Занятие - экспериментирование "Исследование недр таинственного острова"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Шаклон Татьяна Николаевна

Учить использовать познавательно-исследовательскую деятельность развития ребенка.  Обеспечить переход от образно-схематического действия к  познавательно - практическому. Продолжать развивать поиск сходства и развития вещей и явлений. Поощрять стремление объяснять связь фактов, используя рассуждения, проявлять интерес  к символическим «языкам», пытаться самостоятельно читать схемы, карты, уметь их конспектировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tainstvennyy_ostrov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Занятие -

экспериментирование

на тему:   «Исследование недр

таинственного острова»

в подготовительной группе

           

                                                                        Воспитатель МБДОУ

                                                                       «Детский сад №35»:

                                                                        Шаклон  Татьяна    Николаевна                                                                                                                                                                          

                   Ст. воспитатель:

                                                                        Лапшина Ирина Юрьевна

                                       

ЭНГЕЛЬС

2012

ЗАНЯТИЕ-ЭКСПЕРМИНТИРОВАНИЕ

НА ТЕМУ:

«ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДР ТАИНСТВЕННОГО ОСТРОВА»

Программное содержание:

-Учить использовать познавательно-исследовательскую деятельность развития ребенка.  Обеспечить переход от образно-схематического действия к  познавательно - практическому. Продолжать развивать поиск сходства и развития вещей и явлений.

- Поощрять стремление объяснять связь фактов, используя рассуждения, проявлять интерес  к символическим «языкам», пытаться самостоятельно читать схемы, карты, уметь их конспектировать.

- Воспитывать умение  работать в коллективе, оказывать помощь друг другу, учить испытывать удовлетворение от полученного результата. Воспитывать любовь к  природе и желание сохранять ее несметные багатства.

            СЛОВАРНАЯ РАБОТА: торф, каменистый уголь, железная руда, комментировать, проба,  контейнер.

        АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: Полезные ископаемые, емкость, исследования, экспериментирование.

   МАТЕРИАЛ: Стаканчики,  тарелочки, воронки, емкости для воды на каждого ребенка; песок, глина, торф, каменный уголь, железная руда; кувшин, ковер, карта, пробы полезных ископаемых, контейнер для них, мантии на каждого ребёнка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстративного материала по теме: Подземная кладовая;

экскурсия в краеведческий музей; чтение художественных произведений:Бажов «Серебренное копытце», Ш.Перро «Беляночка и Розочка», Белоснежка и семь Гномов»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети входят в зал. На полу стоит кувшин.

Воспитатель: Мы с вами очень много путешествовали. И сегодня я предлагаю вам снова отправиться в путешествие. Давайте помечтаем: Куда бы вы хотели отправиться?

(в космос, на другую планету, в Москву, в Африку, на северный полюс, на остров и т.д.)

Воспитатель: Как здорово! Мне нравится эта идея, но мне бы хотелось, чтобы тот остров был непростой, а таинственный. Каким бы вы хотели бы видеть его(дети фантазируют)

Чтобы там бал океан, росли пальмы, жили обезьяны, чтобы там круглый год было лето?

Воспитатель: А я хочу, чтобы там была научная лаборатория и мы с вами могли бы исследовать то, что там обнаружим. Ведь остров-то таинственный. (Раздаётся тихая восточная музыка, воспитатель и дети обращают внимание на кувшин.)

Воспитатель: Смотрите, кувшин, по-моему музыка идёт из него. (Дети предполагают: Этот кувшин  волшебный, там живёт  джин, и т.д.)

        РАЗДАЕТСЯ ГОЛОС ИЗ КУВШИНА.

Голос джина: О,  умные из умнейших, красивые из красивейших! Я слышал ваш разговор и с удовольствием помогу вам. Возьмите  эти очки,  и в добрый путь! (с  потолка спускаются очки,  дети берут и надевают их. Звучит музыка, открывается занавес,   дети снимают очки и видят: перед ними различные части острова»)

Воспитатель: Что же это такое! Остров разобран на части. Давайте построим, может здесь есть какая-нибудь подсказка? (Дети находят карту и начинают её рассматривать).

Воспитатель: С чего начинается наш остров? (остров начинается с берега моря или океана)

Воспитатель: Что идет дальше? (дальше идет песчаный берег, потому,  что здесь желтый цвет)

Воспитатель: Что означает коричневый цвет на карте? (это горы, сначала они низкие,  цвет светло-коричневый,  дальше - высокие, цвет темно- коричневый).

