итоговое занятие по астрономии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Комплексное занятие по астрономии (ознакомление с окружающим + лепка) можно использовать как итоговое занятие по теме "Космос" или для работы детского астрономического кружка. К занятию прилагается печатный лист с заданиями для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_astronomii.docx544.23 КБ

Предварительный просмотр:

Космическое приключение Лунтика

Задачи: уточнить и систематизировать элементарные представления детей о Вселенной: о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о звёздах и созвездиях, а также об освоении космоса человеком.

Планируемые результаты:

  • интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляют интерес к информации, получаемой в процессе общения, проявляют инициативу и обращаются к взрослым и сверстникам, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе, активно используют разнообразные изобразительные материалы для реализации поставленных другими целей (в аппликации);
  • интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально реагируют на окружающую действительность, сочувствуют, сопереживают, откликаются на просьбы о помощи;
  • интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: способны работать в коллективе:  договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе»: имеют представление о планете Земля, о Солнечной системе;
  • интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: способны принять задачу, умеют слушать взрослого и выполнять его инструкции, при создании аппликации умеет работать по правилу и образцу;
  • интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Познание»: знают о строении Солнечной системы, о космосе, об освоении космоса человеком;
  • интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Коммуникация»: умеют свободно общаться со взрослыми и сверстниками, говорить спокойно, не повышая голоса, употребляют в речи простые и сложные предложения, подбирать слова-антонимы;
  • интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Художественное творчество»: умеют вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной пополам, сочетать способы вырезывания с обрыванием, композиционно правильно располагать изображение;
  • интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Здоровье»: знают и самостоятельно соблюдают правила по охране зрения: оберегать глаза от яркого света, солнца;
  • интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в рамках образовательной области «Физическая культура»: умеют координировать свои движения;

Предварительная работа:

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.

Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.

Рисование, лепка, аппликация планет, звёзд, космических спутников, ракет и космонавтов в скафандре.

Чтение художественной литературы по теме «Космос», «Астрономия»

Демонстрационный материал: астроном, собака, очки, звёзды на фланелеграф, схемы созвездий, летающая тарелка, 2 инопланетянина, конверт с заданиями, игра «Космическое лото», образцы космических карт, планеты Солнечной системы, глобус, образец аппликации.

Раздаточный материал: листы с 4 заданиями, материал для аппликации (ракета), звёзды, карандаши, линейки.

Ход интегрированного занятия

1. Ночное происшествие

В группе звучит музыка (песня «Млечный путь» А.Рыбников – И.Кохановский) и дети свободно двигаются, появляется механическая игрушка – щенок, дети собираются вокруг неё, затем садятся на ковёр (дети сидят на ковре, перед ними магнитная доска, на которой разбросаны звёзды).

Воспитатель: Жил-был пёс по кличке Лунтик. Его любимым занятием было поднять голову и наблюдать за… чем же:

*Это что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый: кружевной и синий-синий.  

Дети: небо.

Воспитатель: А всё потому, что его хозяин был учёным и изучал Вселенную. Как можно назвать такого учёного?

Дети: астроном.

Воспитатель: Что же там видел пёс:

*Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.  

Дети: Солнце.

Воспитатель: А в какое время суток Лунтик мог разглядывать Солнце?

Дети: утром, днём, вечером.

Воспитатель: Можно ли долго смотреть на Солнце?

Дети: Нет, потому что глаза начинают слезиться, так как Солнце светит очень ярко. Воспитатель: Вот и у Лунтика стали слезиться глаза, хозяину было жалко щенка, но как же он мог ему помочь?

Дети: Купить тёмные очки, чтобы защитить глаза.

Воспитатель: Правильно, хозяин так и сделал, и с тех пор глаза у пса не болели. (дети проверяют тёмные очки, глядя на настольную лампу)

Но больше всего Лунтик любил смотреть на небо ночью. А нужны ли ему были тёмные очки ночью? Почему?

Дети: Ночью не нужны тёмные очки, чтобы смотреть на небо, потому что Солнце не светит.  

Воспитатель: И вот что щенок видел на небе ночью:

*Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…

Дети: луной.

*Ясными ночками гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она: - спать ложитесь, поздно,

Потому что мать – луна, а дочурки –…

Дети: звёзды.

Конечно же, Лунтик очень любил разглядывать звёзды.

А мог ли он разглядеть звёзды днём? Почему?

Дети: Звезд на небе днем не видно, потому, что светит Солнце.

Дидактическая гра «Найди одинаковые звёзды»

Помогите Лунтику найти пары одинаковых звёзд на магнитной доске (по цвету, размеру, форме).

Воспитатель: А ещё щенку нравилось наблюдать за группами звёзд. Что же это такое? Дети: созвездия.

