история куклы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

совместная образовательная деятельность по теме недели "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "История куклы"228.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

Конспект совместной коммуникативной деятельности

Тема недели: «Мои игрушки»

(старший дошкольный возраст)

                                                      Подготовила:

Плакущая Галина Алексеевна,

 воспитатель,

I  квалификационной категории

Братск. 2012 год

Интеграция  образовательных  областей:

«Коммуникация», "Социализация", "Труд", "Познание", «Чтение художественной литературы», "Художественное творчество","Музыка"

Задачи:

  • Обогащать игровой опыт детей - "Социализация", "Коммуникация","Познание",
  • Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемыми свойствами предметов -"Познание",  Коммуникация"
  • Способствовать освоению детьми  соответствующего словаря, его активному использованию - "Социализация","Коммуникация"
  • Формировать у детей отчетливые представления о труде взрослого – мастер игрушек в жизни детей через знакомство с трудовым процессом - «Труд», «Познание»
  • Обогащать «читательский»  опыт детей  через отгадывание загадок – «Чтение художественной литературы», «Познание»
  • Подвести  детей к пониманию ценности народного искусства; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно красоты в художественных образах, собственных творческих работах - «Художественное творчество» , «Социализация», «Труд»
  • Развивать певческие умения детей в исполнении колыбельной – «Музыка», «Коммуникация»

Активизация словаря: деревянная кукла, тряпичная кукла, пластмассовая кукла,  оберег, кукла- зернушка, кукла – травница, закрутка,  пеленка,  кукла- пеленашка

 Моделирование предметно - развивающей среды:

  • Ростовые куклы Иван и Марьюшка
  • 1 сектор - «Встреча»
  • Игрушки для мальчиков  и девочек
  • Обереги на ленточках: солнышко, цветок, бабочка
  • Разрезные картинки: деревянная кукла, тряпичная кукла, пластмассовая кукла
  • Модель истории куклы (деревянная кукла тряпичная кукла пластмассовая кукла)
  • 2 сектор – «Деревянная кукла»
  • Схема изготовления деревянной куклы
  • Деревянные брусочки (10-12 см на каждого ребенка)
  • Куклы-пеленашки  деревянные (на каждого ребенка)
  • 3 сектор – «Тряпичная кукла»
  • Схема создания тряпичной куклы
  • Кукла – кубышка (на каждого ребенка)
  • Кукла- зернушка (на каждого ребенка)
  • Набор лоскутов ткани для создания куклы: плотная ткань 10×30 см, ситцевый лоскут(20×20 см), атласная ленточка (20 см)
  • 4 сектор - «Пластмассовая кукла»
  • Куклы пластмассовые современные разных видов
  • Схема производства пластмассовой куклы
  • 5 сектор – «Выставка»

                    Стойка – полка лестничного вида

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной)

Иван и Марьюшка просят помочь выбрать игрушки для царевича и царевны

Методы и приёмы:

  • Дидактическая игра «Игрушки для мальчиков и девочек»
  • Работа в компаниях:
  • «Разбери игрушки» - объединение по гендерному  признаку
  • «Собери картинку» - объединение по картинке - оберегу (цветок, солнышко, бабочка)
  • Составление рассказа по схеме изготовления куклы:
  • Деревянная кукла
  • Тряпичная кукла
  • Современная пластмассовая кукла
  • Обследование материала, из которого состоит кукла
  • Продуктивная деятельность «Кукла - пеленашка»
  • Танцевальная импровизация
  • Исполнение колыбельной песни
  • Организация выставки «История куклы»

Ход деятельности:

Дети находятся в свободной игровой деятельности.

 В группу заходят Иван и Марьюшка (куклы, надетые на педагогов),

вносят корзину, в которой находятся игрушки для мальчиков и девочек:

Марьюшка:   Как много детей! Здорово, что мы сюда попали! Ребята, идите к нам скорей, нам нужна ваша помощь!

