НОД "Космическое путешествие"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Восптитательно-образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей № 83

КОНСПЕКТ

воспитательно-образовательного мероприятия

для детей старшего дошкольного возраста

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Подготовили: воспитатель

старшей группы

Прончатова С.И.,

ст. воспитатель

Алабина Т.П.

Нижний Новгород

2011 год

Цель: способствовать обогащению игрового опыта детей, доставить детям удовольствие от участия в игре-путешествии.

Задачи:

  • Закреплять имеющие знания и расширять представления о космосе.
  • Развивать воображение детей, творческие способности.
  • Воспитывать убеждение в ценности коллективной деятельности для достижения общей цели, чувство товарищества, взаимопомощи.

В группе воспитатель с детьми.

- Ребята, совсем недавно мы с вами были в планетарии, а сегодня я вас приглашаю посетить дошкольный музей космонавтики. Вы хотите там побывать?

Ответы детей.

Пройдёмте.

Поднимаемся в зал.

- Ребята, мы с вами в музее космонавтики. А знаете ли вы, что такое «Космос»?

Ответы детей.

- Космос – это Вселенная, то есть весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. А что такое «астрономия»?

Ответы детей.

- Слово «астрономия» произошло от двух греческих слов: «астрон» - звезда, и «номос» - закон. Астрономия – это наука, которая изучает звёзды, планеты, Вселенную и всё, что в ней происходит. А как называются учёные, которые занимаются этой наукой?

Ответы детей.

- Да, это астрономы.

Ещё в древности люди, глядя на небо, думали о таинственных космических далях и далёких мирах. Люди считали, что наша планета Земля  находится в центре Вселенной, а вокруг неё вращаются Луна, Солнце и звёзды, но это не так.

В 16 веке польский астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ребята, может, вы знаете, как называются планеты нашей Солнечной системы?

Ответы детей.

Рассматривая макет Солнечной системы:

- Да, Солнце и все эти планеты с их спутниками, кометами, метеоритами образуют  Солнечную систему.

Возможно, что вокруг многих других звёзд вращаются, неизвестные нам, планеты. И на некоторых из них тоже есть жизнь и обитают разумные существа. Наверное, они, также как мы, хотят найти во Вселенной себе подобных и наладить контакт.

На этой экспозиции (показывает макеты, поделки) вы можете видеть, как представляют себе инопланетных жителей ребята нашего детского сада.

- Ребята, а как называется прибор, с помощью которого астрономы изучают звёздное небо?

Ответы детей.

- Правильно, телескоп был изобретён ещё в 17 веке, и с тех пор учёными было сделано немало открытий.

Но, изучая звёздное небо, люди всегда мечтали отправиться в космос, чтобы увидеть всё своими глазами. И только в 20 веке русские учёные Константин Циолковский и Сергей Королёв помогли человечеству покорить космос. Первыми в космосе побывали совсем не люди. Ведь никто не знал, насколько опасным может быть такое путешествие. В первых космических  ракетах путешествовали улитки, рыбки, лягушки, мыши и крысы, обезьяны и собаки.

- Ребята, а как называется место для запуска космических ракет?

Ответы детей.

- Знаете ли вы, как называется человек, подготовленный к полёту в космос? И как звали первого космонавта планеты?

Ответы детей.

- Правильно, это космонавт. И первым космонавтом 12 апреля 1961 года стал россиянин Ю.А. Гагарин.

- А в чём заключается трудность пребывания человека в космосе?

Ответы детей.

- Конечно, это отсутствие воздуха, невесомость.

Неожиданно рассказ прерывается странными звуками – появляется странное существо с иной планеты.

Инопланетянин: Здравствуйте, ребята! Я – Космолётик, прилетел с другой планеты. А вы догадываетесь, с какой?

Выслушивает версии детей.

- Я прилетел из другой галактики, моя планета называется Круглодом. Как вы думаете, почему она так называется?

Выслушивает версии детей.

- Да, Круглодом - это потому что на моей планете все предметы круглой формы.  Вы можете представить, как всё это выглядит?

Ответы детей.

Я привёз с собой фотографии с моёй планеты, но они по пути немного испортились от яркого солнечного света, остались только контуры предметов. Вы поможете мне их восстановить?  

Раздаёт детям листы бумаги с нарисованными кругами.

- Это фотография моего дома.

- А это моей собаки.

- Вот это – стол.

- А это была моя кошка.

- А это – мышка, которую ловит моя кошка.

- А это дерево, которое растёт под моим окошком.

- Это – рыбка из моего аквариума.

- А это, я не помню что.

Дети дорисовывают названные предметы. Космолётик хвалит их, благодарит за помощь.

- Хорошо, теперь мой фотоальбом снова в порядке.

- Я очень люблю путешествовать по космическим далям, но сегодня у меня большие неприятности. Мой бортовой компьютер сломался, я сбился с пути и не могу вернуться домой. Но у меня есть звёздная карта, вы поможете мне проложить на ней маршрут обратного пути?

Получив согласие детей, показывает карту и раздаёт детям такие же, только поменьше.

