:

         размещение информации о проекте на сайте детского сада.

    1. Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь-май).

    1. Правовые ресурсы:

    Права и обязанности участников проекта определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.

    Перспективы реализации проекта

     Данный проект – готовый методический  материал к использованию в работе другими педагогами и с другими детьми

    Литература:

    1.  Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // 1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

    2. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

    3. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

    4. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

    5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.

    6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.

    7. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1995 г.

    8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.

    9.  Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загика, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.

    10.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационный практико-ориентированный проект «Музей Необычных книг».

    информационный практико-ориентированный проект "Музей необычных книг"...

    Информационно-практико-ориентированный проект «Моя семья»

    Информационно-практико-ориентированный проект«Моя семья» 1....

    Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"

    В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях....

    Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

    Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

    «Мой дом, моя семья и я». Тип проекта: информационно – практико - ориентированный, групповой, долгосрочный (3 года).

    АктуальностьВ период дошкольного детства формируются основы нравственно – патриотического воспитания. Необходимо пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любв...

    Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

    Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

    Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя

    Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...