Информационно-практико-ориентированный проект «Сказочники» Старшей группы
проект по развитию речи (старшая группа)

 Антонова Любовь Владимировна

Проект "Сказочники": дети сочиняли сказки, мастерили книжки - малышки и дарили их малышам, а также многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №116 "СВЕТЛЯЧОК" Г.БРЯНСКА

Информационно-практико-ориентированный проект

«Сказочники»

Старшей группы «Солнышко»

Воспитатели:

Николаева А.Н.

Антонова Л.В.

Брянск

2018

Информационно-практико-ориентированный проект

«Сказочники»

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей, родителей и педагогов одной группы

По продолжительности: среднесрочный (ноябрь 2018 – январь 2019)

Проблема: во время взаимодействия с детьми старшей группы, возникла проблема что у них у некоторых детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

(Аристотель)

Объект проектной деятельности: процесс развития речи детей старшей группы

Предмет проектной деятельности: мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Способствовать речевому и познавательному развитию детей посредством знакомства с основными способами перекодирования информации, использования условно – графических моделей детьми и формирования умений  составлять мнемосхемы к литературным произведениям

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при пересказе сказок, заучивании стихов, скороговорок, потешек, пословиц и поговорок;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- изготовление книжек-малышек для детей младших групп;

- продолжать развивать навыки драматизации и инсценировки литературных произведений после заучивания произведения при помощи мнемотаблиц;

- Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам, продолжать сказки;

- Формировать умение составлять небольшие сказки;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас;

- способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, наблюдательности, фантазии, воображения;

 - при составлении мнемотаблиц помогать составлять план произведения;

- воспитание добросердечности, заботы о других людях, неравнодушия посредством изготовления книжек-малышек для малышей

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Ресурсы проекта: альбомы для рисования, ножницы, простые карандаши, цветные карандаши, клей, магнитная доска, магниты, столы, стулья, сказки по возрасту детей, ноутбук, видеопроетор

Программное обеспечение: проект разработан в полном соответствии с требованиями комплексной программы "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС

Нормативно-правовые ресурсы: группа детского сада, игровая комната, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.

Материально-технические ресурсы: группа детского сада, игровая комната, соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям

Кадровые ресурсы: воспитатели, дети, родители

Этапы проекта:

Организационный:

Постановка проблемы и цели;

Составление банка идей;

Определение целей и задач проекта,

Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

Прогнозирование результата;

Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой;

Основной:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

 Оформление наглядной информации в родительском уголке;

Организация ППРС;

Проведение НОД по речевому развитию с использованием мнемотаблиц согласно календарного планирования;

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми;

Упражнения по составлению мнемотаблиц к скороговоркам, чистоговоркам, потешкам, пословицам и поговоркам;

Составление загадок по мнемотехнике;

Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек, поговорок и пословиц, составление описательных рассказов по мнемотаблицам;

Инсценировка сказки после заучивания ее по мнемотаблице;

Придумывание новых окончаний к сказкам и их продолжений и занесение их в мнемодорожки сказок;

Придумывание сказки и составление мнемотаблиц к ней;

Изготовление книжек – малышек с использованием мнемотехники в подарок малышам;

Привлечение родителей в помощь детям по изготовлению книжек – малышек малышам;

Посещение младших групп: пересказ малышам детьми старшей группы сказок по книжкам-малышкам и вручение книжек-малышек деткам;

Заключительный 

Презентация рассказов детей, составленных по мнемосхемам родителям;

Презентация книги - сказки, придуманной детьми с мнемосхемами родителям;

Презентация проекта на педсовете;

Планирование работы по продолжению развития данной темы в работе с детьми

План образовательной деятельности

Образовательные области

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей

Взаимодействие с детьми в режимных моментах, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Речевое развитие

НОД:

 Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам;

Пересказ сказки «Лиса и рак»;

Рассказывание из личного опыта «Наш живой уголок»;

Составление  рассказа на тему «Что мы знаем о птицах»;

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»;

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»;

