проект"Мир огня"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мамуркова Таисья Фёдоровна

по противопожарной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pozhar.docx32 КБ
Файл mir_ognya.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ "01 – ты позвони!"

Подготовила: 

 Проблемная ситуация:  Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у всех людей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Беседы с детьми чаще показывают, что теоретически они знают, как поступать в той или иной ситуации, а при созданной пожароопасной игровой ситуации теряются. Из вышесказанного следует данная проблема, дети имеют знания о безопасности, а на практике применять не умеют.

 Цель проекта:

- формирование у детей навыков осознанного, безопасного поведения;

- создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности;

- приобщение родителей к решению данной проблемы в семье.

Задачи проекта: 

-  привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- знакомство детей с профессией пожарного, историей возникновения огня, разъяснение его пользы и вреда;

- формирование умения реально оценивать возможную опасность;

- профилактика панического страха перед огнем;

- воспитание чувств осторожности и самосохранения, уверенности в своих силах, благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Вид проекта:  творческий, опытно-экспериментальный

Направления проекта:

  1. Мир огня
  2. Опасные предметы в доме
  3. Экстремальные ситуации

Время реализации проекта: 3 недели

Участники проекта:  дети  старших и подготовительных к школе групп, родители, зам. зав., воспитатели, инспектор отделения ВДПО.

Предполагаемый результат:

- правильное  поведение в экстремальной ситуации: 

- умение набирать  номер телефона пожарной части,   вести диалог с диспетчером по телефону, четко  называть  свой адрес;

- знать средства пожаротушения:  вода, огнетушитель, земля, песок, снег:

- знать о профессии пожарного;

- изменение отношения родителей к данной проблеме;

- осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

1) Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта;

2) Анкетирование родителей;

3) Информационное задание: привлечение  родителей к подборке материала   по пожарной безопасности;

4) Беседы с детьми по теме «Мир огня»;

5) Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

6) Подбор дидактических  и сюжетно-ролевых игр;

7) Подбор материала для проведения опытов и экспериментов;

8) Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

   

2 этап.  Выполнение проекта

Направление «Мир огня»:

- Беседа «Что такое огонь?»

- Беседа «Правила безопасного обращения с огнем»

- Встреча с инспектором отделения ВДПО

Направление «Опасные предметы в доме»

- Чтение и обсуждение произведений по пожарной безопасности: «Кошкин дом», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», Л.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», «Солдат» (басня), Г.Цыферов «Жил на свете слоненок», О.Сенатович «Осенний пожар», С.Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», Г.Х.Андерсен «Сказка про спички», «Огниво», Т. Нуждина «История спички», «Электрическая лампочка», Б. Житков «Пожар», «Пожар в море», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», М. Кривич «Где работает огонь», Н. Кун «Миф о Прометее», Г. Остер «Вредные советы»

- Домашнее задание, нарисовать и составить рассказ по теме «Пожарные ситуации дома»

Направление « Экстремальные ситуации»

- Создание экстремальных пожароопасных ситуаций в игре и решение их;

- Создание с детьми алгоритма поведения при пожароопасных ситуациях.

 

3       этап. Результаты

- Выставка:  коллажей (сотворчество детей и родителей), альбомов (рисунки детей)

- участие в районном конкурсе поделок на противопожарную тему

- Интеллектуальная  викторина  «Мир огня»

-  Инсценировка сказки «Кошкин дом»

- Спортивный  досуг по пожарной безопасности  для детей  старших и подготовительной  к школе групп  по теме:  «Олимпийский огонь»

- Выпуск  стенгазеты для  родителей - сотворчество детей и воспитателей

- разработка консультаций для педагогов и родителей.

Интеграция образовательных областей

Межпредметный  проект  («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)

Техническое оснащение

- Аудио и видеотехника, мультимедиа

- Информационное оснащение

- Детская литература, энциклопедии, журналы, видеоматериалы  о профессии пожарного, причины пожара, ресурсы интернета по тематике проекта.

Используемая литература

- Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность»

 

Приложение

……………………………………………………………………………………

Консультации для родителей по пожарной безопасности

Расскажите детям о пожарной безопасности. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. 

Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.

Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Пожарная безопасность в квартире:

- Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. 
       - Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить. 

- Не суши белье над плитой. Оно может загореться. 

- Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. 

- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Пожарная безопасность в деревне:

- В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара. 

- Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог. 

- Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

Пожарная безопасность в лесу:

- Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. 

- Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. 

- Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. 

- Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:

- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. 

- Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей. 

- Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. 

- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. 

- Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, и выходить пригнувшись или ползком. 

- Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. 

- Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. 

- При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься. 

- Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Запомните самое главное правило
не только при пожаре, но и при любой другой опасности:
«Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!»

Опасные игры

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.

Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты или керосиновый примус (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность.

В среднем ежегодно происходит до 5 тыс. пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит до 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей. 
Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять дома, в школе, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности. 
Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.

Пиротехника
Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы. Поэтому безопасность при их применении в первую очередь зависит от человека.

ПОМНИТЕ!
Промышленность НЕ ВЫПУСКАЕТ новогодние атрибуты полностью пожаробезопасными.
Анализ причин новогодних пожаров свидетельствует, что чаще всего они возникают от бенгальских огней и хлопушек с огневым эффектом, свечами и самодельными неисправными электрогирляндами, беззаботной шалостью детей с огнем. 

Помните об опасности возникновения пожара в доме:

- Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности. 

- Не давайте детям играть спичками. 

- Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами. 

- Не разрешайте детям самостоятельно включать освещение новогодней ёлки. 

- Знайте, что хлопушки, свечи, бенгальские огни могут стать причиной пожара и травм. 

- Будьте осторожны при пользовании даже разрешённых и проверенных пиротехнических игрушек.

Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону "01"

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
  2. Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключить электроприборы.
  3. Не суши белье над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (это лучше делать на улице и только с взрослыми).
  5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА.

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.
  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
  4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком - внизу дыма меньше.
  5. При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
  6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 «Мир огня»

 с детьми старшей группы

Предварительная работа с детьми:

  • Выставка в уголке картин по теме «Использование огня в быту»
  • Совместное рисование детей с родителями на тему «Где используется огонь»
  • Индивидуальная работа по расширению и активизации словарного запаса (доменная печь, тепловозы, теплоходы, горючее и т.д.)

Оборудование: презентация к образовательной деятельности «Мир огня», элементы кирпича и гранитного камня для рассматривания, телефон.

Ход деятельности

Педагог:  Уважаемые ребята, сегодня мы продолжим беседу об огне в жизни человека. Скажите, для чего нужен огонь людям в наше время? Посмотрите на картинки, они вам подскажут ответы на вопрос. (Комментирует слайд, на котором изображены продукты питания). Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Мы с вами знаем, что очень многое из того, что мы едим, нужно предварительно варить, жарить, печь. (Комментирует следующий слайд с фотографиями поваров у печи, огня в печи, огня костра.). Пищу можно приготовить на огне. Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, - так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо – получилось первое жаркое. Человек кормил огонь, и огонь кормил человека. (Комментирует следующий слайд с изображением кирпичей и камней. Показывает детям кусочек кирпича и гранитный камешек). А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Когда0то люди смешали глину с песком, обожгли – так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но, чтобы добыть гранит, использовали силу огня; на огромном камне, на скале разводили большой костер. Когда скала раскалялась, на нее лили холодную воду. Она растрескивалась на маленькие кусочки. А как вы думаете, горит ли кирпич, гранит, камень?

Дети: Нет, они не горят.

Педагог: Молодцы, правильно. (Показывает следующий слайд, на котором изображена посуда и изделия из металла). Как вы думаете, почему так необходим огонь для изготовления этих предметов? (Комментирует следующий слайд). В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из нее металл. В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер-стеклодув делает красивые стеклянные изделия.

(Педагог показывает детям игрушки (паровозик и ракету), спрашивает о том, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах).

Человек «позвал» огонь с собой в дорогу. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, который вертел колеса. Так появились паровые машины. (Комментирует следующий слайд). В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям  пароходы. И всем им нужно горючее – бензин. Горючее так и называется, потому что оно горит. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени. Это сгорающее в могучих двигателях ракеты топливо приводит ее в движение. И в моторе автомобиля работает огонь – бензин сгорает и приводит машину в движение. Сжечь мусор нам тоже помогает огонь. (Комментирует следующий слайд). Ребята, а когда нам холодно, что может нам помочь?

Дети: Огонь нас может согреть. Можно развести костер и погреться у его огня.

Педагог: Да, приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку. И солнышко, которое нас согревает, - это тоже огонь. Так какой вывод можно сделать?

Дети: Огонь приносит людям пользу.

          Нам без доброго огня

          Обойтись нельзя и дня.

          Он надежно дружит с нами,

          Гонит холод, гонит мрак.

