План - программа экологического кружка "Муравьишка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

План - программа экологического кружка включает в себя пояснительную записку, цели  и задачи кружка, учебный план на два года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_muravishka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа экологического кружка «Муравьишка»

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон

 серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок

и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную

тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи

лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский        

 

Пояснительная записка

Кружок «Муравьишка » имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с эти необходимо больше уделять внимание экологическому воспитанию дошкольников.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

     В основу содержания кружка легла  программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая предполагает формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно- правильного отношения к природе).

Цель экологического кружка

Воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи

- обогащать знания детей о мире природы и способах общения с ней;

- формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности;

- воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Форма организации занятий

Кружок рассчитан на 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю.  Продолжительность – 25-30 минут.  Количество детей 10 -12

Методическое обеспечение

Программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжова.

  1. Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Блок занятий «Я и природа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005
  2. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина, камни» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005
  3. А. А. Плешаков «От земли до неба: атлас – определитель» - М.: Просвещение, 2010
  4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Л.В. Ковинько. Секреты природы - это так интересно!- М.: 2004

Учебно-тематический план – 1 год

Тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

«Я и природа»

(«Дом под крышей голубой»)

4

«Что такое природа»

Дать представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека

Дидактическая игра «Природа и рукотворный мир», «Человек учится у природы»

«Живая и неживая природа»

Познакомить с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками

Сравнение «дома - природы» и дома

Дидактическая игра «Живое – неживое»

Ящик ощущений

«Наш дом – природа»

Познакомить с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок)  - часть природы

Дидактическая игра «Что на что похоже»

«Природа вокруг нас»

Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой.

Экскурсия по участку детского сада

Дидактическая игра «К названному дереву беги»

«Вода»

(«Волшебница – вода»)

5

«Волшебница вода»

Закреплять основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества

Экспериментирование с водой.

Опыт «Куда исчезла соль?»

«Вода вокруг нас»

Закреплять знания о различных состояниях воды – твердом, жидком, газообразном

Опыты «Пар и лед тоже вода»

«Путешествие капельки»

Познакомить с элементами круговорота воды в природе

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

«Кто живет в озере?»

Познакомить с водными растениями, животными озера, их приспособленность к жизни в воде и связью между собой

Дидактическая игра

«Угадай, кто это»

«Почему воду нужно беречь?»

Рассказать о загрязнении водоемов и его влиянии на жизнь животных, растений, человека; вода и наше здоровье.

Опыт «Очистка грязной воды»

«Воздух»

(«Воздух – невидимка»)

3

«Воздух  - невидимка»

Познакомить со значением воздуха в жизни человека и других живых организмов

Опыт «Как увидеть воздух»

«Мы ветры»

Познакомить со свойствами ветра, его ролью в природе и жизни человека

Опыт «Здравствуй, ветер»

 

«Чистый воздух и наше здоровье»

Познакомить с источниками загрязнения воздуха, с ролью растений в поддержании чистоты воздуха

Презентация «Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем»


«Солнце»

(«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»)

3

«Солнце – источник света и тепла»

Познакомить с солнцем  как источником

света и тепла, роль света в жизни растений и животных

Опыт «Волшебный лучик»

«Там, где всегда зима и там, где всегда лето»

Познакомить с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары,  их приспособленностью к условиям обитания

Дидактическая игра «Кто где живет»

«Письмо черепахе, белому медведю»

«Смена дня и ночи»

Формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи, влияние на жизнь человека, животных и растений

Дидактическая игра «День и ночь – сутки прочь»

«Песок, глина, камни»

(«Что у нас под ногами»)

3

«Что у нас под ногами»

Познакомить со свойствами песка и глины, показать, чем они похожи и чем отличаются.

Экспериментирование с песком и глиной

«Для чего человеку песок и глина»

Познакомить с использованием песка и глины в зависимости от их свойств, воспитывать уважительное отношение к народным промыслам.

Художественное творчество. Лепка посуды из глины.

«Путешествие на вершину горы»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней, познакомить с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к условиям обитания

Экспериментирование с камнями дидактическая игра

«Опиши, а мы угадаем»

«Почва»

(«Почва – живая земля»)

3

«Почва – живая земля»

Познакомить с почвой как верхним, плодородным слоем земли.

Экспериментирование с почвой, песком и глиной

«Подземное царство»

Познакомить с обитателями почвы, их особенностями и ролью в формировании почвы, необходимостью охраны почвы

Опыт «Чем дышат почвенные обитатели»

«Волшебные превращения»

Познакомить с образованием перегноя, с теми,  кто помогает волшебным превращениям

Опыт «Удобрение для растений»

«Животные»

(«Кто в доме – природе живет»)

4

«Какие бывают животные?»