(подзывая детей, ждут, когда все дети соберутся )

Марьюшка:   Здравствуйте! (дети здороваются )

 Иван:  Меня зовут Иван.

Марьюшка:   А меня зовут Марьюшка. Отправил нас царь-батюшка выбрать игрушки для царевича и царевны (показывают на картинки «Царевич», «Царевна»), пока мы шли, игрушки перепутались. Теперь не знаем, какие игрушки для царевича, а какие для царевны. Помогите  нам разобраться?

Иван: Давайте мы с мальчиками выберем игрушки, которыми играет царевич.

Марьюшка: Ну, а мы с девочками выберем игрушки, которыми играет царевна.

Дети объединяются в две компании – девочки и мальчики, и выполняют задание.

По окончании герои спрашивают детей,

 какие игрушки выбрала та и другая компания

Марьюшка: Спасибо огромное за помощь, ребята! Царь дал нам еще одно задание – открыть волшебные коробочки. А откроются они только тогда, когда разгадаются загадки. Поможете разгадать?

Что все это значит?

 Дочка, а не плачет;

 Спать уложишь –

 Будет спать

 День, и два, и даже пять.

Открывают короб, достают куклу.

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо  кидают,

Вверх  взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

Открывают короб, достают мяч.

Марья: - Кто больше любит играть куклой?  Мячом?

        Иван: И то, правда! У меня в спортзале мячей – видимо-невидимо! И футбольные и волейбольные! Пойдемте, мальчики, я вам игры разные с мячом покажу.

(мальчики вместе с Иваном уходят в физкультурный зал)

Марьюшка: Я бы вам, девочки, предложила поиграть с куклами, да  только вот случилась беда в нашем государстве, всех кукол заколдовала Баба Яга! Что делать? (предложения девочек). Чтобы и на вас не перешли чары Бабы Яги, приготовила я вам обереги.

Марьюшка предлагает девочкам одеть на шею обереги –

символы трех компаний (цветок, бабочка, солнце).

Девочки подходят к столам, в соответствии с указателем их оберегов.

На столах разрезные картинки

Марьюшка: Посмотрите, что произошло! Все картинки заколдованы! Но расколдовать вы их сможете только вместе, сообща. Попробуйте выполнить!

Проводится игра «Собери картинку», в ходе которой девочки собирают картинки:  куклы деревянной, тряпичной куклы и современной пластмассовой куклы

По окончании работы, каждая компания представляет получившуюся картинку

Марьюшка:  Как здорово, наши куклы наконец-то расколдованы! Знакомы ли вам эти куклы? Из чего они сделаны?

- Кажется, я поняла, Баба Яга хочет нас запутать. Давайте разложим их по порядку: что сначала, что потом.

Девочки раскладывают  куклы, объясняя свой выбор. На мольберт выставляется модель истории куклы

Деревянная кукла → тряпичная кукла →   современная кукла

Если дети не правильно выкладывают последовательность, то Марьюшка поясняет:

- Я вспомнила! Когда я была маленькой, у меня была вот такая деревянная кукла, а когда я подросла, то мне подарили вот такую тряпичную куклу. А вот эта кукла мне не знакома! Я не знаю, из чего она сделана.

Марьюшка:   Ай, да молодцы, девочки! Так и мы будем играть с куклами сегодня. А начнем с какой куклы? ( Марьюшка обращает внимание на модель )

Деревянная кукла

Музыкальный руководитель:

Подходи , честной народ,

Деревянная кукла вас ждет!

Дети с Марьюшкой подходят к столику, на котором расположены

 деревянные куклы. Берут кукол, обследуют их, высказывают свои ощущения

Марьюшка:  Давным – давно, дети играли вот такой куклой (задает наводящие вопросы)

  • Из чего сделана кукла? Значит какая она? (деревянная)
  • Дерево какое? (твердое, гладкое…. )
  • Что есть у куклы?

Марьюшка: У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Раньше не было других кукол  и наши прапрабабушки играли такими куклами.

- На этой схеме показан процесс, как ее делали.