          Он приветливое пламя

          Поднимает, будто флаг.

          Всем огонь хороший нужен.

          И за что ему почет,

          Что ребятам греет ужин,

          Режет сталь и хлеб печет.

Педагог: А сейчас давайте вспомним, всегда ли огонь был на службе у людей? Кто помнит, как изменилась жизнь древних людей, когда у них появился огонь? Вспомните, как можно древним способом добыть огонь?

(Ответы детей).

Беседа о правилах безопасного обращения с огнем

Педагог: Сила огня велика. Мы с вами выяснили, что огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, на нем готовят пищу. Но огонь может быть страшным и злым. (Комментирует следующий слайд).

У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь,

Обожжешься!

Я – ОГОНЬ!

Кто догадался почему?

Дети: Огонь может вызвать пожар.

Педагог: Да, из доброго друга огонь может превратиться в страшного врага. Кто знает, какую опасность представляет огонь?  (Комментирует следующий слайд, на котором изображены пожары в лесу, деревне, городе). В огне пожара горит все: люди, дома, посевы, лес, животные, целые деревни и города. Маленький огонек может стать опасным, если его не контролировать или играть с ним. А сейчас я предлагаю вам поиграть, но в безопасную игру.

Физкультминутка «Огонь маленький и огонь большой»

Педагог предлагает детям изобразить огонь с помощью рук. Сидя и тихонько раскачиваясь в обе стороны, дошкольники изображают маленький огонь. Из маленького пламени постепенно вырастает большой огонь – дети изображают его, стоя с поднятыми руками и раскачиваясь в обе стороны.

(После физкультминутки педагог продолжает беседу с детьми и комментирует следующий слайд – изображения дыма из горящих домов, зажженной спички, от которой идет дым).

Педагог: Кроме пламени очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Скажите, пожар может возникнуть случайно?

Дети: Пожар может случиться от удара молнии.

Педагог: Подумайте и скажите, какие причины небрежного обращения с огнем могут привести к пожару? Кто затрудняется, посмотрите на картинки, они вам помогут.

(Глядя на следующий слайд, дети перечисляют причины возникновения пожаров).

Дети: Пожар может возникнуть от костра, свечи, бенгальского огня, баловства детей со спичками, зажигалками. Причинами пожара могут стать неправильное обращение с газом в плите, неисправности в электрической розетке. Не менее опасно оставлять утюг или другие электроприборы без присмотра взрослых.

Педагог: Правильно. Все мы любим салют, но важно помнить, что использование пиротехники в помещении и даже на улице тоже может привести к пожару. Так какие правила пожарной безопасности должны знать дети?

Дети: Чтобы не случился пожар, детям нельзя:

  • Брать в руки спички;
  • Разжигать и оставлять без присмотра костер;
  • Жечь тополиный пух летом;
  • Включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
  • Играть с зажигалкой.

Педагог: Правила пожарной безопасности нужно выполнять сознательно, понимая, что это сохранит нам жизнь. А если пожар случился, нужно позвонить по номеру …

Дети: Нужно набрать номер пожарной службы «01».

Педагог: Какой же мы сделаем вывод: нужен ли людям огонь?

Дети: Огонь приносит людям пользу, но может быть и опасен. Чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила противопожарной безопасности.

Педагог: Все вы приняли активное участие в беседе. На память я хочу подарить вам жетоны – запрещающий знак «Не зажигай спички», которые будут напоминать о необходимости выполнять правила противопожарной безопасности. О том, что мы сегодня с вами узнали, вы можете рассказать дома своим мамам, папам, братьям и сестрам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "С огнем не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!"

Если где-то задымится,Если что- то загорится,По тревоге как одинПозвони по 01....

проект "Берегись огня"

Формы профилактической работы по пожарной безопасности с дошкольниками  разнообразны. Для решения этой задачи и был мною выбран проектный метод, в ходе реализации которого у детей формируются нав...

Проект "С огнем не шути" 2015

Краткоскрочный проект....

Проект "День огня!"

Дети – это наше будущее, поэтому мы, взрослые должны нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровье детей. Задача всех без исключения взрослых проводить огромную профилактику по дет...

Проект "С огнем не играй, пожар не затевай!

Практическая направленность организации деятельности с дошкольниками в ходе реализации проекта....

Проект " Берегись огня!"

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые происходят по вине человека. Чтобы изменить отношение к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребенка...

Проект "Тайны огня" для детей 5-6лет

Закрепить знания детей об огне и его свойствах...