Тематический модуль по теме "Космос"
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
В работе представлена подборка материала по всем образовательным областям на тему "Космос", "День космонавтики", в приложении дано описание подвижных и хороводных игр, пальчиковой, дыхательной и глазной гимнастики; загадки и стихи, а также словесные игры по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ: «Космос», «День космонавтики»
Цель: Познакомить с праздником «День космонавтики», объяснить, почему его отмечают 12 апреля.
Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми, о полёте в космос Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;
- дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной;
- познакомить детей с картой звёздного неба, созвездиями;
- развивать умение наблюдать, делать выводы;
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;
- продолжать учить детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- пополнять и активизировать словарь детей, формировать навыки речевого общения.
ОО | Формы работы | ||
1. физическая культура | Подвижные игры:
Эстафеты, соревнования:
| ||
2. здоровье | Физкультминутки:
Дыхательная гимнастика:
Глазная гимнастика: «Звёздочка» Пальчиковая гимнастика:
Мелкая моторика:
Свободное общение: «Каким нужно быть, чтобы стать космонавтом» | ||
3. художественное творчество | Рассматривание фотоиллюстраций Лепка:
Аппликация:
Рисование:
| ||
4.музыка | Хороводные игры:
Слушание:
| ||
5. познание | Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций Отгадывание загадок Беседы:
Дидактические игры:
Исследовательская деятельность:
О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» с. 106, 166
Конструирование:
| ||
6. чтение художественной литературы | Энциклопедии: Бэрнхем Р. «Атлас Вселенной для детей» Дорожкин Н.Я. «Космос» Житомирский С.В. «Астрономия» Калашников В.»Звёзды и планеты» Кошурникова Р.В. «Путешествие по глобусу» «Планета Земля» Порцевский К.А. «Моя первая книга о космосе» «Человек и Вселенная» Л.Талимонова Сказки и притчи Мифы о Солнце, Луне, планетах (Древняя Греция, Древний Египет) | Стихотворения: Я.Аким «Береги свою планету» О.Высоцкая «Космонавт» А.Матутис «Ракета и я» В.Степанов «Космонавт», «Астроном» Ж.Парамонова «Забавная Астрономия для малышей» Р.Сеф «Комета» Е.Стюарт «Наш спутник» А. Усачёв «Астрономическая считалка», «Стихи о материках», «География», «Откуда берётся вода?» «Там, где звёздочка горит» Е.Шиловский «Я обнял глобус» | Рассказы: В.Баруздин «Первый человек в космосе» Бороздин В. «Звездолётчики» , «Первый в космосе». Я. К. Голованов «Дорога на космодром» В. Кащенко «Созвездие драконов» П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп» Е.Левитан «Малышам о звёздах и планетах» А.Леонов «Шаги над планетой» Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы) О. А. Скоролупова «Покорение космоса». Томилин А.Н. «Голубая планета Земля», «Есть ли вола в море дождей?» Шалаев Г. «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета? Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт» |
7. коммуникация | Грамматика:
Фраза:
Связная речь:
Словесные игры
| ||
8. безопасность | Беседы:
| ||
9. труд | Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр Познакомить детей с профессиями: космонавт, учёный-астроном, инженер-конструктор | ||
10. социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Полёт в космос», «Исследователи космоса» Пластические этюды: «Парим в космосе» Экскурсии: в Планетарий, в музей им. Циолковского |
Приложение
1. Образовательная область «Физическая культура»
Подвижная игра «Луна и звёзды»
С помощью считалки выберите водящего – это будет Луна (одеть шапочку на голову). Все остальные дети – звёзды.
На земле начерчен большой круг – территория Луны. Звёзды забегают в круг и дразнят Луну. Луна может заморозить звезду, дотронувшись до неё. Когда все звёзды заморожены, водящий меняется.
Считалка
На Луну летать мы будем,
В небе скучно ей одной!
Непременно нужно людям
Познакомиться с Луной. (О.Высоцкая)
Подвижная игра «Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулки по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После этого все разбегаются по «ракетодрому» и стараются занять место в любой заранее начерченной «ракете». Внутри каждой «ракеты» обозначено по 5 кружков. Это места для участников игры, их меньше, чем играющих. опоздавший – проиграл.
Подвижная игра «Космическая охота»
Два космических охотника встают по краям площадки, остальные – в центре. Охотники стараются попасть мячом в игроков. Когда охотник кидает мяч, он называет какое-либо созвездие, а игроки должны изобразить его и увернуться от мяча. Например, Лира – имитируют игру на лире, Лебедь – руки в стороны, Андромеда – руки вверх и т.д.
Подвижная игра «Бывает – не бывает»
Дети встают наверх лесенки. Ведущий бросает детям мячик, называя реальное или выдуманное созвездие. Если созвездие существует, то мяч нужно поймать, если нет – то не ловить. Если ребёнок не ошибся, то он спускается на одну ступеньку. Если ошибся, то стоит на месте. Выигрывает тот, кто первым спуститься с лесенки.
Подвижная игра «Звёздный магазин»
Дети загадывают, каким созвездием они будут и сообщают об этом продавцу. Приходит покупатель – астроном и говорит, что ему нужно какое-то созвездие. Если такое созвездие есть, то оно убегает, а покупатель должен его поймать.
Эстафета «Пролети среди метеоритов»
На дорожке вразброс расставляются кегли. Дети должны пробежать среди них до планеты, не сбив ни одной кегли. Если сбита 1-2 кегли, то корабль повреждён и ребёнок продолжает движение шагом, если сбито 3 кегли, то корабль взрывается и ребёнок выходит из игры.
Соревнование «Сбей метеориты»
Дети берут мешочки с песком и стараются попасть в метеориты – катящиеся по полу мячи, запущенные воспитателем.
2. Образовательная область «Здоровье»
Физкультминутка «Мяч по кругу»
Играющие передают мяч по кругу, называя при этом какое-либо созвездие (планету, космонавта…). Проиграет тот, на ком мяч остановится.
Физкультминутка «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. Три-четыре, скоро взлет. Чтобы долететь до Солнца Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет Пролетая над землею Ей передадим привет. | (поднимают руки вверх) (разводят руки в стороны) (круг руками) (берутся руками за щеки, качают головой) (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево) (сгибают руки в локтях) (разводят руки в стороны) (поднимают руки вверх и машут) |
Дыхательная гимнастика:
Упражнение «Шаловливый ветерок»
Оборудование: узкие атласные ленточки на верёвочке (занавеска)
Инструкция: Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну, чтобы поиграть с занавеской. Он подул на них, они стали колыхаться. (показ)
Упражнение «Луна»
Оборудование: картинка с изображением ночного звёздного неба, Луна, вырезанная из бумаги.
Инструкция: Луна медленно передвигается по ночному небу (показ). По команде ребёнок набирает через нос воздух и начинает плавно и медленно дуть на Луну.
Глазная гимнастика «Звёздочка»
Мы звездочку увидали – глазки вверх подняли.
Вот звезды полетели – глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели – глазки влево посмотрели.
А теперь звезда внизу – глазки я опущу.
Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»
Дети под руководством воспитателя стучат пальчиками по полу сначала слабо, а потом сильнее, с разным темпом, можно повторять ритм за воспитателем.
Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»
Открою секрет: если ночью не спится, Я книги чудесной листаю страницы. На первой странице блестит огромный сверкающий Кит. А вот свои крылья развёл прекрасный и гордый Орёл. Сияет лучами Корона, Жираф догоняет Дракона, Бегут за добычею Псы, Качаются тихо Весы, И Лебедь прекрасный плывёт, И Лира о счастье поёт. Спросите меня, где я это видал? Отвечу: на небе ночном отыскал. | Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой» Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита» Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные – разведены, «машем крыльями» Ладони на себя, пальцы широко расставлены Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы – «открываем пасти псов» Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть На одной руке широко разводим пальцы, а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам Попеременно поглаживаем одной рукой другую Разводим руки в стороны |
4. Образовательная область «Музыка»
Хороводная игра «Звёздный хоровод»
Ведущий: На скамейке я лежу, и на небо я гляжу,
Солнце вижу, облака, звёзд не вижу я пока.
А как вечер настаёт, вижу звёздный хоровод!
Дети водят хоровод, а в конце разбегаются под музыку и изображают какое-либо созвездие. Водящий угадывает созвездие. У кого не угадает – тот выходит из игры.
Хороводная игра «Угадай созвездие»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре – водящий. Водящий закрывает глаза и изображает рукой стрелку. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:
Мы по кругу пойдём и созвездие найдём.
На кого стрелка укажет, тот созвездие покажет.
Ты его изображай, угадаем – убегай.
Выбранный стрелкой ребёнок, изображает созвездие, а если его угадают, то убегает от водящего. Если его поймают, то он становится стрелкой.
5. Образовательная область «Познание»
Загадки про Солнце:
*Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все…
*Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет.
Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.
*В дверь, в окно стучать не будет,
А войдёт и всех разбудит.
*Доброе, хорошее, на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
*В небе виден жёлтый круг и лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг, словно на магните.
Хоть пока я и не стар, но уже учёный,
Знаю: то не круг, а шар, сильно раскалённый.
Загадки про Месяц и Луну:
*По высокой дороге идёт бычок круторогий.
Днём он спит, а ночью глядит.
*То блин, то полблина, то та, то эта сторона.
*Ночь уже не так темна, если светит нам …
*Ночью по небу гуляю, тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…
*Шёл я мимо - видел диво:
Висит в небе котёл золотой.
*Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут.
*Ночью с Солнцем я меняюсь, и на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами, словно серебром.
Полной быть могу ночами, а могу – серпом.
Загадки про небо:
*Голубая простыня весь свет покрывает.
*Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый:
Кружевной и синий-синий.
Загадки про звёзды:
*Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она: спать ложитесь, поздно!
Потому что мать луна, а дочурки…
*Рассыпалось в ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего.
*Ночью посмотри в оконце – в небе высоко
Зажигаются, как Солнце, очень далеко.
*Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)
*Я – огромное пространство, больше Солнца и Земли.
И в меня для дальних странствий запускают корабли.
Пролети хоть сотню лет – мне конца и края нет! (Вселенная)
*В космосе с хвостом летаю, пыль Вселенной подметаю.
Как метла мой длинный хвост проведёт уборку звёзд. (комета)
*Эти звёздочки, как искры, падают и гаснут быстро,
Зажигают среди ночи в небе звёздный дождик,
Словно эти огоньки рисовал художник. (Метеоры)
Загадки про планеты:
*Вот планетам младший брат, по размерам маловат.
К Солнышку всех ближе он, потому и раскалён. (Меркурий)
*В небе я свечусь нередко, ваша близкая соседка.
Я – Меркурию сестра, и на мне всегда жара. (Венера)
*Эта красная планета по соседству с нами.
Он зимой и даже летом мёрзнет под снегами.
Странно, что ни говори: лёд не сверху, а внутри. (Марс)
*Все планеты с полюсами, есть экватор у любой,
Но планеты с поясами не найдёте вы другой.
В этих кольцах он один очень важный господин. (Сатурн)
*В телескоп скорей взгляните: он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми, больше всех других планет.
В нашей Солнечной системе никого крупнее нет. (Юпитер)
Загадки про полёты в космос:
*Я лечу вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли принимать телесигнал. (спутник)
*Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу. (ракета)
*Распустила алый хвост, улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту межпланетную… (ракету)
*Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (ракета)
*Есть окошко в корабле «Челленджере», «Мире»,
Но не то, что на Земле – в доме и в квартире.
В форме круга то окно, очень прочное оно. (иллюминатор)
*В космосе нет сковородки, и кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селёдка, и торты, и винегрет
Расфасованы как крем! Космонавтом буду –
Из чего-то я поем вовсе без посуды. (тюбик)
*В космосе всегда мороз, лета не бывает.
Космонавт, проверив трос, что-то надевает.
Та одёжка припасёт и тепло, и кислород. (скафандр)
*Вот в скафандре, очень смелый, он идёт в ракету,
Перед ним снимают шляпы люди всей планеты.
Для него совсем не новость, что такое невесомость. (космонавт)
*Он в скафандре со страховкой вышел на орбиту.
Кораблю поправит ловко кабель перебитый. (космонавт)
*В своём скафандре я лечу в ракете.
Моя ракета лучшая на свете.
Я на Луну пока не полечу.
