Сюжетно - ролевая игра "Путейцы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Долгалева Ирина Владимировна

 

Представлен конспект по ознакомлению детей с железнодорожными профессиями посредством игры, даны планируемые промежуточные результаты по всем разделам программы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra_puteytsy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Путейцы».

Средняя группа.

Цели:

1. Учить детей распределять в игре роли и действовать согласно принятой на себя роли.

2. Развивать творческое воображение, речь детей, умение общаться.

3. Воспитывать уважение к человеку труда, прививать интерес к железнодорожным профессиям.

Задачи:

1. Создавать условия для развития детьми сюжета ролевой игры железнодорожного содержания, на основе знаний, полученных из разных источников.

2. Дать представление о том, что путейцы строят, ремонтируют и обслуживают железную дорогу.

3. Закреплять знания о деятельности монтера пути, путевого обходчика, техника, инженера, машиниста, механика, путейца-лесовода, дежурного по переезду.

4. Использовать в игре атрибуты и, в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительный материал, предметы- заместители.

Примерные игровые действия:

- выбор объекта для работы: железнодорожный мост, насыпь, переезд, тоннель, виадук, эстакада;

- выбор строительного и ремонтного оборудования;

- строительство, ремонт или обслуживание выбранного объекта: замена шпал и рельс, устранение дефектов скреплений, очистка щебенки и обновление песка, очистка кюветов и канав, ремонт водоотводов, замена стрелочных переводов, покраска оборудования, ремонт переездов, закрепление ж/д пути, ремонт сигнальных и путевых знаков;

- открытие объекта;

- путешествие по железной дороге.

Оборудование, атрибуты:

- план железнодорожных путей;

- инструменты: молоток, гайки, ключи, лопата, шуруповерт, отвертка;

- униформа: жилеты, костюм проводника, каски, рукавицы;

- предметы-заместители;

- наборы рельс с различными видами соединений, разного размера и цвета;

- спецсигналы: флажки, фонарь, семафор, рожок железнодорожный;

- макеты станций;

- паровоз с вагонами, электричка;

- иллюстрации на железнодорожную тематику;

- железнодорожные билеты;

- разные виды конструкторов.

- рация, телефон.

Предварительная работа:

- беседа о профессии путейца с использованием иллюстраций, фотографий, газетных вырезок;

- рассматривание фотоальбома «На железной дороге», фотопоезда «Юный железнодорожник»;

- рассказы родителей о своей работе на железной дороге;

- чтение х/л о железной дороге: сказки, стихи, загадки;

- работа с раскрасками;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: рельсы, билеты, карты, флажки, семафоры;

- дидактические игры: «Что кому надо для работы», «Найди по описанию», «Четвертый – лишний».  

СРЕДНЯЯ ГРУППА

( от 4 -5 лет)

Цели:

1. Учить детей распределять в игре роли и действовать согласно принятой на себя роли.

2. Развивать творческое воображение, речь детей, умение общаться.

3. Воспитывать уважение к человеку труда, прививать интерес к железнодорожным профессиям.

Задачи:

1. Создавать условия для развития детьми сюжета ролевой игры железнодорожного содержания, на основе знаний, полученных из разных источников.

2. Дать представление о том, что путейцы строят, ремонтируют и обслуживают железную дорогу.

3. Познакомить с трудом обходчика пути, сигналиста, оператора дефектоскопической тележки, наладчика путевых машин, дежурного стрелочного перевода, бригадира пути, дежурного по переезду, монтера пути.

4. Использовать в игре атрибуты и, в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительный материал, предметы- заместители.

Словарная работа: сигналист, гайковерт, стрелочный перевод, путеукладчик, путеподъемник, дефектоскопическая тележка, рельсоочистительная машина, дефект, шлагбаум, сигнальная петарда, железнодорожная колея, сигнальный фонарь, наладчик путевых машин, дежурный стрелочного поста, земляное полотно, техника безопасности.

Предварительная работа

- Беседа о профессии путейца.

- Рассматривание фотоальбома «На железной дороге», иллюстраций, газетных вырезок, фотографий.

- Изготовление фотопоезда «Юный железнодорожник».

- Рассказы родителей о своей работе на железной дороге.