Заучивание наизусть стихотворения К. Чуковского «Ёлка»;

Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима»;

Чтение английской народной сказки «Три поросёнка» в обработке С.Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц;

Чувашская сказка «Мышка Вострохвостик»

Составь «Пословицы и поговорки»(работа с мнемоквадратами);

Составление мнемозагадок; 

Отгадывание мнемозагадок; 

Инсценировка сказки после заучивания ее по мнемотаблице «Три поросенка»;

Составление мнемодорожки по скороговорке: «Цыплятами любуется курица – что ни цыпленок, то умница»;

Составление мнемокнижек – малышек для подарка малышам по сказкам: «Три поросенка», «Колобок»;

Посещение детей младших групп, пересказ им сказок и подарки  детям – мнемокнижки - малышки

Консультация для родителей «Мнемотехника»;

Проведение индивидуальных бесед с родителями;

Помощь родителей детям в изготовлении книжек – малышек малышам

Художественно-эстетическое развитие

Работа в уголке творчества: графическая зарисовка мнемотаблиц

Ожидаемый результат:

Улучшение показателей связности речи; улучшение процесса запоминания детьми произведений, улучшение умения детей составлять описательные рассказы

У детей сформированы умения связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Продукт проекта:

Книжки – малышки по сказкам и скороговоркам;

Мнемотаблицы и мнемоквадраты;

Презентация проекта: «Сказочники»;

Ситуация успешности детей по речевому развитию.

Рефлексия: В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появилось желание пересказывать, сочинять — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов, пересказ и составление рассказов  превратилось в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи детей.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:

Низкая мотивация детей Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике.

Отказ родителей от сотрудничества: Предоставить доступную информацию по данной теме, о её эффективности в процессе развития речи.

Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-starshei-grupe-mnemotehnika-v-razviti-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html

Приложение

Мнемотехника - искусство запоминания

Консультация для родителей

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

    «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

    Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

    Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

    Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

    Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные
  • контролировать длительность запоминания
  • перемещать запомненные данные

    На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации
  • колоссальную экономию времени при запоминании
  • возможность быстрого обучения
  • мощное развитие мышления и внимания  
  • эффективную гимнастику для мозга

 Суть методики для запоминания стихов

    Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

    Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
   Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

    Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении; 
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица).  На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
   Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

    Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

-            Берем заданное на изучение стихотворение.

-            Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

-           Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

-            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

-            Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

НОД: «Заучивание стихотворения ИСурикова «Детство».

(образовательная область «Коммуникация»)

Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением.

Задачи:

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение ИСурикова«Детство» с опорой на мнемотаблицу,с помощью кодирования слов картинками и символами.

2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.

3. Упражнять детей в умении классифицировать, подбирая слова по рифме; подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

Материалы: мяч, игрушка-Петрушка, карточки со слоговыми схемами слов и соответствующие им предметные картинки, дидактическое пособие «Что лишнее?» с предметными картинками на подбор слов по рифме, портрет И. З. Сурикова,мнемотаблица к стихотворению «Детство», карточки-солнышки для рефлексии.

План-конспект НОД:

1. Огрмомент игра с мячом

«Скажи ласково»

Мяч волшебный, помоги! Звук нам в слово позови!

Скажем ласково, и вот звук к нам в слово и придёт.

Каждый должен мяч поймать,

Слово ласково сказать.

Воспитатель надевает на руку игрушку- петрушку

-Здравствуйте девочки и мальчики!

Вы узнали меня? Кто я?

-Здравствуй, Петрушка! Конечно, мы тебя узнали.

Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой по-разному, с разным выражением, с разными эмоциями!

Дидактическое упражнение «Эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, выразительности речи

-Какие вы молодцы!

К вам пришел я неспроста

Поиграть хочу, друзья!

На картинки мои посмотрите:

«Что лишнее?» найдите.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: развитие умения детей классифицировать слова, подбирая их по рифме.

Петрушка:

-Рифма, рифма.