Сначала Землю облететь хочу. (космонавт)
Исследовательская деятельность:
«Как Земля вращается вокруг Солнца»
Предложить ребёнку взять в руки маленький резиновый мячик – это Земля, а сами возьмите большой мяч – Солнце. На полу обозначьте траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложите ребёнку медленно обходить вас по эллипсу, одновременно совершая оборот вокруг себя.
«Почему Луна такая разная?»
Нужны настольная лампа и 2 мяча. Лампу (Солнце) ставим на пол, обозначаем траекторию движения большого мяча (Земли). Ребёнок медленно катит Землю, а вы вращаете маленький мяч (Луну) вокруг Земли. Луна, оказавшись за Землёй не освещается лампой – Солнцем, поэтому мы её не видим. Как только она появляется из-за Земли, и Солнце начинает освещать её часть, мы видим светящийся месяц, потом полукруг – половину Луны, потом всё больше и больше и, наконец, вся Луна видна, как светящийся шар. А затем Луна начинает убывать.
7. Образовательная область «Коммуникация»
Словесная игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс,
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Словесная игра «Скажи наоборот» (упражнять детей в подборе антонимов)
Какой должен быть космонавт? Я буду называть качества людей, а вы подберите слово, обозначающее противоположное качество. Можно играть с мячом.
(ленивый – трудолюбивый, злой – добрый, слабый – сильный, медлительный – быстрый, неряшливый – аккуратный, грустный – весёлый, старый – молодой, неуклюжий – ловкий).
Словесная игра «Похожие слова» (упражнять детей в образовании родственных слов)
Вспомните и назовите слова, похожие на то, которое я назову.
Космос – космический, космодром, космонавт…
Луна – луноход, прилуниться, лунатик…
Земля – земной, подземный, землянин, землянка, земляника…
Словесная игра «Какой, какая, какое, какие?» (согласование прилагательных с существительными в роде и числе)
Нужно подобрать слова-признаки к названному слову:
Земля какая? – красивая, круглая, большая…
Скафандр какой? – прочный, гибкий, многослойный…
10. Образовательная область «Социализация»
Пластический этюд «Парим в космосе»
Под медленную «космическую» музыку дети выполняют различные фигуры, имитируя выход космонавтов в открытый космос.
Мы друзей хороших в космосе нашли,
И друзьям своим мы вместе помогли.
Мы парим как ласточки в звёздной темноте,
Звёздами любуемся в тишине.
Создание условий для самостоятельной деятельности:
Книжный уголок: иллюстрации, фотографии и книги по теме,
плакаты: «Звёздное небо», «Строение Солнечной системы»
настольно-печатные игры: «Медвежонок в космосе», «Солнечная система», «Большое космическое путешествие», «Кругосветное путешествие»
дидактические игры: «Солнечная система», «Звёздное лото», «Космическое лото»,
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие», «Мы – космонавты»
Центр строительно-конструктивных игр:
Крупный конструктор, игровые модули, коробки.
Мозаика, пазлы.
Центр продуктивных видов деятельности:
внести природный материал для ручного труда, материал для лепки и аппликации, иллюстрации, алгоритмы изготовления космических кораблей из различных материалов, папка И.А. Лыкова Лепка из пластилина «Космос», Аппликация «Далёкий космос».
Работа с родителями:
- Оформление стенда «Астрономия – это интересно», «Азбука юного звездочёта»
- Оформление папки-передвижки на тему «Что прочитать ребёнку про космос?», «Что должен знать ребёнок о Космосе»
- Консультация «Ребёнок познаёт мир», «Как начать знакомить ребёнка с планетой Земля»
- Предложить родителям участие в выставках «Ракета своими руками», «Такие странные инопланетяне», «Солнце – звезда необыкновенная», «Разноцветные планеты», «Моё любимое созвездие» (изготовление поделок, рисунков родителями совместно с детьми)
- Участие родителей в проекте «Отважные космонавты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для написания тематического модуля
Бланк для написания тематического модуля...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177492-1357996290.jpg)
Тематический модуль
Средняя группа. Планирование по программе "От рождения до школы". Тематический модуль "Здравствуй, детский сад"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-97854-1483555206.jpg)
Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»
Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-97854-1483555206.jpg)
Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»
Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-946416-1541957415.jpg)
Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район Кален...