Познакомить с разнообразием животного мира, с основными отличительными признаками животных, значением внешних особенностей в жизни животных

Работа с моделями «Птицы, звери, рыбы, насекомые»

«Как животные питаются, передвигаются, защищаются»

Познакомить со способами передвижения и защиты животных, их приспособленность к среде обитания

«Как звери зимой в лесу живут»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях, развивать представления о сезонных изменениях в жизни животных

Презентация «Как звери зимой в лесу живут»

Дидактическая игра «Кто где зимует»

«Почему белый медведь белый?» (27 февраля – Международный день защиты белого медведя.

Познакомить с ролью окраски животных

Растения

(«Что в доме – природе растет»)

4

«Какие бывают растения?»

Познакомить с разнообразием растений в природе, с их характерными признаками.

Дидактическая игра «Кто где живет» Рассматривание гербария

«Части растений»

Закреплять знания о различных частях растения и их функции

Моделирование

«Как растения питаются и защищаются»

Формировать понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания.

Дидактическая игра

«Опиши, а мы угадаем»

«Растение и окружающая среда»

Формировать представление о связи растений с различными экологическими факторами, о сезонном развитии растения

Работа с комплектом карточек Н.А.  Рыжовой «Одуванчик»

«Лес»

(«Лесной  дом»)

2

«Удивительный лес – полон сказок и чудес»

Познакомить с «домом» растений и животных, значением леса как части природы, его ролью в жизни человека

Моделирование «Этажи леса»

«С кем дружит ель»

Познакомить с взаимосвязью лесных обитателей (растений и животных, растений и растений, животных и животных)

Моделирование цепей питания

«Почему они исчезают»        

выяснить причины исчезновения лесов на Земле, почему и как нужно охранять леса        

Художественное творчество «Не рубите ёлочку – зеленую иголочку!»

«Человек и природа»

(«Если ты человек, веди себя по-человечески!)

3

«Кто где живет и почему»

Закреплять знания о природе как среде обитания, «доме» человека, животных, растений

Дидактическая игра «Чей это дом»

«Жалобная книга природы»

Познакомить с редкими, исчезающими животными и растениями, выяснить, почему они нуждаются в нашей защите, для чего созданы Красные книги

Моделирование «Как сберечь природу»

«Будь природе другом!»

Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе, формировать эстетическое восприятие природы

Природоохранная акция «Украсим Землю цветами»

Учебно-тематический план – 2 год



Тема


Количество часов


Теоретическая часть


Практическая часть

«Я и природа»

(«Дом под крышей голубой»)

2

«Дом под крышей голубой»

Закреплять представления о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок)  - часть природы.

Дидактическая игра «Живое – неживое»,

«Природа и человек»

Составление рассказа «Я путешествую на облаке»

«Природа вокруг нас». 

Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой.

Экскурсия по участку детского сада Дидактическая игра «Найди, что опишу»

«Вода»

(«Волшебница – вода»)

5

«Эта волшебница вода»

Формировать представление об испарении воды, образовании облаков, радуги, росы, тумана, закреплять свойства воды, различные состояния

Опыт «Радуга в комнате»

«Куда бежит река»

Познакомить с разными видами водоемов, с тем как образуются реки

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

«Вода нужна всем»

Закреплять представления о роли воды в жизни наземных растений и различных животных, экономное использование воды как ресурса, формировать экологически грамотное поведение ребенка в быту.

Опыт «Вода нужна всем»

 

«Край голубых озер»

Познакомить с озерами Мурманской области,  с водными растениями, животными, формировать экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов

Художественное творчество «Сбережем наши озера»

«Всемирный день защиты животных - 4 октября»

Познакомить с историей праздника защиты животных закрепить знания о редких, исчезающих животных и растениях, выяснить, почему они нуждаются в нашей защите, для чего созданы Красные книги, закреплять знания о правилах поведения в природе

Праздник «Мы - друзья природы»







«Воздух»

(«Воздух – невидимка»)

4

«Воздух вокруг нас»

Закреплять свойства воздуха, его значение в жизни человека и других живых организмов

Опыт «Как увидеть воздух»



«Роль ветра в жизни живых организмов и человека»

Познакомить с  распространением семян растений ветром, особенностью строения таких семян (семена – паршютики и крылатые семена)

Дидактическая игра «Узнай дерево по семенам»

«Воздух – дом птиц и зверей»

Дать представление о воздухе как среде обитания живых организмов, закреплять знания о летающих животных (птицы, насекомые, звери)

Дидактическая игра «Летает – не летает»

«Воздух, ветер и человек»

Формировать понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья, понимание роли растений в очистке воздуха.

