Главные вкладки

    Проект "Огород на подоконнике"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Отмахова Валентина Анатольевна

    Проектная деятельность в дошкольном учреждении-это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога, воспитанника и родителей, взаимодействии с окружсющей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_proekt_ogorod_na_podokonnike_dlya_sayta.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Направление: «Познавательно-речевое».

    Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

    Области интеграции: художественнее творчество и труд, коммуникация,  безопасность и здоровье, социализация и чтение художественной литературы.

    Вид проекта: исследовательско – творческий.

    Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для  исследовательско - творческой  деятельности детей. По мнению академика Н. Н. Подъякова,  в  экспериментировании «…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления,  с целью более полного их познания и освоения». В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее,  а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.

    Цель: развитие интереса к  исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в  огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с учителем- логопедом, с родителями.  

    Проектная идея: Создать в группе  огород на подоконнике.

    Участники проекта:

    -Дети подготовительной к школе группе «Василек» ГБОУ РМЭ ЦППРК ПСП ДПС «Детство» с ОВЗ

    -педагоги;

     -родители;

     - учитель-логопед.

    Возраст дошкольников участников проекта: 6-7 лет.

    Продолжительность проекта: февраль – май.

    Основные формы реализации проекта: игровые занятия, работа с родителями,  работа с художественной и познавательной литературой,  работа с пословицами, художественное творчество, работа с дневником наблюдения, дифференцированные задания,  выполняемые в домашних условиях, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения и дидактические игры.

    Задачи: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях  во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т.п.)

    Формировать интерес к исследовательско-творческой деятельности.

    Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при работе на огороде.

    Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

    Стимулировать познавательную активность.

    Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.

    Корригировать и развивать устную речь, как монологическую, так и диалогическую в процессе деятельности по уходу за огородом,  в процессе самостоятельных рассуждений и в групповых  обсуждениях.

    Развивать эстетический вкус и творческие способности детей.

    Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

    Закреплять трудовые  умения и навыки в уходе за растениями.

    Гипотеза: Развитие исследовательско-творческого  интереса, приобретение речевого опыта в партнерских взаимоотношениях  в процессе  расширения и уточнения представлений детей об огороде будет успешным,  если: в группе будут  созданы условия для работы и  наблюдения  за огородом; а в исследовательско-творческую деятельность будут вовлечены родители и специалисты

      Предмет исследования: Огород на подоконнике.

    Объект исследования:  Растения: овес, лук, помидоры, перец, бархатцы, тыква, веточки березы и тополя.

    Этапы реализации проекта:

    организационный - первая неделя февраля,

    основной – февраль- апрель,

    итоговый - последняя неделя апреля.

    План реализации проекта:

    Организационный этап.

    -Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке».  Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними. Отв. воспитатель группы, учитель-логопед.

    -Беседа с родителями  «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Отв. Воспитатель.

    -Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». Отв. Воспитатель.

    -Домашнее задание для родителей:

     изучить  с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огородах.

      собрать информацию  об их выращивании.

     произвести  вместе с детьми дома посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте и на свету).

     составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

     Отв. Родители и дети.

    Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике. Отв. Воспитатели и дети.

    Приобретение посадочного материала: лук, семена перца, томатов, тыквы, овса, бархатцев. Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал - тара из - под «Активия», контейнеры, стаканы), земли. Приобретение коричневой самоклеящейся пленки. Отв. Воспитатель и  родители.

    Разбивка грядок на подоконнике (изготовление «грядок» из бросового материала, обклеивание их самоклеющей пленкой). Отв. Дети и  воспитатели.

    Изготовление табличек - указателей с названиями посаженных культур и указателей - условий для выращивания их. Отв. Дети и воспитатель.

    Подбор декораций для создания  мини деревни с огородом. Отв. Дети и воспитатель.

    Срезка   веток березы и тополя. Отв. Дети и родители.

     Раскрашивание  гуашью и оформление  ваз  под цвет коры исследуемых веточек деревьев с помощью пленки аракал. Отв. Дети и воспитатель.

