Проект по экологическому воспитанию
проект по окружающему миру на тему

Татьяна Ивановна Судоргина

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу новое видение мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Природа – это единственная книга,

каждая страница которой  

полна глубокого содержания.

И.В. Гете.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПТИЦ».

         

                                   

                                              Автор проекта:

                                                         Судоргина Татьяна Ивановна                                  

                                              воспитатель МДОУ  детский сад №2                              

                                                р/п Сосновка, Тамбовская область

             

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы

 

   

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ « МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ …»

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Углубляя и расширяя представление детей о птицах, способствуем ли мы  формированию у них познавательного интереса, развитию наблюдательности, современного экологического мышления и природоохранной деятельности?

Аннотация проекта

Еще несколько десятилетий назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты-биологи, а сейчас этот термин прочно вошел в нашу жизнь. Однако в большинстве случаев экологическое образование ориентировано на знание и не формирует экологического сознания, экологическую культуру.

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу новое видение мира.

В результате ознакомления детей с пернатыми друзьями происходит формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия  своих действий по отношению к объектам живой природы и умеющего жить в относительной гармонии с природой в целом. 

Тип проекта

Доминирующая деятельность

-информационно-практический,

По характеру содержания

-ребенок и природа,

По характеру контактов

-открытый,

По количеству участников

-групповой,

Продолжительность выполнения проекта

- 1 год

Цель. Формирование экологической воспитанности дошкольника на основе ознакомления их с миром птиц.

Дидактические задачи:

  1. Формировать экологические представления, знания о ценности природы и правила поведения в ней.
  2. Развивать коммуникативные способности детей.
  3. Способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с живой природой.

Методические задачи:

    1. Выявить возможности интеллектуального развития детей в процессе ознакомления с пернатыми.

    2. Создать условия для накопления у детей эмоционально положительного отношения к     птицам.

    3. Изучить педагогическую литературу, направленную на развитие у дошкольников начал экологической культуры и познавательного интереса к птицам.

    4. Подобрать специальные задания на формирование познавательных способностей,   наблюдательности, мыслительной деятельности.

Гипотеза

Если дети систематически будут пополнять свои знания о жизни птиц, то возрастут возможности операционной стороны интеллекта: будут совершенствоваться познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

Проблемные вопросы

  • Действительно ли ознакомление детей с миром птиц повышает уровень экологической культуры?
  • Какие наиболее эффективные формы и методы работы с детьми используются в решении обозначенной  проблемы?
  • Способствует ли ознакомление с пернатыми развитию экологических представлений о взаимосвязи в природе?

Ожидаемые результаты

  1. Выпускник детского сада:
  • эмоционально отзывчив на состояние живых существ, у него развито чувство эмпатии (сострадания, сопереживания);
  • имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду;
  • умеет самостоятельно устанавливать взаимосвязи в природе.

2. Повышение уровня экологической культуры родителей.

  3. Повышение профессионального уровня управления  экологическим воспитанием детей.

Условия реализации проекта

    1. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей,     основанного на более глубоком ознакомлении с жизнью пернатых.

    2.Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении.

    3.Активное участие родителей в воспитательном процессе.

   4.Установление связи с учреждениями дополнительного образования, со школой, народным музеем.

    5.Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный

№ п/п

                                    Процесс работы

Ответственные

Сроки

1.

Изучение методической литературы

Воспитатель

Август

2.

Подбор материала и заданий, направленных на развитие экологического мышления с использованием Интернет-ресурсов

Воспитатель

Август

3.

Подбор материала для работы с родителями по экологическому воспитанию детей

Воспитатель

Август

4.

Диагностирование детей

Воспитатель

Сентябрь

5.

Составление плана работы

Воспитатель

Сентябрь

6.

Анкетирование родителей

Воспитатель

Сентябрь

7.

Создание развивающей среды

Воспитатель

Сентябрь

8.

Утверждение плана проекта на родительском собрании

Воспитатель

Сентябрь

Основной

№ п/п

                                    Процесс работы

Ответственные

Сроки

                                             Осень

9.

Беседа «Птицы нашего края»

Воспитатель

Сентябрь

10.

Наблюдение на прогулке за птицами. Эксперимент «Перышко».

Воспитатель

Сентябрь

11.

«Для чего птицам хвост?» Рассказ воспитателя о способах передвижения птиц

Воспитатель

Сентябрь

12.

Дидактическая игра «Назови перелетных и зимующих птиц»

Воспитатель

Октябрь

13.

Подвижная игра на прогулке «Перелет птиц»

Воспитатель

Октябрь

14.

Экскурсия в осенний парк к месту гнездования птиц

Воспитатель

Октябрь

15.

Разгадывание кроссвордов на тему «Угадай птицу»

Воспитатель

Октябрь

16.

Совместная с родителями выставка рисунков «Берегите

наших пернатых друзей»

Воспитатель, родители

Ноябрь

17.

Чтение литературных произведений Е. Чарушина, В. Бианки

Воспитатель

Ноябрь

18.

Вечер досуга «Отгадай-ка» (загадки о птицах)

Воспитатель,

муз. руководитель

Ноябрь

19.

Экскурсия в Челнавский лесхоз (ознакомление с пернатыми обитателями леса)

Воспитатель

Ноябрь

Зима

20.

«Все нужны на земле»(проблемно-этическая беседа о птицах)

Воспитатель

Декабрь

21.

Аппликация «Сказочная птица»

Воспитатель

Декабрь

22.

Акция для родителей «Накормите птиц зимой» (изготовление кормушек»

Родители

Декабрь

23.

Организация зимней подкормки птиц (развешивание кормушек, заготовка корма). Экспериментирование «Что любят синички»

Воспитатель, родители

Декабрь

24.