- Видите на карте чёрные круги? Они обозначают «чёрные дыры». Это звёзды небольшого размера, которые обладают огромной силой притяжения. Эта сила так велика, что чёрная дыра может притягивать к себе и расплющивать своим притяжением космические корабли, кометы и даже целые планеты, которые подойдут слишком близко к ней. Значит, к чёрной дыре приближаться нельзя! И ещё вот что. Запомните, что у голубых звёзд очень сильное, опасное излучение. К ним тоже приближаться нельзя. Двигаться от звезды к звезде можно только в горизонтальном или вертикальном направлении. Наискосок двигаться нельзя!

Давайте повторим: запретными на ваших картах являются чёрные и голубые звёзды. Для прокладки маршрута используйте фломастеры.

Дети выполняют задание, Космолётик следит за правильностью, помогает исправить ошибки.

- Какие вы молодцы! А сами вы хотите отправиться в космическое путешествие на одну из планет вашей солнечной системы? Но в моей ракете есть только одно место, поэтому вам нужно построить свои двухместные ракеты. Для этого, у меня есть необходимые чертежи. (Как вариант – постройка одной общей ракеты).

Дети выбирают схемы, подбирают детали, складывают ракеты.

- Молодцы! Ракеты готовы. Придумайте название своим космическим кораблям, чтобы можно было выходить с ними на связь из центра управления полётами.

Дети придумывают названия.

Но прежде, чем отправиться в полёт, нужно пройти подготовку. Только сильные, дружные, весёлые ребята могут покорять космическое пространство. Вы готовы пройти испытания?

Ответы детей.

- Для начала выберем командира корабля, а заодно, проверим, знаете ли вы планеты своей солнечной системы.

С помощью считалки выбирают командира.

Жил на свете звездочёт,

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!

- Очень часто в космосе происходят различные сбои в работе оборудования, и тогда нужно чётко следовать командам командира, который руководит всем экипажем. Стройтесь в колонну за своим командиром и чётко выполняйте команды, передаваемые с Земли, из центра управления полётами:

Три шага вперёд,

Два шага вправо,

Четыре шага вперёд-влево,

Один шаг назад,

Один шаг вперёд-вправо,

Пять шагов влево.

- Молодцы, дружно и чётко выполняете команды, командир правильно направляет свой экипаж.

- Настал черёд проверить, весёлые ли вы космонавты. Знаете ли вы какую-нибудь весёлую космическую песню? А исполнить её сможете?

Звучит фонограмма, дети исполняют песню «Снаряжаем мы ракету».

- А теперь, по команде «Звонок колокольчика» занимайте места в своих летательных аппаратах.

На столе, за ширмой, находятся деревянные ложки, металлофон, стакан с водой, колокольчик. Поочерёдно Космолётик извлекает из них звуки. По звонку колокольчика дети должны занять места в ракетах.

- Ключ на старт! Протяжка! Обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, Поехали!

Мультимедийная презентация.

- Летим, пролетаю  созвездия псов. Приём! Какие созвездия на вашем пути? Экипаж … (например: «Солнечный»? Экипаж «Лунный»? и др.).

Ответы детей.

- Внимание, сообщение из центра управления полётами! Открыто новое созвездие. Но его фотоснимок испорчен, осталось только описание. Необходимо выполнить посадку, чтобы восстановить изображение и придумать название нового созвездия. Объявляю посадку на ближайшую к нам планету. Внимание отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Посадка.

Импровизированный выход на планету.

- На планете почти полная невесомость. Необходимо собрать камни, подходящие по размеру и количеству, чтобы восстановить изображение созвездия:

- Три больших.

- Восемь маленьких,

- Пять средней величины,

- Один огромный.

Будьте осторожны, плавно передвигаясь, не столкнитесь с другими объектами.

Дети собирают камни. В это время на полу раскладывается «поле» 3*3 (из лент).

- А теперь по описанию  необходимо расположить наши звёзды-камни:

1. Самая большая звезда в центральной клетке.

2. Три  большие звезды:

 1- в центральной клетке верхнего ряда,

 1 – в левой клетке среднего ряда,

 1 – в правой клетке среднего ряда.

3. Звёзды средней величины:

2 – в верхнем левом квадрате: 1- в верхнем левом углу, 1 – в нижнем правом углу.

2 – в верхнем правом квадрате: 1 – в верхнем правом углу, 1- в нижнем левом углу.

1 – в нижнем ряду, в центральной клетке.

4. Звёзды-малютки:

4 – в углах нижней левой клетки,

4- в углах нижней правой клетки.

- Проверим правильность расположения звёзд.

- Как вы думаете, на что  похоже наше созвездие, как его назовём.

Версии и предложения детей.

- Итак, созвездие называется… Необходимо его фотографию и название отправить по космической почте в центр управления.

«Фотографируют»  и «отправляют».

- Наше путешествие продолжается. Занять свои места. Внимание, приготовиться, СТАРТ.

Мультимедийная презентация.

- Внимание! По правому борту планета космических животных. Они почти такие же, как на Земле, но кое-чем отличаются от них, хотите узнать чем?

