Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скворцова Оксана Анатольевна

В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_vord.docx79.6 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-практико-ориентированный проект: «Моя семья. Семейные традиции»

C:\Users\User\Desktop\картинки\samaya-bolshaya-semya-v-rossii-kakaya-ona.jpg 


Проект: «Моя семья. Семейные традиции»

Продолжительность прокта: краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Автор проекта: Скворцова Оксана Анатольевна

Группа: старшая

Участники проекта:- воспитатели группы;

                                     - воспитанники группы;

                                     - родители воспитанников;

                                     - музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

В современном темпе жизни родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи. Дети недостаточно осведомлены о членах своей семьи, семейных традициях.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

- недостаток знаний у дошкольников о своей семье;

- разобщенность между семьей и детским садом.

Цель проекта:

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родственникам, родителям.

Задачи проекта:

- формировать у детей представление  о семье;

- закреплять имена, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

- создание в группе условий, способствующих лучшему общению детей-родителей;

- воспитать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

-  повышение педагогической культуры родителей;

- повысить качество отношений «семья - детский сад».

Предполагаемый результат:

- знание детьми информации о своей семье, о ее членах;

- понимание детьми значимость семьи в жизни;

- проявление каждым ребенком заботы и уважения ко всем членам семьи;

-создание положительного эмоционального микроклимата  в ДОУ;

-повышение педагогической грамотности родителей;

-повышение профессиональной компетентности педагогов;

-обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и          педагогов;

-продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

                             

Этапы реализации проекта

«Моя семья. Семейные традиции»

                                           1 этап - подготовительный

  Участники              проекта

Задачи этапа

   Средства решения, мероприятия

   Дети

Выявить уровень представлений детей о семье.

Обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация - метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о семье?

Семья - это люди, семья - это когда рядом близкие люди, семья - это мама, папа, дети.

Что мы хотим узнать?

Какие люди относятся к членам одной семьи?

Что такое традиции семьи? Как сделать приятно близким людям?

Что для этого надо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработка проекта.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Анкетирование: «Семейные традиции».

Пополнение предметно-развивающей среды.

                                                   2 этап - основной

Понедельник

Дети

  • ОО «Познание»

НОД: «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Т. А. Шорыгина стр. 4

  • ОО «Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Семья».

  • ОО «Труд»

Совместное изготовление атрибутов к дидактической игре: «Как мы помогаем родным».

  • ОО «Чтение художественной литературы»

Сказка «Родные вещи»

Т. А. Шорыгина стр.18

  • ОО «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

  • ОО «Художественное творчество»

Рисование простым и цветными карандашами  (совместная с воспитателем деятельность): «Мое семейное дерево»

Цель: вызвать интерес детей к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и  жанрами изобразительного искусства (портрет). Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.

Родители

Получение приглашений, изготовленных для родителей к участию в проектной неделе.

Консультация в папке «Заботливым родителям»: «Влияние семьи на развитие ребенка».

Консультация в папку «В кругу семьи»: « Давайте создавать  семейные традиции».

Сбор фотографий для дальнейшего оформления стенгазеты «В кругу семьи».

Вторник

Дети

Родители

  • ОО «Познание»

Беседа: «У кого есть дед, тот не знает бед».

Т. А. Шорыгина стр.23

  • ОО «Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Семья».

  • ОО «Физкультура»

Физкультминутка: «Зарядка папина»

  • ОО «Коммуникация»

Составление рассказа по картине «Мы гуляем с дедушкой».

  • ОО «Труд»

Организация условий для дежурства по группе.

  • ОО «Чтение художественной литературы»
    Чтение сказки «Охотник и заяц».

Т. А. Шорыгина стр.28.

Чтение стихотворения «Дедушка и внучка»

Т. А. Шорыгина стр.24

  • ОО «Художественное творчество»

Лепка из пластилина с элементами пластилинографии:

«Птица счастья – семейный талисман»

Цель: закрепить умение лепить птицу, учить совмещать разные приемы работы с пластилином , воспитывать желание сделать приятно родным и близким.

Разучивание в домашних условиях стихотворений о семье.

Подготовка к выставке «Герб моей семьи».

Подбор пословиц и поговорок про семью.

Среда

Дети

  • ОО «Познание»

Беседа: «Бабушка - душа семьи»

Т. А. Шорыгина стр. 31

Дидактическая игра: «Как мы помогаем родным».

  • ОО «Коммуникация»

Высказывания детей о своей семье.

  • ОО «Художественное творчество»

Оформление коллажа: «Семья - глазами детей».