Воспитатель: Хозяин рассказал Лунтику, что есть такая звезда – компас, с помощью которой можно найти ночью дорогу домой. Как называется эта звезда?

Дети: Она называется Полярная звезда.

Воспитатель: А в каком созвездии она находится?

Дети: Эта звезда находится в созвездии Малая Медведица.

Дидактическая игра с магнитной мозаикой «Выложи созвездие»

Выложите на экране созвездие Малой Медведицы, Большой Медведицы, Лиры, Лебедя…

Назовите, какие ещё созвездия вы знаете? Выложите своё любимое созвездие.

Воспитатель: Однажды ночью пёс увидел, как по небу что-то пролетело и упало к нему во двор. «Неужели упала звезда?» - подумал Лунтик и побежал узнать, в чём дело. Давайте и мы посмотрим, что же случилось. (дети переходят за столы, на которых лежат листы с заданием)

Задание №1 Обведите предмет, который находится правее косточки, левее сапога, имеет 4 ноги и находится справа от звезды, - и вы узнаете, что обнаружил Лунтик во дворе .

2. Подготовка к полёту.   

Воспитатель: Как вы уже догадались, Лунтик нашёл на своём дворе летающую тарелку. Из неё вышли два странных существа. «Инопланетяне!» –  подумал Лунтик. (на магнитной доске появляется тарелка и 2 инопланетянина)

- На нашей планете случилась беда! – заговорили инопланетяне. – Нам нужен тот, кто умеет считать хотя бы до 5.

- Я умею до 10! – гордо сказал Лунтик.

- Значит, ты можешь нам помочь. Садись скорее в нашу тарелку и отправляйся в путь.

Лунтик хотел уже запрыгнуть в тарелку, но бортовой компьютер не хотел пускать неизвестного и предложил ему ответить на вопросы, чтобы проверить может ли он быть космонавтом. Лунтик конечно был умным псом, но всё же только псом, поэтому он знал не все ответы. Поможем ему?

1. Как называется ваша Галактика? (наша Галактика называется Млечный Путь.)

2. Как называется ваша планета? (Наша планета называется Земля.)

3. Как звезду можно отличить от планеты? (Звёзды светятся, а планеты – нет.)

4. Какая ближайшая к вам звезда? (Ближайшая к нам звезда – Солнце.)

5. Сколько планет в вашей Солнечной системе? (В нашей Солнечной системе 9 планет.)

6. Какой спутник есть у вашей планеты? (Спутник нашей планеты – Луна.)

7. Какие существа с вашей планеты первыми побывали в космосе? (Первыми побывали в космосе собаки.)

8. Назовите фамилию первого космонавта Земли. (Гагарин)

9. Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток»)

10. Каких космонавтов вы ещё знаете? ( Валентина Терешкова – первая женщина космонавт. Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Виктор Савиных  - наш земляк, сотый космонавт.)

11. Какая одежда необходима космонавту, чтобы выйти в открытый космос? (Космонавту необходим скафандр.)

Словесная игра с мячом «Скажи наоборот»

А как вы считаете, каким должен быть космонавт? Давайте поиграем. Я буду называть качества людей, а вы подберёте к каждому моему слову другое слово, обозначающее противоположное качество (дети встают в круг, игра с мячом – ленивый – трудолюбивый, злой – добрый, слабый – сильный, медлительный – быстрый, неряшливый – аккуратный, грустный – весёлый, старый – молодой, неуклюжий – ловкий).

Воспитатель: Как вы считаете, Лунтик годится в космонавты?

 Итак, с нашей помощью Лунтик ответил на все вопросы, был запущен в летающую тарелку и начал подготовку к полёту.

Задание №2 Космонавту в пути необходимы космические карты. Помогите ему срисовать их.

Настольная игра «Космическое лото»

Не так-то просто научиться управлять летающей тарелкой: нужно проложить курс. Курс должен пролегать мимо всех планет Солнечной системы. Чтобы Лунтик не запутался, давайте сделаем для него карту Солнечной системы и разложим планеты по-порядку (2 игровых поля, дети делятся на 2 команды – кто быстрее разложит планеты).

Воспитатель: Ну что же, подготовка к полёту закончена. Начался отсчёт перед стартом: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, старт!

3. Космическое путешествие.

Воспитатель: Итак, сбылась мечта Лунтика: он отправился в космическое путешествие. Далеко позади осталась родная Земля. Как вы думаете, что мог увидеть Лунтик в иллюминатор?

Дети: звёзды, планеты, кометы, метеориты – дать определения.

Воспитатель: Правильно, а сейчас, давайте изобразим созвездия, которые мог увидеть Лунтик.