    Создание макета мини деревни с огородом, полем и, окружающим ее,  растительным и животным миром. Отв. Дети и воспитатель.

    Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде. Отв. Дети  воспитатель, родители.

    Исследовательский этап:

     Рассматривание лука и семян перца, томатов, тыквы, бархатцев, овса. Отв.  Дети и  воспитатели группы.

    Опытно-экспериментальная деятельность: посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Отв. Дети и воспитатель.

     Посадка семян перца, томатов овса, бархатцев. Отв. Дети и воспитатель.

    Помещение веток  березы и тополя в вазу с водой. Отв. Дети и воспитатель.

     Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ). Отв. Дети и воспитатель.

    Ведение журнала наблюдений за  ростом посадок. Отв. Дети и воспитатели.

    Регулярный  уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). Отв. Дети и воспитатель.

    Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей»,     «Полезная пища», «Загадки с грядки»,  Отв. Воспитатель и учитель-логопед.

      Проведение дидактических игр «Где растет в саду, огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».

    Р/у «Подтверди, если это так», «Да - нет».  

    Отв. Воспитатель и учитель-логопед.

    Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. Отв. Воспитатель.

    Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Отв. Воспитатель группы.

    Беседы о том, как выращивают  овощи на огороде, в теплице и оранжереях. Отв. Воспитатель.

    Театрализованная игра «Огород». Отв. Воспитатель.

    Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «Кабачок», театрализованная сказка «Репка» Отв. Воспитатель.

    Заключительный этап.

    Сбор урожая. Беседа с детьми о достигнутых результатах. Отв. Дети, воспитатель, родители.

    Подведение итогов реализации проекта :  анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.  Отв. Дети, воспитатели, родители.

      Оформление выставки рисунков детей «Загадки с грядки»,  коллективная работа по лепке «Лучок на грядке», «Наш урожай». Отв.  Дети, воспитатель.

    Составление рассказов  детей о том, как ухаживать за растениями. Создание книжки «Наш огород дом» по теме.

    Работа с загадками.

    Отв. Учитель-логопед и дети.

    Ожидаемые результаты.

     А/. Воспитанники. 

    1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.

    2.  Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой,  так и в стакане с водой.

    3. Улучшится состояние высших психических функций: речь, мышление, воображение, память, внимание, восприятие.

    4. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.

    5. Повысится речевой уровень и смогут вступать в публичный диалог.

    Способы оценки:

    Мониторинг знаний, умений, навыков детей по теме проекта. Анкетирование родителей. Наблюдения.

    Б/. Педагоги.

    1.Осуществление  инновационной педагогической технологии;

    2. Повышение  профессионального уровня.

     В/. Родители.

    1.Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.

    2. Эффективное взаимодействие и сотрудничество с педагогами  и администрацией Центра.

    Продукт проектной деятельности.

    Макет огорода на подоконнике в группе «Вот моя деревня, вот мой огород»; альбом наблюдений; фото - отчет о работе на огороде дома и в группе; выставки рисунков: «Что сначала, что потом», «Загадки с грядки»; «Наш урожай»,  коллективная лепка «Лучок на грядке»; выставка познавательной и художественной литературы; книга творческих рассказов «Как я растил лук дома»; подбор загадок об овощах; игра  «Подбери инструменты», «Чьи семена?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом».

    Презентация проекта на МО Центра: форма проведения – открытое занятие-презентация «Огород на подоконнике».

    Описание проекта.

    Работа по усвоению первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки. Это дает  детям  с ОВЗ возможность занять определенное положение в обществе и является одним из видов из составных успешности социализации.

    Одним из перспективных методов, способствующим решению успешной социализации детей с ОВЗ, является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «Огород на подоконнике».  Наш проект,  основываясь на лично – ориентированной подход к обучению и воспитанию,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе,  формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями,  родителями, детьми, учителем – логопедом.

