Главные вкладки

    История куклы (беседа с детьми старшего дошкольного возраста)
    материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Щербинина Татьяна Александровна

    Интересный и познавательный материал из истории кукол для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon istoriya_kukly.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 История куклы

                        (беседа с детьми старшего дошкольного возраста)

         Кукла имеет свою историю…

    Итак, самый знаменитый русский царь – Петр 1 – имел столько игрушек, что можно позавидовать. Игрушки были серьезные и забавные. Каждая была полна сюрпризов и неожиданностей. На первый день рождения Петр получил замечательного коня на колесиках, вырезанного из липы. Седло обшито войлоком и красным сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами. Но больше всего мальчик любил военные игрушки. Времена были трудные, Россия постоянно с кем-то воевала, поэтому царевича приучали к ратному делу. Ему специально заказывали игрушечное оружие и он «воевал» с другими мальчишками. Благодаря этому, став взрослым, Петр и его друзья детства одерживали немало крупных побед.

    Вот такая это серьезная вещь – игрушка!

         Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами – художниками. Тогда они становятся произведением искусства. К примеру, кукла не сразу стала игрушкой.

    Первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, чтобы почувствовать себя спокойнее и уютнее. Это и были самые первые куклы. Сначала они облегчали жизнь первым людям. Потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Затем стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

         У многих древних народов существовал ужасный обычай: приносить в жертву богу женщину. Но однажды кто-то предложил вместо живой женщины приносить в жертву куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка.

    Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу назвали каллодией. Потом появились другие куклы – чучела, которые приносили в жертвы разным богам. Каждая имела свое имя: Морена, Купала, Русалка, Ярило, Горгон. Обряды жертвоприношения превратились в праздники. Некоторые из этих древних праздников сохранились до сих пор, например: сжигают чучело зимы – Дуню-Масленицу, а после лакомятся блинами.

         Затем кукла стала применяться для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли берегиня или оберег. Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу. А невесте дарили кукол, чтобы было побольше детей. Традиция приглашать кукол на свадьбу сохранилась до наших времен, сейчас молодожены куклой украшают машину.

    Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь и оберегали хозяев от напастей.

    Делали кукол не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все куклы были безликими. А вот у индейцев кукла- амулет имела глаза: чтобы присматривать за своим хозяином.

         В африканских племенах кукол дарили детям на третьем году жизни. Девочкам дарили кукол с украшениями, чтобы хозяйка была красивой, мальчикам – кукол с копьем, чтобы придать хозяину силы и отваги.

         У японцев такой обычай. Куклу, на которую переносились все болезни и беды владельца, сажали в бумажный кораблик. Тот размокал и кукла тонула, а с ней и все невзгоды.

         Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли и передавали по наследству.

         В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы.

         К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Кукольники-виртуозы разработали сразу несколько их видов.

    Первых подвижных кукол прозвали «скелетки». Фигурки у них были тонкие, собранные из лучинок, а ручки и ножки сделаны на шарнирах. Кукол с подвижными глазками, часто моргавших, называли «моргалками». Красивую куклу с головкой из папье-маше и изящной фигуркой с тонкой талией так и прозвали «талия». Куклу-погремушку в чепчике и бархатных пеленках, перевязанную золотистой лентой, назвали «пеленашка». Пупсика в крестильной рубашке окрестили «дитяшка», мальчика в матросском костюмчике звали «матросик», а длинноногого мужичка в поддевке и плисовых штанах – «кучерок». Были еще и игрушки-забавы: они высовывали язык, кувыркались и пищали.

         Самыми красивыми  и дорогими по цене были «этнографические» куклы с фарфоровыми головками. Они появились в конце 19 века, а в 50-е гг. 20 столетия – забавные целлулоидные пупсы и уточки для купания малышей. В это время рождается «резиновая Зина» - куклы из резины, точно копирующие ребятишек тех времен.

    В игрушечном производстве в послевоенное время появляются новые технологии и образцы. Разные художники создают свои образы кукол.

         Во времена «перестройки» все вокруг менялось, но только куклы оставались прежними. А тем временем в магазины хлынули игрушечные иноземцы: новые, яркие, необычные. Самой удивительной стала кукла – девушка с точеной фигуркой фотомодели и роскошными, «совсем настоящими» волосами – улыбающаяся красавица по имени Барби. Скоро заграничные куклы вытеснили наших малышек из больших магазинов. Тогда кукольные художники в Сергиевом Посаде разработали куклу Веронику типа Барби.

         Разнообразен и материал, из которого изготавливают кукол. Считается, что куклы из фарфора удивительно похожи на людей. Они коллекционные. Самая первая коллекционная кукла «родилась» в 1672 г. В Англии. Куклы из слоновой кости также коллекционные, поскольку изготовлялись из дорогого материала и требующего большого искусства.

         В середине 18 века в Европе использовали воск для создания религиозных фигурок. А в 19 – кукольникам пришло в голову использовать этот пластичный материал для изготовления кукол. Для этого воск, смешанный с различными добавками (жир, скипидар), заливали в форму и остужали. Восковым куклам вставляли глаза из стеклянных бусинок и прикрепляли настоящие или мохеровые волосы. Но воск был очень дорогим, поэтому кукол, отлитых из воска, получили дети богачей. Чтобы сделать куклы дешевле, кукольники стали покрывать воском кукол из папье-маше. Некоторые куклы до сих пор хранятся в частных коллекциях. И музеях, как, например, знаменитая «Плачущая кукла». Она представляет собой девушку в чепчике и длинном белом платье, которая самозабвенно рыдает, широко открыв рот.

         Во второй половине 19 века маленькие нарядные куколки из воска служили украшением для рождественских елок, но был только один минус – они могли расплавиться от горящих свечей. Затем из воска начали изготавливать «портретных кукол». Воск используется для этой цели до сегодняшнего времени. Из него делают «копии» знаменитых людей и помещают в музее восковых фигур.

         Матерчатые куклы – одни из самых старых и любимых в мире. Они появились еще тогда, когда не было игрушечной промышленности. Таких кукол люди делали для своих детишек, они совсем легкие  и не занимают много места.

         В 20 веке самым популярным материалом для изготовления кукол стал стойкий и недорогой пластик, а также более мягкий винил.

         В настоящее время кукол-знаменитостей взялась изображать кукла Барби. Не даром ее копия помещена в одном из музеев восковых фигур. А этого удостаивались лишь самые выдающиеся из людей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека тем доверительных бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

    В детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту,справедливость, честность, вежливость. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других люд...

    Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

    Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....

    Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

    Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

    Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста: История бус.

    Нет более популярного аксессуара у женщин, чем бусы. Первые бусы появились на заре возникновения человечества: это были нанизанные на веревку кости животных.Самые древние бусы, известные историкам, во...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города"

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города" ( в рамках кружковой работы)...

    План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.

    План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...