Воспитатель: А что мы видим дальше!? (Дальше идёт лесная зона или равнина , потому-что здесь  зеленый цвет и еще есть водоем. Это озеро или родник.)

Воспитатель: Рассмотрели. Можно начинать собирать. Каждый из вас, возьмет по одной  части «острова» и по карте найдет нужное место. ( Дети складывают «остров»)

Воспитатель: Ну  вот, наш остров готов. Теперь можно его исследовать, но чтобы не нарушить его таинственность, мы должны действовать очень аккуратно. Сначала  исследуем берег моря. ( Звучит музыка.)

Воспитатель: Смотрите, нашел,  на что это похоже! (это песок.)

 Воспитатель: Но чтобы в этом убедиться, мы должны его исследовать. (кладет пробу №1 в контейнер.)

Воспитатель: Идем дальше. Наша дорога поднимается от берега моря в горы. (У подножия горы дети находят еще одну породу (глину) и ее берут с собой для исследования.)

Воспитатель: А теперь трудная часть нашего пути: подъём в горы. Стало холодно, мы поднялись на вершину горы (кто-то из детей находит интересный камень, решаем взять его в лабораторию).

Воспитатель: Пора спускаться вниз. Смотрите, как красиво (звучит музыка).

Воспитатель: Зеленая равнина, цветут цветы, поют птицы, журчит ручей. Давайте его найдём (находим и к роднику).

Воспитатель: Какая вода в роднике! (чистая, прозрачная, очень холодная, она идёт прямо из- под земли, очень полезная). Здесь ребята находят ещё 2 полезных ископаемых: торф и каменный уголь.

Воспитатель: Сколько всего интересного мы с вами нашли. Поработали на славу. Можно и отдохнуть. Кто-то может расположиться около родника, а кто-то погреться на солнечном берегу, опустив ноги в воду. (Дети располагаются на ковре, звучит музыка.)

Воспитатель: Закройте глаза и представьте:

- Ярко светит солнце,

- Дует мягкий ветерок,

- Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух,

- Колышутся травы,

- Над нами гордо кружатся птицы

- Нам хорошо и приятно.

- Мы хотим жить в мире с природой.

- И будем друзьями и защитниками всему живому.

(Музыка заканчивается, открывается ширма, за ней лаборатория.)

Воспитатель: Отдохнули! Пора отправляться в лабораторию для исследования наших находок.

Воспитатель: Смотрите, ребята, как необычна эта лаборатория: сколько здесь различных приборов, схем, а одежда, как у настоящих ученых. Проходите, надевайте ее. (воспитатель и дети надевают мантии и рассаживаются за столы )

Воспитатель: Первое, что мы будем с вами исследовать это проба под №1.

 ( Это  песок.)

Воспитатель: Исследование будем проводиться по схеме, которая лежит перед вами. Комментировать все свои действия нам будет (имя ребенка).

Ребенок: Сначала мы определим цвет вещества.

 Воспитатель: Какого цвета песок! (песок серого цвета)

Ребенок:  Теперь нужно взять песок в руку и посыпать его.

Воспитатель: Что можно сказать о свойстве песка? (он сыпется, он сыпучий.)

 Ребенок: Рассмотрим песок через лупу.

Воспитатель: Что ты видишь, из чего состоит песок! (песок состоит из мелких частичек, они разные по величине. Между частичками находится воздух, поэтому песок сыпучий.)  

Ребенок: Опустить песок в емкость  с водой.

Воспитатель: Что произошло с песком? (песок опустился на дно, он тяжелый, вода осталась прозрачной).

Ребенок: Насыпьте песок в воронку и полейте на него воду.

Воспитатель: Что мы видим? ( песок пропускает воду.)

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами песок. А теперь скажите мне, где люди используют его? (песок используется в строительстве; для насыпей дорог; при изготовлении посуды, стекла, цемента, кирпичей тоже используется песок.).

Далее исследуем вещество из контейнера № 2.Это- глина. Детям раздаются  образцы глины и точно так же, как песок, (по схеме) исследуется глина в конце  делается вывод.

Воспитатель: Где используется глина?  (глина используется в строительстве, при использовании кирпичей, посуды.)

Воспитатель: Теперь рассмотрим эти вещества. Это торф и каменный уголь. Они находятся в тарелочках под №3и №4 .

Воспитатель:  Возьмите их в руки. Это вещество называется торф, а это каменный уголь.

Рассмотрите их, чем они отличаются! (торф сыпучий, мягкий, рыхлый, а каменный уголь твердый, прочный, с острыми краями, блестящий)

 Воспитатель:   Положите их на тарелочку, полейте водой. Что вы видите (торф впитывает воду, а с каменного угля вода стекла.)

Воспитатель:    Опустите в одну емкость торф, а в другую каменный уголь. Что получилось? (торф всплыл на поверхность воды, а каменный  уголь потонул,  значит  торф легкий, а уголь тяжелый)

Воспитатель:     Значит  торф и каменный уголь совсем разные! Это не совсем так, давайте вспомним где мы их нашли. В лесной зоне, около водоема.)

Воспитатель:    С древних времен эти вещества добывают на болотах или там где раньше было болото. Рассмотрите торф через лупу вы видите частички растений, мхи, веточки. Он образуется из опавших листьев, упавших деревьев. Раньше на земле было очень темно и влажно, деревья стаяли  и часто падали в болото, через какое-то время из них получался торф. А если торф пролежит в земле много-много лет из него получается каменный уголь. Скажите мне ребята, чем сейчас отапливаются наши дома! (газом.)

Воспитатель:  Правильно, а когда ваши бабушки были молодыми, то газа в домах не было, и все люди отапливали свои дома торфом или каменным углем. Торф очень хорошо горит, но тепла от него немного, а уголь горит долго и тепло сохраняется долго.

У нас осталось последнее вещество (Воспитатель показывает железную руду, дети рассматривают, определяют цвет.) Посмотрите, какого оно цвета?

Воспитатель:   Это железная руда. Где мы ее нашли? (нашли в горах)

  Воспитатель:    Поднесите к ней компас. Посмотрите, как он движется. Люди с помощью компаса под землей  находят залежи железной руды. Это очень интересный  металл. Из него выплавляют сталь, и все  машины сделаны из стали. С ней можно  провести массу интересных опытов. Я предлагаю вам взять его с собой в детский сад и там продолжить его исследование.

Посмотрите, сколько интересных веществ мы с вами обнаружили и исследовали на нашем таинственном острове.  Давайте  их назовем (песок, глина, торф, каменный уголь, железная руда.)

Воспитатель:  Как все эти вещества можно назвать одним словом (полезные ископаемые они очень нужны человеку, без них он не сможет на земле).

Воспитатель: Почему мы с вами должны беречь и охранять наше богатство. Наше путешествие на таинственный остров подходит к концу. И нам пора  возвращаться  в детский  сад. ( Дети снимают одежду, надевают волшебные очки, играет музыка, занавес закрывается). Дети снимают очки и «оказываются» в детском саду.

Воспитатель:   Вот мы снова в детском саду. Давайте поблагодарим нашего чародея и волшебника- джина (дети и воспитатель благодарят джина за интересное  путешествие на таинственный остров . Снова звучит восточная музыка)

Джин: Мне приятно услышать слова благодарности. На прощанье, я  хочу вам дать мудрый совет - слушайте и запоминайте!

Три клада у природы есть:

Земля, вода, и воздух

О человек! Природа мать

Ни рек и ни морей от глаз твоих прячет

Ни рослых трав, ни голубых небес

Цени его – доверие природы

Не обмани его и в пышный лес входи

Как в храм под мраморные своды.    До свидания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие в старшей группе «Путешествие по таинственным островам»

Игровое занятие по образовательной области "Познание"....

Конспект занятия Квест-путешествие к таинственным островам

Данное занятие разработано для детей 4-5 лет, проводится в форме квест-путешествия. Занятие направлено на расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Вместе с тем, в ходе занятия и...

Итоговое логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)Тема :"Занимательные приключения на таинственном острове".

Конспект  итогового  открытого логопедического занятия для детей  подготовительного к школе возраста  с общим недоразвитием речи....

Образовательно-игровая ситуация по познавательному развитию "Квест-путешествие к таинственным островам"

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивацииЗадачи.Образовательные:1.  Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, умение строить высказывания2. Тренировать мысли...

Занятие – квест «Путешествие к таинственным островам» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4 -5 ЛЕТ

Количество детей:11 человекВозраст детей: 4 -5 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laq...

Занятие «Таинственные острова»в средней группе детского сада

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....