Дети составляют рассказ по схеме

Музыкальный руководитель: В те далекие времена девочки вместе со своими куклами веселились и плясали. Возьмите кукол, пуститесь в пляс!

Марьюшка: А давайте устроим выставку кукол. И первым экземпляром будет какая кукла? (деревянная)

Девочки выставляют своих кукол на выставку.

Марьюшка: А я возьму одну такую куклу царевне молодой подарить.

-  Давайте посмотрим на нашу модель, с какой куклой  мы будем играть?

Дети с Марьюшкой подходят к модели , выясняют, что следующая тряпичная кукла. Находят место, где располагается знак - картинка тряпичной куклы.

Тряпичная кукла

Дети подходят к столу, на котором расположены

 «куклы – зернушки» и «куклы- травницы»  по количеству детей.

 Берут кукол, обследуют их, высказывают свои ощущения

Марьюшка:  (задает наводящие вопросы)

  • Из чего сделана эта кукла? Значит какая она? (тряпичная)
  • Что есть у этой куклы? (руки, лицо …..)
  • Чем пахнет?
  • Как вы думаете, что у нее внутри?

Марьюшка:  

Вот Кукла – зернушка -  делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.

- А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в   ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.

Марьюшка:  давайте и мы сами смастерим такую куклу? Садитесь за столы, а поможет нам в этом схема.

Предлагает посмотреть схему изготовления куклы тряпичной.

У девочек на столе кусочки ситца для пеленки, кусочек ватина для закрутки, атласная ленточка для обвязки куклы.

Продуктивная деятельность детей: изготовление куклы – пеленашки.

Музыкальный руководитель: В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости. А тихими вечерами, девочки, укладывая спать, пели своим куклам колыбельные.

Исполнение колыбельной песни .

Марьюшка:  Давайте отнесем ваших кукол на выставку. А я возьму одну такую куклу царевне молодой подарить

(девочки выставляют кукол на выставку и подходят к схеме - модели)

Марьюшка: Что же было дальше? Вот эту куклу я не знаю (показывает на современную куклу), может вы мне расскажете о ней?

Дети проходят в игровой уголок, где находятся современные куклы,

берут их на руки, рассаживаются

Марьюшка:  Расскажите мне по свою любимую куклу. Из чего она сделана? Что у нее есть и как с ней играть?

Рассказы детей о своей любимой кукле

Марьюшка:  А где делают современных кукол? (На фабрике)  Посмотрите, здесь нарисована, наверное, схема изготовления пластмассовой куклы. Давайте вместе рассмотрим и скажем, как ее и где изготавливают.

         

             

Рассказы детей по схеме

Марьюшка:  Давайте и этих кукол поместим на нашу выставку.

(девочки выставляют кукол на выставку)

Марьюшка: А я возьму одну такую куклу царевне молодой подарить.

Марьюшка:  Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

- Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

Марьюшка: Сколько много нового и интересного я узнала о куклах. Спасибо вам, девочки. Я думаю, что теперь царь - батюшка и его царевна будут довольны подарками!

Марьюшка: За вашу доброту и старание я хочу вам подарить подарочек. Выносится новый кукольный модуль  «Няня»  для игры в группе.

- До свидания! До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История куклы (беседа с детьми старшего дошкольного возраста)

Интересный и познавательный материал из истории кукол для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка НОД История куклы

Кукла - одна из любимых детских игрушек. Через ознакомление детей с русской обрядовой куклой можно воспитывать и патриотические чувства. Кукла Кувадка - это кукла, которую делали, чтобы обмануть злых ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»

На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток....

Проект "История куклы"

Ознакомление детей с историей куклы с древних времен до наших дней....

«История куклы»

Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла - оберег», «Лекарственные растения»....

«История куклы Барби»

Цель: доказать, что самая популярная на сегодняшний день кукла Барби.Задача: изучить историю появления куклы Барби.- У меня есть кукла Барби  Золотых волос полна  Повяжу я кукле бантик...

презентация " История куклы"

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обе...