Художественное творчество «Чтобы воздух был чистый»

«Солнце»

(«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»)

2

«Солнце – источник тепла»

Познакомить с температурой и способами ее измерения (термометр)

Опыты с термометром

«Роль Солнца в жизни человека»

Осознание детьми значения  и роли солнца в жизни людей, животных и растений

Моделирование

«Песок. Глина. Камни»

(«Что у нас под ногами»)

4

«Подземная кладовая»

Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека»

Экспериментирование с торфом, железом

«Камни из растений и животных»

Познакомить с некоторыми камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, их использованием человеком

Экспериментирование с мелом, янтарем

«Дымящие горы и таинственные пещеры»

Дать представление о вулканах

и пещерах, об обитателях пещер

Экспериментирование

с пемзой

«Какая бывает соль»

Формировать представление о соли и ее свойствах

Экспериментирование с солью

«Растения»

«Что в дома – природе растет)

6

«Дома» растений: луговые, лесные, болотные»

Познакомить с растениями, произрастающими в лесу, на лугу, болоте, их приспособленностью к среде обитания, ролью в жизни человека

Дидактическая игра

«Что где растет»

«Дикорастущие и культурные растения»

Познакомить с дикорастущими и культурными растениями, их ролью в жизни человека.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»

«Сладкие и кислые, есть и ядовитые»

Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями, ролью каждого организма в природе, их место в пищевых цепочках, правилами обращения с незнакомыми растениями, формировать  умение различать ядовитые растения

Дидактическая игра «Найди и назови»

«Великие путешественники»

Обобщить представления о комнатных растениях, дать представление о светолюбивых и теневыносливых  растениях, закреплять об уходе за комнатными растениями

Опыт «Необходимость удобрений для роста растений»

«В царстве грибов»

Показать роль грибов в круговороте веществ и в жизни других организмов, связь с деревьями, животными.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

«Почему они исчезают»

Формировать правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе

Художественное творчество «Не сорви цветок»Природоохранная акция «Снежное покрывало»

«Животные»

(«Кто в доме – природе живет»)

4

«Животные луга, леса, водоемов»

Познакомить с некоторыми животными, живущими в лесу, на лугу, в водоеме, их приспособленностью к среде обитания

Дидактическая игра

«Кто такой и где живет?»

«Хищники и травоядные»

Расширять и углублять знания детей о диких животных, об их особенностях, условиях жизни

Дидактическая игра «В поисках пищи»

Составление цепи питания

«Животные и окружающая среда»

Показать связь лягушки с окружающей средой, обратить внимание на внешний вид лягушки, объяснить, как ее тело приспособлено к образу жизни и условиям окружающей среды

Д/игра с карточками Н. А. Рыжовой «Развитие лягушки»

Дидактическая игра «Посели лягушку»

«Птичья столовая»

Закреплять знания о зимующих и перелет-ных птицах, приучать заботиться о птицах самостоятельно

Дидактическая игра

«Письмо снегирю»

Презентация «Наши пернатые друзья»

«Лес»

(«Лесной дом»)

3

«Связь животных и растений» Познакомить с взаимосвязью животных и растений на примере сказки В. Бианки «Сова»

Составление экологической пирамиды

«Невидимые ниточки природы»

Познакомить с взаимосвязью живой и неживой природы

Работа с моделями

«Еловый, сосновый лес их обитатели»

Закреплять представление о том, что дерево – «дом» для животных, показать его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, роль в жизни человека

Художественное творчество «Как нужно охранять леса»

Дидактическая игра «Кто с кем дружит»

«Человек и природа»

(«Если ты человек, веди себя по-человечески!»)

3

«Наука о доме» Познакомить с термином «экология», рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе

Художественное творчество «Сбережем природу» Презентация «Берегите природу»

«Как человек использует природу»

Познакомить с выражением «экологи-ческая катастрофа», как ее избежать

Презентация

«Сказка о нефтяной рыбке»

«Май – для цветов рай»

Формировать эстетическое восприятие природы

Природоохранная акция «Украсим землю цветами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.

Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....

План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.

В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода  средней группы....

ПЛАН – ПРОГРАММА по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования «Зелёная тропинка»

Данная программа направлена на развитие  поисково-познавательной деятельности детей  от 4 до 7 лет.  Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для работы с детьми в сред...

План-программа по экологическому воспитанию

Экологическое образование дошкольников-непрерывный процесс обучения, воспитания и развитие ребенка....

План - программа по экологическому воспитанию

Дошкольный возраст - самоценный этап в развити экологической культуры личности....

План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значи...

План - программа "Экологическое воспитание дошкольников"

          Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.Прогнозируемые результаты:- фор...