Экскурсия в парк зимой

Воспитатель

Январь

25.

Беседа по произведениям Г. Скребицкого, М. Пришвина

Воспитатель

Январь

26.

Экспериментирование у клетки с волнистыми попугайчиками.  

Воспитатель

Январь

27.

Беседа о домашних птицах

Воспитатель

Январь

28.

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению волшебных птиц из природного материала (желуди, шишки, орехи, перышки)

Родители

Февраль

29.

Комплексное занятие «Лесной доктор»

Воспитатель

Февраль

30.

Рисование «Какую птицу ты хотел бы нарисовать?»

Воспитатель

Февраль

Весна

31.

Панорама добрых дел  «Встретим птиц весной достойно!» (развешивание скворечников)

Родители

Март

32.

Праздничное развлечение «Птицы – наши друзья»

Воспитатель,

муз. руководитель

Март

33.

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель

Март

34.

Экскурсия в музей (знакомство с птицами наших лесов)

Воспитатель

Март

35.

Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель

Апрель

36.

Проблемно-этическая беседа «Что будет, если птицы исчезнут?»

Воспитатель

Апрель

37.

Экскурсия к грачевнику. Экспериментирование «Из чего построено гнездо»

Воспитатель

Апрель

38.

Оформление книжного уголка «Пришла весна – прилетели птицы»

Воспитатель

Апрель

39.

Презентация детских рисунков «На шесте - дворец, во дворце – певец»

Воспитатель

Апрель

3. Заключительный

№ п/п

Процесс работы

Ответственные

Сроки

1.

Диагностика уровня экологической воспитанности детей

Воспитатель

Май

2.

Открытое занятие для родителей «Мы хотим, чтоб птицы пели…»

Воспитатель

Май

3.

Совместный с родителями мини-поход в парк для съемки видеофильма о грачах.

Воспитатель

Май

4.

Презентация работ детей – кружковцев «Сказочная птица – из природного материала »

Воспитатель

Май

5.

Анализ результатов диагностики

Воспитатель

Май

6.

Представление материала на итоговом педсовете

Воспитатель

Май

Динамика уровня экологической воспитанности детей

подготовительной группы

МДОУ детский сад № 2.

Результаты исследования

Систематическая работа с детьми по ознакомлению с миром птиц позволила повысить уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении ко всему живому.

Полученные знания дали детям возможность проявлять более гуманные отношения не  только к своим пернатым друзьям, но и к другим объектам живой природы.

   

Формы организации работы с детьми:

- Подгрупповые занятия;

- Индивидуальные;

- Фронтальные;

- Интегрированные;

- Кружковые.

Методы работы

  • объяснительно-иллюстративные:
  • беседа;
  • рассказ;
  • экскурсия;
  • обзор литературы.        
  •  репродуктивные:
  •  импровизации;
  •  конструирование.
  • эвристические:
  • «копилка идей»;
  • мозговой штурм;
  • творческие проекты.
  • проблемно-поисковые:
  • наблюдения;
  • анализ – синтез;
  • обобщение – конкретизация.

Выводы

  1. Применение системы знаний с использованием наблюдений, экскурсий, бесед, специальных занятий по ознакомлению с миром птиц имеет большое значение для развития у детей гуманно-ценностного отношения к природе в целом.

  1. Развитие экологических представлений посредством ознакомления с птицами дает детям ощущение уверенности в своих силах, основанной на том, что в мире все взаимосвязано, что природа – наш общий «дом» и этот «дом» надо беречь.

Используемая литература

Художественная литература

  1. В. Бианки «Лесная газета»; «Птичьи разговоры»; «Кто чем поет?».
  2. М. Богданов «О чем говорили птички»
  3. В. Воронов «Девять белых лебедей»
  4. М.Горький «Воробьишко»
  5. З. Александрова «Новая столовая»
  6. Р. Салури «Птицы»
  7. Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»
  8. Е. Чарушин «Болтливая сорока»
  9. В. Бианки «Наши птицы»
  10. Г. Скребицкий «Лесной голосок»
  11. В. Лебедев «Воробей – ленивец»
  12. М.Пришвин «Ребята и утята»

Методическая литература

  1. Н.А. Рыжова «Наш дом - природа» - программа экологического образования детей. – М: «LINKA-PRESS», 1998 г.
  2. Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова. «Мир природы и ребенок». – С-П: «Детство-пресс», 2003 г.
  3. Г. Снегирева. «Птицы наших лесов». – Изд. «Малыш», 1990 г.
  4. М. Черкасова. «Они должны жить. Птицы». - Москва, 1984 г.
  5. П.А. Копцева. «Природа и художник». – Москва, 1994 г.
  6. Т.М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми». – «Воронеж» ТЦ Учитель, 2002 г.
  7. М.М. Марковская. «Уголок природы в детском саду». – Москва,1989 г.
  8. Энциклопедия животных. Раздел «Птицы». – Москва «Эксо», 2007 г.
  9. Интернет-сайты:
  • www. Festival.1september.ru -  раздел: «Работа с дошкольниками»;
  • www.7va.ru - раздел «Презентации для детей»;
  • www.it-n.ru - раздел «Сеть творческих учителей».

Аудиокассеты

  1. Лесная газета. М.:Твик-Лирек, 2000
  2. Звуки и голоса живой природы. М.: Весть – ТДА, 2001.
  3. Наедине с природой. М.: Весть – ТДА, 2001

Видео:

  1. Многообразие животного мира. М.: Видеостудия «Кварт».
  2. Насекомые и птицы. М.: Видеостудия «Кварт».
  3. Ознакомление с окружающим миром. М.: Видеостудия «Кварт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...