- Чтение художественной литературы о железной дороге: стихи, сказки, загадки.

- Работа с раскрасками.

- Дидактические игры: «Что кому надо для работы», «Найди по описанию».

- Подготовка предметно-развивающей среды и изготовление атрибутов: план железнодорожных путей, макеты станций, паровоз с вагонами, электричка, железнодорожные билеты, иллюстрации на железнодорожную тематику, рация, телефон, оранжевые жилеты, рукавицы, каски, инструменты (молоток, ключи, лопата, отвертка, гайковерт, линейка), спецсигналы (сигнальный рожок, свисток, фонарь, красный и желтый флажки, семафор), блокнот для записей, иллюстрации с путевыми машинами, наборы рельс с разными видами соединений, разные виды конструкторов, предметы-заместители, бросовый материал.

Игровые роли

Монтер пути, бригадир пути, дежурный стрелочного поста, дежурный по переезду, обходчик пути, оператор дефектоскопической тележки, сигналист, наладчик путевых машин.

Игровые действия

Монтер пути: укладывает шпалы и рельсы, закрепляет их, подтягивает гайки, меняет пришедшие в негодность шпалы, регулирует стрелки, выправляет ширину колеи, удаляет траву, убирает мусор на территории железной дороги.

Бригадир пути: руководит монтерами пути, обходчиками, дежурными по переездам, отвечает за осмотр пути, выявляет неисправности, следит за техникой безопасности, заполняет журнал работ, сообщает о неисправностях поездному диспетчеру.

Дежурный стрелочного поста: по команде дежурного по станции переводит стрелку в нужное положение, содержит стрелочный перевод в исправности, подает сигнал машинисту о поломке локомотива или вагонов.

Дежурный по переезду: охраняет переезд, следит за порядком на нем, опускает и поднимает шлагбаум, дает сигнал о приближении поезда, сообщает дежурному по станции и машинистам о неисправностях и авариях на переезде.

Обходчик пути: следит за состоянием пути, записывает неисправности в специальную книгу и сообщает о них, исправляет мелкие поломки.

Оператор дефектоскопической тележки: проезжает по железнодорожному пути на специальной тележке и, при помощи специального оборудования, выявляет внутренние дефекты рельс.

Сигналист: подает сигнал машинисту о препятствиях на рельсах: днем- красным флагом, ночью- красным фонарем, укладывает сигнальные петарды на пути поезда.

Наладчик путевых машин: следит за исправностью специальной техники: путеукладчиков, путеподъемников, кюветоочистительных и рельсоочистительных машин, дефектоскопического вагона и тележки, ремонтирует их и готовит к работе.

Планируемые промежуточные результаты.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

- Владеет в соответствии с возрастом основными движениями.

- Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

- Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий.

Интегративное качество «Любознательный, активный».

- Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

- Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, игре.

- Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый».

- Эмоционально откликается на переживания детей, персонажей сказок и историй.

- Понимает и употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

- Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

- При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

- Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

- Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.

- В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.

- Умеет вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».

- Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.

- Проявляет инициативу в выборе роли.

- Способен конструировать по собственному замыслу.

- Начинает проявлять образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

- Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи, их место работы.

- Имеет представление о железной дороге, её роли в жизни страны, знает железнодорожные профессии.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

- Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.

- Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.

- Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

- У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

Образовательная область «Социализация».

- Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

- Соблюдает ролевое соподчинение (обходчик пути – мастер пути) и ведет ролевые диалоги.

- Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые ролевые диалоги.

Образовательная область «Безопасность».

- Соблюдает элементарные правила поведения на железной дороге.

- Различает и называет специальные виды железнодорожного транспорта (пожарный поезд, путеукладчик), объясняет их назначение.

- Понимает значение сигналов светофора, семафора, сигнальных флажков и фонарей. Узнает и называет железнодорожные знаки «Железнодорожный переезд», «Осторожно поезд!».

Образовательная область «Познание».

Продуктивная деятельность.

- Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

- Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

Формирование целостной картины мира.

- Называет разные железнодорожные предметы, знает их назначение.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

- Может прочитать наизусть стихотворение о железной дороге.

- Рассматривает иллюстрированные издания детских книг о железной дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...