       В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной  творческо-исследовательской  деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал,  вместе с детьми ставили эксперименты  дома (выращивали лук на свету и в темноте, выращивали лук разного цвета: белый,  фиолетовый, обычный), представляя фотоотчет об исследованиях участникам проекта (Приложение 1), рисовали с детьми, сочиняли рассказы (Приложение 2).

    Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых  при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, учителю – логопеду, а затем высказывали свои мнения в группе.

    В процессе проекта проводились совместные игровые сеансы детей с ОВЗ и детей с повышенной мотивацией к обучению, на которых учитывались возможности каждого ребенка. Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой.

          В качестве объекта исследований были выбраны растения: овес, лук, помидоры, перец, бархатцы, тыква, веточки березы и тополя.

    Предметом исследования -  «Огород на подоконнике».

    В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.

    Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.

    Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур. И несомненно, с детьми продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле, выращивая продукты питания. Затем творчески подошли к выбору сюжета нашего огорода. Решили, что на окне у нас будет мини деревня, где живут люди-труженики земли русской, а вокруг создали окружающий их мир: это огород с грядками (посадки помидор, тыквы, перца, бархатцев, поле с посадками овса, деревья березы, тополя, домашний скот и домашние животные. А живут там крестьяне. Мы с ребятишками помогали им в выращивании культур: наблюдали, ухаживали, трудись, общались.

    Основной этап проекта охватил все виды деятельности: художественнее творчество и труд, коммуникация,  безопасность и здоровье, социализация и чтение художественной литературы. (Приложение 1)

              В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной  творческо-исследовательской  деятельности детей, педагогов, родителей. Родители оказались активными участниками проекта и единомышленниками своих детей..  Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал,  вместе с детьми ставили эксперименты  дома (выращивали лук на свету и в темноте, выращивали лук разного цвета: белый,  фиолетовый, обычный), представляя фотоотчет об исследованиях участникам проекта (Приложение 2), охотно делились знания и опытом по работе на огороде,   рисовали с детьми, сочиняли рассказы (Приложение 3).

    Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых  при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, учителю – логопеду, а затем высказывали свои мнения в группе.

    В процессе проекта проводились совместные игровые сеансы детей с ОВЗ и детей с повышенной мотивацией к обучению, на которых учитывались возможности каждого ребенка. Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований,  как в группе, так и дома.

    Дети узнали много  нового о растениях, растущих на подоконнике,  и осознали, что их объекты исследования - живые, что они  не могут жить сам по себе, они обитают в определенной среде и их  жизнь зависит от многих факторов. У детей  сформировалось представление о взаимодействии с окружающей средой, создали замечательные рисунки, сочинили рассказы, поделки, которые были представлены на выставке, пополнили активный словарь, совершенствовали навыки диалогической речи в совместной деятельности участников проекта.

            Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были приобретены и изготовлены дидактические игры («Где растет в саду, огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию»), а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме. В организации мероприятий по реализации данного проекта принимали участие специалисты Центра: воспитатели, муз.руководитель, педагог дополнительного образования, учитель- логопед. Мы даем возможность детям выразить полученные впечатления в различных видах творческой деятельности.

    Заключительным мероприятием проекта явился  открытый просмотр НОД коррекционно-развивающей направленности на тему «Наш огород на подоконнике», с презентацией и с последующей выставкой работ детей по лепке и рисованию.

    Заключение.   

    В данном проекте была сделана попытка по  развитию у детей с ОВЗ исследовательско - творческого интереса в ходе деятельности с взрослыми. Проверка выдвинутой гипотезы показала,  что приобретение речевого опыта в партнерских взаимоотношениях у детей с ОВЗ обеспечило психологическое благополучие и здоровье детей, и стала успешной. Дети приобрели навык публичного предъявления своих мыслей, научились открыто выражать их не бояться вступить в  диалог. А в семье формировались партнерские детско-родительские отношения: ребенок становился содержательно интересен родителям, а родители ребенку. Реальная жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым новым содержанием и деятельностью.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

    Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

    Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

    Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

    Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

    Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

    Огород на подоконнике.

    Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

    Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

    Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

    Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

    Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

    Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

    Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....