1. Быстрее всех от страха

Несётся…

2. По горной круче проходил

Покрытый шерстью …

3. По ловкости он чемпион –

Огромный, неуклюжий …

4. День и ночь кору грызёт

Саблезубый …

5. Парить средь облаков готова

Хозяйка воздуха …

6. Совсем от страха ослабев,

   Забился в норку робкий …

- Вот такие странные животные живут на этой планете. Предлагаю их сфотографировать через иллюминаторы, а, вернувшись на Землю, напечатать их фотографии, чтобы удивить друзей.

Фотографируют.

- Внимание, внимание! Всем экипажам! Приготовиться к посадке, на горизонте планета Плутон. Начинаю отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Касание, всем выйти из кораблей.

Появляются Плутонята.

- А вот и мои друзья. Они очень любят играть.

Плутонята: Здравствуйте, мы очень рады вас видеть на нашей планете Плутон. Вы люди с планеты Земля. А мы жители-игрунки. Любим играть и выращивать необычные цветы. Вы любите играть? Тогда вставайте в круг, мы вас научим играть в нашу любимую игру «Лавата». Запомните припев:

Вместе танцуем мы,

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец весёлый наш,

Это «Лавата».

- А теперь повторяйте за нами:

Мои руки хороши (Показываем обе руки).

А у соседа лучше. (Берём соседей за руки).

Идём по кругу, держась за руки, и поём припев.

Мои коленки хороши,   (Показываем коленки)

А у соседа лучше (Берём соседей за коленки).

Идём по кругу, держа друг друга за коленки, и поём припев.

Мой живот так хорош,   (Показываем живот)

А у соседа лучше  (Кладём соседям руки на живот)

Идём по кругу, положив руки на животики соседей, и поём припев.

Мои пятки хороши, (Показываем пятки).

А у соседа лучше (Берём соседей за пятки).

Идём по кругу, стараясь держаться за пятки соседей, и поём припев.

Мои уши хороши, (Показываем уши).

А у соседа лучше (Берём соседей за уши).

Идём по кругу, держа друг друга за уши, и поём припев.

Плутонята: Молодцы, ребята! Быстро вы освоили нашу весёлую игру. Вам понравилось?

Ответы детей.

Космолётик: Да, здорово повеселились! Но вам пора возвращаться на Землю.

Плутонята: На Землю? А какая она?

Ответы детей.

Плутонята: Очень интересно. Вот бы посмотреть на неё, хоть одним глазком.

Космолётик: Ребята, на моём корабле есть фотография Земли, сделанная из космоса. Может, подарим её Плутонятам?

Ответы детей.

Космолётик достаёт изображение-пазл (разрезные картинки) Земли.

- Ой, кажется, от космических вибраций и перегрузок фотография повредилась.

Плутонята: Очень жаль, нам так хотелось увидеть вашу планету.

Подвести ребят к тому, что изображение можно сложить из его частей.

Складывание пазла.

Плутонята: Спасибо! Она такая красивая ваша планета Земля!

Ребята, на нашей планете тоже растут цветы необычайной красоты. Они не простые. Цвет их лепестков передаёт настроение наших гостей и жителей планеты. Нам бы очень хотелось, чтобы частичку своего настроения вы оставили у нас перед отлётом. Вы хотите, чтобы у нас остался цветик вашего настроения? Тогда скорее ищите лепестки, цвет которых вас больше всего привлекает сейчас.

Выбор детей. Складывание  цветика.

Плутонята: Все вместе вы вырастили новый прекрасный цветок для нашей планеты. Спасибо.

Ребята, мы научили вас играть в нашу любимую игру, а вы, мы знаем, очень любите танцевать. Не могли бы вы нас научить танцевать?

Танец «Плуто-плуто-Плутончики».

Плутонята: Вот спасибо вам, ребята! На прощание позвольте подарить вам космический материал, из которого можно сделать любой защитный скафандр. Ведь в космосе может случиться разное. Дарят детям фольгу.

Дети благодарят.

Космолётик: Пора, друзья! Время не ждёт! Отправляемся в обратный полёт!

По местам! Начинаю обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Поехали!

Мультимедийная презентация.

Космолётик: Приближаемся к планете Земля. Как она прекрасна! Предлагаю сделать фотографии на память, а по прибытию проявить их.

- Внимание, всем экипажам, пристегнуть ремни! Посадка может быть жёсткой. С удачным приземлением, ребята!

Ну, а мне пора возвращаться в свою галактику. С нетерпением буду ждать ваших фотографий удивительных животных с далёкой планеты, и фотографий планеты Земля, а может, вы ещё что-нибудь придумаете интересное! До новых встреч!

В «Музее» детей встречает воспитатель.

Воспитатель: Ребята, где вы были? Я с ног сбилась, искала вас по всему детскому саду.

Ответы детей.

- Очень интересно. А фотографии когда печатать будем? Так хочется посмотреть, что вы видели во время путешествия.  А это что такое блестящее? Вы меня научите, как сделать скафандр из этого космического материала? Тогда, скорее, в группу, мне уже нетерпиться  увидеть и услышать всё о ваших приключениях!

Дети с воспитателем возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...