  • ОО «Здоровье»

Пальчиковая гимнастика

 «Как у нас семья большая»

Самомассаж.

  • ОО «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений «Бабушка», «Волшебный сундучок».

Т. А. Шорыгина стр.32-33

Чтение сказки «Бабушка Заботушка»

Т. А. Шорыгина стр. 34

  • ОО «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «У нса гости».

  • ОО «Труд»

Организация условий для дежурства по группе.

Родители

Совместное оформление стенгазеты «В кругу семьи».

Подготовка к совместному чаепитию «Наша дружная семья»

Четверг

Дети

  • ОО «Познание»

Беседа: «Нет такого дружка, как родимая матушка».

Т. А. Шорыгина стр. 38.

Дидактическая игра: «Родство».

  • ОО «Художественное творчество»

Аппликация с элементами оригами:

«Подарок близким и родным»

Цель:  продолжать знакомить детей с элементами оригами, учить составлять композицию из разных материалов «комп. диск, фото, бумага). Воспитывать желание делать приятно  родным и близким.

  • ОО «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений «Мамина улыбка», «Мамины глаза».

Т. А. Шорыгина стр. 41

Чтение сказки «Добрый волшебник».

Т. А. Шорыгина стр. 43

  • ОО «Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Мамина улыбка»

  • ОО «Социализация»

Сюжетно - ролевая игра: «Дочки - матери»

  • ОО « Труд»

Организация условий для дежурства по группе.

Родители

Подготовка к семейному чаепитию.

Пятница

Дети

  • ОО «Познание»

Беседа: «Всегда отец веселится, когда хороший сын родится»

Т. А. Шорыгина стр. 49

Дидактическая игра: «Профессии».

  • ОО «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворения «Мой папа».

Т. А. Шорыгина стр.49

Чтение сказки «Прогулка с папой».

Т. А. Шорыгина  стр. 53

  • ОО «Труд»

Организация условий для дежурства по группе.

  • ОО «Художественное творчество»

Рисование цветными карандашами и цветными мелками:

«Прогулка всей семьей»

Цель: совершенствовать работу цветными карандашами (прорисовка  мелких деталей одежды, лица). Упражнять детей в составлении композиции рисунка. Поощрять любые творческие проявления, развивать фантазию, воображение.

  • ОО «Социализация»

Игра - ситуация «К нам пришли гости».

  • ОО «Коммуникация»

Пословицы и поговорки на тему «Семья»

Родители

Семейное чаепитие «Наша дружная семья»

                                     3 этап - заключительный

Дети

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родственникам, родителям.

  • Семейное чаепитие «Наша дружная семья».
  • Оформление коллажа «Дети рассуждают».

Родители

Включать родителей в воспитательно - образовательный процесс.

  • Оформление стенгазеты «В кругу семьи».
  • Участие в выставке «Герб моей семьи».
  • Семейное чаепитие «Наша дружная семья».

Результаты реализации проекта

«Моя семья. Семейные традиции»

 В ходе подготовки к реализации проекта были проведены  несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос детей. В результате были выявлены знания детей о своей семье.

Вся дальнейшая  работа была направлена на обогащение знаний  детей о семейных традициях,  сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность:  составление семейных гербов и оформление выставки, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм, составление стенгазеты «Моя семья».

       Были изготовлены дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья»,  лото «Моя семья», «Профессии».

       Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник пословиц и поговорок о семье».

       В группе проведен ряд занятий и бесед по темам: «Дерево держится корнями, человек семьей», «Бабушка – душа семьи», «У кого есть дед, тот не знает бед», «Бабушка – душа семьи», «Нет такого дружка, кА родная матушка», «Всегда отец веселится. Когда сын родится».

       Для формирования у детей интереса к своей родословной создали «генеалогическое древо» каждого ребенка.

       Разработаны тематические консультации и буклеты для родителей «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Давайте создавать семейные традиции».

Итогом проекта было «Семейное чаепитие», в ходе которого могли показать свои таланты и родители и дети. Все участники мероприятия получили положительные эмоции.

       И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

                                   

   Пальчиковая гимнастика

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик  - мамочка,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья!!!

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да веселая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках).

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

всех их очень любят дети!

(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель-

(поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в замочек)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошки вверх)

Зарядка "Папина"

Раз, два, становись!

Подравняйся, подтянись!

Шагом марш!

Ходьба на месте, руки врозь,

И руки вместе,

На носочках, не спеши,

Через нос ровней дыши!

Прыг да скок, прыг да скок,

Выше делаем прыжок.

Бег заканчиваем дружно,

А теперь умыться нужно!