А что такое рифма, объясните мне, пожалуйста! (ответы детей)

- Рифма очень нужна, чтобы сочинить, написать какое-нибудь стихотворение, например, о зиме.

Петрушка:

-А вы знаете стихи о зиме? Прочтите мне, пожалуйста, какое-нибудьстихотворение. Я так люблю стихи!

Дети по желанию читают знакомые стихи о зиме.

Петрушка:

- Молодцы!

Только я забыл: как называется человек, который сочиняет, пишет стихи(поэт)

Воспитатель:

-Правильно, ребята, стихи пишет поэт. И сегодня я хочу познакомить вас с одним очень известным и знаменитым поэтом и разучить его стихотворение. Вы согласны! Приглашаю пройти в литературную гостиную. Вот по этим билетикам (демонстрирует карточки) вы найдёте своё место в литературной гостиной.

Петрушка:

-Ой, а что это нарисовано на билете и как я найду своё место?

- Ребята, помогите, пожалуйста, Петрушке! (Объяснения детей)

Дидактическое упражнение «Найди своё место»

Цель: упражнять детей в деление слов на слоги, работать со слоговой схемой и соотносить схему с нужным словом.

2. Рассказ воспитателя.

- Вот портрет Ивана Захаровича Сурикова.

Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперьстихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.

А поможет нам в этом деле вот эта мнемотаблица (выставляет на мольбертмнемотаблицу произведения).

Итак, Иван Захарович СуриковСтихотворение «Детство»

Я вам его сейчас прочитаю, послушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста своим впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение.

Короткая беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

Воспитатель,читая последнее четверостишие, голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей. Выслушивает мнения детей.

3. Физминутка «Вот так холод, вот мороз» (музыкальная,Екатерина Железнова)

1. Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней.

Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.

2. Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать.

3. Крепче стал мороз никак,

Мерзнем стоя так, Мерзнем стоя так

Нам пора бежать бегом.

Нам нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

4. Чтобы ручки согревать,

Будем их махать. Будем их махать.

И в ладоши будем бить.

И локтями шевелить.

И в ладоши будем бить, локтями шевелить.

5. Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим, Мы бежим, бежим

Чтоб согреться поскорей,

Надо побежать быстрей.

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.

4. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

Чтение стихотворения сначала хором, потом индивидуально. Петрушка тоже старается прочитать выразительно наизусть стихотворение.

5. Подведение итога. Рефлексия.

- Скажи, Петрушка, чье выразительное чтение стихотворения из детей тебе больше всего понравилось?

Петрушка делится своими впечатлениями и просит ребят тоже определить, чья декламация была убедительнее.

Воспитатель:

-Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко. Выбери и ты,Петрушка, солнышко настроения!

Дети делают свой выбор.

Петрушка:

-Спасибо, ребята, что пригласили меня в литературную гостиную. До новых встреч!

-До свидания, Петрушка! Приходи к нам еще!

Спасибо и вам, ребята! Вы были внимательными, вежливыми посетителями литературной гостиной.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\1de9dd300abb0ae5988d79fe4d265742.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

Сказка

«Птичка - Синичка»

   Жила – была Птичка – Синичка. Однажды она летела с речки в свое гнездо и врезалась в дерево, потому что дерево было невидимым. Его заколдовала ведьма, чтобы Птичка – Синичка ударилась, упала, и у нее заболели лапки.

   Мимо Птички – Синички шел Сережа, он поднял ее, принес домой и вылечил.

   Сережа был большим и добрым, он позвал из леса доброго волшебника. Волшебник расколдовал дерево. А на нем было гнездо Птички – Синички. В гнезде были яички и из них вылупились птенчики. Они обрадовались маме, а мама их стала кормить.

   Добрый волшебник прогнал злую ведьму.

   И жили Сережа, добрый волшебник и Птичка – Синичка с птенчиками долго и счастливо.

Авторы сказки: дети старшей группы «Солнышко» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР

Данная формы работы с родителями связана с накопленным опытом и потребностями  родителей.  Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя

Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...