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развёл прекрасный и гордый Орёл.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы,

И Лебедь прекрасный плывёт,

И Лира о счастье поёт.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

На пути попадались планеты, и Лунтик старался определить их названия. Давайте поможем ему (дети идут по группе, находят планеты и называют их).

- Я самая близкая к Солнцу планета и всегда повёрнута к нему только одной стороной (Меркурий).

- Я всегда окутана облаками и выгляжу как яркая звезда, поэтому меня назвали в честь богини красоты (Венера).

- Я третья планета, и на мне возникла жизнь (Земля).

- Я красный как огонь и назван в честь бога войны (Марс).

- Я самая большая планета и названа  в честь главного бога римлян (Юпитер).

- А меня окружают яркие кольца (Сатурн).

- Меня назвали в честь древнеримского бога моря (Нептун).

- Я самая дальняя и холодная планета (Уран).

И вот, наконец, тарелка приближается к планете. Но кругом одни метеориты.                

Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь» (дети стучат пальчиками по полу сначала слабо, потом сильно).

Подвижная игра «Пролети между метеоритами»

Поможем Лунтику провести тарелку между метеоритами к планете. (дети возвращаются за столы)

4. Космические пираты.

Воспитатель: Когда Лунтик вышел из летающей тарелки, его окружила толпа инопланетян.

- Нашу планету захватили космические пираты! – закричали они. – Помоги нам найти их – они прячутся среди нас.

Задание №3 Обведите всех инопланетян по точкам. Помогите Лунтику отыскать хитрых пиратов и заштрихуйте их. Помните: у жителей планеты 3 ноги и 4 глаза. 

Воспитатель: С нашей помощью жители планеты обнаружили пиратов и выгнали их с планеты. Они очень благодарили Лунтика и просили его рассказать о планете, с которой он прилетел. Давайте поможем Лунтику рассказать о Земле.

Дети: Лунтик живёт на планете Земля, которая отличается от всех других планет Солнечной системы тем, что не ней есть воздух, кислород, возникла жизнь. Земля имеет форму шара, а модель Земли. называется глобус. На глобусе так много синего цвета, потому что так обозначается вода (океаны, моря, реки, озёра). А коричневый и зелёный цвета обозначают сушу, материки, их 6 (назвать).

5. Возвращение домой.

Воспитатель: Но вот пришла пора возвращаться домой. К сожалению, летающая тарелка уже не годилась для полёта, так как повредилась при приземлении. На чём же ещё можно летать в космосе?

Дети: на ракете.

Воспитатель: Давайте сделаем ракету, на которой Лунтик сможет вернуться домой (аппликация).

Ракета готова, осталось нарисовать на карте путь домой.

Задание №4. 

Поставьте карандаш на точку и рисуйте по клеточкам: 1 – вправо, 2 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 –  влево, 1 – вверх, 3 – вправо, 3 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 2 – вправо.

Воспитатель: Лунтик благополучно вернулся на Землю. «Как хорошо дома! – подумал он. – Но путешествовать – это так здорово!» и он решил отправиться в новое путешествие, когда отдохнёт. Счастливого тебе пути, Лунтик.

Лунтик: - Спасибо, ребята! А на прощание вот вам здание от моего хозяина – астронома:

Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки.

Где отгадка – там конец, кто подскажет – молодец.

На ней живём и ты, и я – планета чудная – … (Земля).

Венера, Нептун, Юпитер – это такие, как Земля … (планеты).

Называют нас земляне, а на Марсе – … (марсиане).

Вёл ракету к звёздам Барс, торопился он на … (Марс).

С курса сбился он чуть-чуть, повернул на Млечный … (путь).

Поспешили Барса встретить марсиане на … (комете).

Сели дружно ей на хвост, полетели среди … (звёзд).

Смотрят, а на них летит маленький … (метеорит).

На нём очень сладко спали крошки – … (инопланетяне).

Путь их был в одну страну, через жёлтую … (Луну).

Астроном: Вы помогли Лунтику преодолеть трудности и с честью выдержали все испытания, поэтому вам присваивается звание «Юный астроном» и вручаются на память дипломы.

Звучит музыка («Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким)

Литература: Сахарова О.М. Зарядка для пальчиков «Космическое приключение»


лист заданий

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ЛУНТИКА



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект открытого занятия по астрономии в подготовительной группе № 4 «Лучики» «Тайны созвездий»

Конспект открытого занятия по астрономиив подготовительной группе № 4 «Лучики»«Тайны созвездий»...

Самоанализ открытого занятия по астрономии в подготовительной группе № 4 «Лучики» «Тайны созвездий» воспитателя Титовой О.Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» группы дошкольного образования Самоанализ открытого занятия по астрономиив подготовит...

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ подготовительная группа

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО АСТРОНОМИИ подготовительная группа...