"Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мухаметшина Нурия Разябовна

Знакомство с бытом русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-_russkaya_izba_4.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у детей интереса к малым жанрам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

  • знакомство детей с предметами старинной русской избы
  • знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, о русском быте и гостеприимстве.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • познакомить детей с потешками, загадками, народными играми

Образовательная область «Коммуникация»

  • воспитывать у детей культуру общения

Материалы: загадки, пословицы, поговорки, игра «назови слово», частушки, угощения и предметы быта.

Ход занятия.

 У входа в мини - «избу» детей встречает Хозяйка.

Хозяйка: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют...

Песня «Параня»

(начинает Хозяйка, дети подхватывают)

Хозяйка: А почему Русь называют деревянной?

Дети: Раньше все постройки были из дерева

Хозяйка: Да правильно. Давным-давно люди строили себе жилища из дерева: и полы, и потолки, и стены, и мебель, и посуда…

Наша изба ровно тепла,

Домом жить – не лукошком шить,

Домом жить – не развеся уши ходить,

Домом жить – обо всем тужить.

Дети рассаживаются на лавки

Хозяйка: В моем доме мне все помогает, у меня хорошие помощники: печка барыня, самовар-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода.

Да вот ещё четыре братца:

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной крышей стоят. (Стол)

А на столе у меня голубки,

Которым место – у прорубки. (Блюдца и ложки)

Вот такие у меня друзья помощники

Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Дети: наша хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подает,

Одним одна за всех отвечает.

Хозяйка: Ах, в тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Как для вас, мои друзья,

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

50 пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потеште – пирогов поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Дети угощаются

Хозяйка: А теперь послушайте, о каком предмете Я сейчас вам расскажу?

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым, под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Хозяйка: В старину этот предмет называли гребнем,

Вот он!

Он тоже деревянный. На что он похож? (На расческу)

А вот ещё загадка:

Что за урод - нога и рот

Ничего не вижу, ртом таскаю жижу

Сама не глотаю, а выливаю.

Дети: Это ложка

Хозяйка: А вы знаете про ложку загадку?

Дети:   У неё есть рот и нога,

Она совсем слепая,

Во рту всегда суп

Проглотить не может,

А в другой выливает.

Хозяйка: Ложечки точеные

Ручки золоченные

Ну – ка ложки берите

Да меня повеселите!

Игра на ложках

Хозяйка: А у меня ещё загадка:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

Дети: Ухват!

Хозяйка: А теперь вы загадку про ухват скажите.

Дети: Стоит в углу палка,

А на ней металлическая рогатка.

Хозяйка: А теперь ваша очередь мне загадку загадывать.

Дети: Черная на длинной ручке,

С загнутым носом,

Всегда мешает угли в печи.

Хозяйка: Ах, так это черный конь,

Что скачет в огонь - кочерга.

Ну, раз вы так хорошо знаете, что у меня в избе находится, поиграю я с вами в игру. Вот у меня волшебный волчок, скажешь ему волшебные слова:

«Крутись, волчок, ложись на бочок – он покружится и уляжется».

Куда «носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит, да как называется.

 

Игра «Назови слово».

( Дети называют предметы, находящиеся в «избе», и объясняют для чего они предназначены: коромысло, чугунок, ухват, сундук, прялка, рубель).

Хозяйка: (Хвалит детей). Ну а теперь давайте-ка повеселимся. Сядем рядком, да частушки попоем.

У меня четыре шали,

Пятая пуховая

Не одна я боевая

Все мы здесь бедовые

 

Как топну ногой

Да притопну другой

Сколько я не топочу

Все равно плясать хочу.

 

Хозяйка: Ну, вот и повеселись мы с вами, да потешили друг другу загадками, шутками, да прибаутками. А теперь красны девицы да добрые молодцы собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь.

Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка!

Наделил бы тебя Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...