Урок биологии в 7 классе школы 8 вида с использованием ИКТ
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Никитина Анна Викторовна

Материал предназначен для студентов ВОУ, дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiyamoya.pptx1.77 МБ
Файл konspekt_uroka_po_biologii_v_7_klasse.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель МБДОУ детский сад № 4 «Светлячок» п ервой категории Никитина Анна Викторовна

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский

Слайд 3

Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.

Слайд 4

Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Слайд 5

В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной

Слайд 6

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Слайд 7

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

Слайд 8

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление

Слайд 9

ЗАДАЧИ: Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии Обучать детей правильному звукопроизношению Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе

Слайд 10

МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗАПОМИНАНИЕ (соединение двух образов) ПЕРЕСКАЗ ИНФОРМАЦИИ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНЕМОСХЕМЫ

Слайд 11

Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан

Слайд 12

МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В МОЕЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы - схемы Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов

Слайд 18

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПОТЕШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А.Н.Плещеев .

Слайд 19

«ЁЛОЧКА» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева

Слайд 22

Мнемосхемы использую при звуковом анализе слова:

Слайд 23

В своей практике использую коллажи:

Слайд 25

Коллажи э то учебный материал, выполняющий следующие задачи : Закрепление различных методов запоминания; Развитие фотографической памяти; Расширение словарного запаса, образного восприятия; Развитие связной речи; Главная задача в работе с коллажем: соединить , связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.

Слайд 29

Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

Слайд 32

Литература: 1.Малетина Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004. 2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. р уководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. 3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. 4. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет». М., 2005. 5. http-skyclipart.ru – detsad . 6. http :// viki.rdf.ru. 7. http :// nsportal.ru. 8. http :// logoburg.com. 9. http :// logoportal.ru. 10. http :// www.logoped.ru.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ (школа 8 вида)

Тема: «Распространение плодов и семян»

Тип урока: урок с использованием ИКТ.

Цель: сформировать элементарные представления о распространении плодов и

            семян.

Задачи:

1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.

2) Коррекционно-развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; активизация словаря и развитие устной речи.

3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация «Распространение плодов и семян»; таблица «Типы плодов»; фотоиллюстрации плодов и семян; муляжи плодов и семян.

Словарная работа: размножаются, распространяются, «парашютики», «крылышки», саморазбрасывание.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

   1)Приветствие, фиксация отсутствующих.

   2) Проверка готовности учащихся к уроку.

   3) Организация внимания школьников.

II.Повторение и обобщение знаний.

    Фронтальный опрос:

- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).

- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).

- Давайте вспомним классификацию плодов (на доске вывешена таблица)

ПЛОДЫ

СУХИЕ

СОЧНЫЕ

Боб

Стручок

Жёлудь

Коробочка

Пшеница

Горох

Капуста

Яблоко

Тыквина

Костянка

Абрикос

Слива

Ягоды

Томат

- Дидактическая игра «Собери плоды в корзину».

  (на столах лежат муляжи плодов или фотоиллюстрации плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку).

      Задание № 1:

- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).

      Задание № 2:

- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).

III. Формирование новых знаний (с использованием презентации)

- Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются.

- Почему в природе мы встречаем одинаковые растения в разных местах?

Слайд 1- Оказывается, семена в природе распространяются.

Слайд 2 –Плоды и семена в природе распространяются с помощью ветра, животных и человека, а также саморазбрасыванием. Дунет ветер и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Для этого у семян есть специальные приспособления.

Слайд 3 – У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».

Слайд 4 – У клёна есть «крылышки».

Слайд 5 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.

Слайд 6 – Вот так созревшее семя путешествует и проростает.

- Отгадайте загадку:

                          Выпускает он листы

Широченной широты,

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь. (Репейник-лопух) Слайд 7

Слайд 8 – Вспомните, цеплялись ли к вашей одежде «шишки» лопуха? Вы очищали одежду и бросали эти «шишки» на землю. Оказывается, эти «шишки» и есть плоды с семенами лопуха. Так же как и к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных и перьям птиц.

Слайд 9 – Семена, заключённые в сочных плодах, распространяются животными и птицами, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с помётом. Так распространяются многие ягодные растения.

Слайд 10, 11 – Белки, мыши и другие животные делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные забывают. Таким образом, животные помогают распространять семена растений.

Слайд 12, 13 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

IV. Закрепление материала по теме урока

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).

- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.

Дом зелёный, тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик, ветром, «парашютики»).

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём,

Их пожарим, погрызём,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными и растениями).

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.

(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за

шерсть животных или одежду человека).

- О каких других способах распространения плодов и семян вы можете рассказать?

- Какое значение для природы имеет распространение семя?

V. Домашнее задание.

1)Заполните таблицу «Способы распространения плодов и семян»

Название

растения

Способ распространения плодов и семян

Приспособление к распространению

Одуванчик, клён, берёза

Горох, фасоль, акация

Лопух, череда, рябина, черника, черёмуха

2) Выполните задания 26,27 в рабочей тетради.

3) За три дня до следующего урока биологии замочите семя фасоли.

 

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества для детей подготовительной к школе группы ( c использованием мультимедийной презентации) «Детство, опалённое войной»

Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории....

Урок мужества для детей подготовительной к школе группы ( c использованием мультимедийной презентации) «Детство, опалённое войной»

Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории.Ход мероприятияСлайд 1-3 Воспитател...

Конспект урока во 1 классе: "Охрана растений" УМК "Школа России"

апишите название материала, краткую аннотацию. С помощью кнопки "Обзор" добавьте файл с основным содержанием материала. Чтобы Ваш материал был максимально востребован и хорошо находился в Яндексе и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (с использованием нетрадиционной техники рисования) по теме: «Путешествие по видам декоративно – прикладного искусства. Роспись Пасхальных яичек»

Задачи:Образовательная : закрепление знаний детей о народном творчестве (дымковской, городецкой, Полхов-Майдан и гжельской росписях, писанками). Продолжать учить новой технике – рисованию манной крупо...

Мастер - класс для педагогов по использованию в работе с детьми различных видов песка.

Мастер-класс разработан в рамках проведения занятий в "школе молодого специалиста". Знакомит педагогов с различными вида песка (кинетический, рисование на песке, аппликации с использованием ...

Мастер – класс: «По следам сказки» - Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности

Цель: наполнение социального и чувственного интелекта (умение сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным....