Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_obuchenie_gramote.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по тематическому модулю
«Речевое развитие»
«Обучение грамоте»
Номер недели | Тема недели | Тема непрерывной образовательной деятельности. | Непрерывная образовательная деятельность. | Основные направления работы | Обязательная часть содержания образования | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Фактическое выполнение | |
Образовательная деятельность в режимные моменты | Самостоятельная деятельность | |||||||
Сентябрь | ||||||||
1 | Впечатления о лете | «Звук [а] и буква А». | Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Знакомство с буквой Аа | Формирование умения узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Аа. Формирование умения узнавать букву А в словах. | Игра на развитие фонематических процессов «Гласный звук услышат ушки» | Фонетическая ритмика «Со словами мы играем, их хлопками разделяем». | Домашнее задание с родителями, составить небольшой рассказ на тему «Летнее путешествие буквы А» | |
2 | Детский сад | «Звук [у] и буква У». | Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Знакомство с буквой Уу. Составление и чтение слияний АУ, УА. | Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Уу. Формирование умения узнавать букву У в словах. Упражнять в составлении и чтении слияний АУ, УА. | Словесная игра «Что вокруг?» Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. | Дидактическая игра «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. | Обеспечить условия для сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Создать условия для свободной игровой деятельности. | |
3 | День рождения города Саратова | «Повторение и закрепление пройденного». | Закрепление знания букв А, У | Формирование умения различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Упражнять в печатании и чтении слияний АУ, УА. Закрепить навык узнавания букв А, У в словах. | Игра «Хор гласных» Закрепить знания детей о гласных звуках. | Дыхательная гимнастика «Светофор» «Красный свет горит, всем стоять велит» (вдох носом и на выдохе пропевание текста). | Создание презентации «Саратов — мой город родной» | |
4 | Птицы наши друзья | «Звук [о] и буква О». | Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Знакомство с буквой Оо. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ. | Формирование умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Оо. Формирование умения узнавать букву О в словах. Упражнять в составлении и чтении слияний АО, ОА, УО, ОУ. | Пальчиковая гимнастика «Птички» Дидактическая игра «Угадай слово» Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы. | Игра «Узнай букву по описанию». | Создание ЛЭПБУКА «Птицы — наши друзья» | |
Октябрь | ||||||||
1 | Осень | «Звук [и] и буква И». | Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Знакомство с буквой Ии. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. | Формирование умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Ии. Формирование умения узнавать букву И в словах. Упражнять в составлении и чтении слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. | Игра «Умный дождик» Формировать навыки сознательного плавного чтения слогов. | Дыхательная гимнастика «Осенние листочки» Артикуляцион-ная гимнастика «Дождик» | Создание панно «Осень». | |
2 | Страна, в которой я живу «Мы разные, мы вместе». | «Звук [т] и буква Т». | Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Знакомство с буквой Тт. Составление и чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой Т. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Формирование умения узнавать звук [т] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [т] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком [т] и начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Тт. Формирование умения узнавать букву Т в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Дидактическая игра «Угадай букву» Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. | Дидактическая игра «Найди братца» Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. | Театрализованные постановки сказок разных народов. | |
3 | Страна, в которой я живу «Что рассказывают о России флаг и герб». | «Повторение и закрепление пройденного» | Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Закрепление правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Закрепить умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука; составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв. Закрепить правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Пальчиковая гимнастика «Россия». Дидактическая игра «Поезд» Цель: развитие умения определять количество звуков в слове. | Дидактическая игра «Собери слова из картинок» Цель: упражнять детей в выделении первых звуков и соответствующих им букв в словах и составлении из них новых слов. | Дидактические игры «Узнай герб», «Узнай флаг по описанию» | |
4 | Страна, в которой я живу «Старикам везде у нас почет» | «Звук [п] и буква П». | Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Знакомство с буквой Тт. Составление и чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой Т. Закрепление правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Формирование умения узнавать звук [т] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [т] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком [т] и начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Тт. Формирование умения узнавать букву Т в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Словесная игра «Кто в домике живет?» Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. | Дидактическая игра «Где наш дом?» Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки. | Составление генеалогического древа семей воспитанников. | |
Ноябрь. | ||||||||
1 | Моя малая Родина | «Повторение и закрепление пройденного». | Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов | Упражнять узнавать все пройденные буквы, в чтении слогов и слов с ними. Совершенствовать умение конструировать и трансформировать пройденные буквы, выполнять звуковой анализ закрытых и открытых слогов с пройденными буквами. | Пальчиковая гимнастика «Семья» Игра на развитие фонематических процессов «Хлопнуть в ладоши, если услышишь непохожий слог» | Фонетическая ритмика «Прогулка» (Мы по городу гуляем...). | Создание презентации «Виртуальные экскурсии по городу Саратову» | |
2 | День матери | «Звук [н] и буква Н». | Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Знакомство с буквой Н. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой Н, односложных и двусложных слов с буквой Н. Деление двусложных слов на слоги. | Формирование умения узнавать звук [н] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [н] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком [н] и начинающиеся со звука [н]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Нн. Формирование умения находить букву Н в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, двусложных слов с буквой Н | Словесная игра «Звуки перепутались» Цель: подготовить детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память. | Дидактическая игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. | Составление картотеки «Артикуляционная гимнастика» | |
3 | Мир игры | «Звук [м] и буква М». | Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Знакомство с буквой М. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой М, двусложных слов с буквой М. Деление двусложных слов на слоги. Формирование понятия о предложении. | Формирование умения узнавать звук [м] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [м] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком [м] и начинающиеся со звука [м]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Мм. Формирование умения находить букву М в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов, предложений с буквой М. Дать представление о том, что речь состоит из предложений, а предложения из слогов. | Игра «Пирамида» Упражнять детей в определении количества слогов в словах. | Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Развивать навыки звукового анализа. Упражнять в составлении прямых и обратных слогов. | Составление картотеки «Пальчиковая гимнастика». | |
4 | Осенние Дни Рождения | «Повторение и закрепление пройденного» | Различение звуков [н] - [м] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Формирование умения различать звуки [н] - [м] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в подборе слов, начинающихся с заданного звука. Упражнять в составлении слогов из данных звуков и анализе слогов, чтении слогов и слов из пройденных букв. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» | Словесная игра «Вкусные слова» Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. | Дидактическая игра «Подарки» Упражнять в подборе слов, начинающихся с заданного звука | Составление картотеки «Чистоговорки» | |
Декабрь. | ||||||||
1 | Мой мир | «Звук [к] и буква К». | Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Знакомство с буквой К. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой К, односложных и двусложных слов с буквой К. | Формирование умения узнавать звук [к] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [к] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком [к] и начинающиеся со звука [к]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Кк. Формирование умения находить букву К в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой К. | Игра «Наоборот» Закрепить знания детей о звуковом анализе слова; развивать внимание, мышление и память | Дидактическая игра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. | Дидактические упражнения «Слово рассыпалось», «Составь имена»: составление имен из слогов печатание | |
2 | Начало зимы | «Повторение и закрепление пройденного». | Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающихся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове. Совершенствовать умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Формирование умения подбирать слова на заданный звук, определять место заданного звука в слове. Упражнять в умении узнавать различать правильно и неправильно написанные буквы. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Игра «Поймай звук» Упражнять в звуковом анализе, развивать фонематический слух | Дидактическая игра «Загадки» Упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции. | Создание картотеки «Загадки» | |
3 | Зимние виды спорта | «Повторение и закрепление пройденного» | Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков, определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко – буквенного анализа. Совершенствовать умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Формирование умения подбирать слова на заданный звук, определять место заданного звука в слове. Упражнять в умении узнавать все пройденные буквы и различать правильно и неправильно написанные буквы. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Игра «Веселая олимпиада» Цель: учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи: доказательства, и описания. Дидактическая игра «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. | Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» | Изготовление ЛЭПБУКА «Зимние виды спорта» | |
4 | К нам приходит Новый год | «Повторение и закрепление пройденного». | Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами. | Упражнять в выделении начального и конечного звука в словах. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. | Словесная игра «Добавлялки» Цель: развивать речевое творчество детей. | Дидактическая игра «Начерти букву в воздухе» Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление о буквах. | Коллективная работа «Грамматическая елочка» (украшение елочки шарами с буквами) | |
Январь. | ||||||||
2 | Рождественское чудо | «Звуки [б], [б’] и буква Б». | Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [б’]. Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Буква Б. | Формирование умения узнавать звук [б] в ряду звуков, слогов, слов. Сформировать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в выделении звуков [б] [б’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков [б], [б’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Бб. Формирование умения находить букву Б в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. | Дидактическая игра «Волшебники» Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде. | Дидактическая игра игра «Составь букву из элементов». Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление о буквах. | Игровое упражнение «Буквоед»: печатание слов, дописывание элементов букв | |
3 | Я и мои друзья | «Повторение и закрепление пройденного» | Упражнения в различении звуков [б] - [п]. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердости - мягкости, глухости - звонкости согласных звуков. Составление слов из заданных слогов. | Совершенствовать умения различать звуки [б] - [п] в ряду звуков, слогов, словах и предложениях. Упражнять в умении узнавать букву Б в словах, читать слоги, слова, предложения в новой буквой. Упражнять в умении составлять слова из двух данных слогов. | Дидактическая игра «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. | Словесная игра «Имена» Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. | Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме. | |
4 | Зима без опасности | «Звуки [д], [д’] и буква Д». | Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [д’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Буква Д. | Формирование умения узнавать звук [д] в ряду звуков, слогов, слов. Сформировать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в выделении звуков [д], [д’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков [д], [д’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Дд. Формирование умения находить букву Д в словах. Упражнять в составлении и чтении слогов, односложных и двусложных слов с буквой Д. Упражнять в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления» | Фонетическая ритмика «Зимой» Дидактическая игра «Где спрятался звук?» Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. | Дыхательная гимнастика «Вьюга» | Изготовление ЛЭПБУКА «Зима» Дидактическая игра «Поможем кукле Даше» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д») | |
Февраль | ||||||||
1 | Профессии родителей | «Повторение и закрепление пройденного». | Упражнение в выделении начальных звуков из слов соотнесения их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. | Упражнять в выделении начальных звуков в словах и соотнесения их с соответствующими буквами. Упражнять в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Совершенствовать навык чтения предложений с пройденными буквами. | Игра «Магазин» Упражнять в различении букв, слогов и слов. Игра на развитие фонематических процессов «Звуковая цепочка». Названия профессий, нахождение первого и последнего звука в словах. | Игра «Внимательные покупатели» упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков | Изготовление ЛЭПБУКА «Профессии» | |
2 | Зима | «Звуки [г], [г’] и буква Г». | Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Буква Г. | Формирование умения узнавать звук [г] в ряду звуков, слогов, слов. Сформировать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в выделении звуков [г], [г’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков [г], [г’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Гг. Формирование умения находить букву Г в словах. Упражнять в составлении и чтении слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Закрепить понятие о предложении. | Игра «Волшебные звуки» Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу. | Артикуляционная гимнастика «Сосулька» | Вставка пропущенной буквы, чтение и печатание предложений | |
3 | Защитники Отечества | «Повторение и закрепление пройденного». | Упражнения в различении звуков [г] - [г’], [к] - [г]. Закрепление понятия о твердости – мягкости и звонкости – глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком [г]. | Совершенствование умения различать звуки [г] - [г’], [к] - [г]. Упражнять в умении узнавать букву Г в словах. Упражнять в умении составлять слова из двух данных слогов. Закрепить понятия о твердости – мягкости и звонкости – глухости согласных звуков. Упражнять в проведении звукового анализа слогов со звуком [г]. | Артикуляционная гимнастика «Парад войск». Пальчиковая гимнастика «Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы». | Игра на развитие фонематических процессов: отхлопывание заданного ритма | Дидактическая игра «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков). Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах | |
4 | Зимние Дни Рождения | «Повторение и закрепление пройденного». | Упражнения в различении звуков [г] - [г’], [к] - [г] в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Чтение предложений с пройденными буквами. | Совершенствование умения различать звуки [г] - [г’], [к] - [г] в словах. Упражнять в умении составлять и читать слова с пройденными буквами. Упражнять в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнять в чтении предложений с пройденными буквами. | Дидактическая игра «День рождения Гоши». Закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание | Игра «Вкусные слова» Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв; развивать навык чтения | Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов | |
Март | ||||||||
1 | Красота в искусстве и в жизни. | «Звуки [ф], [ф’] и буква Ф». | Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [ф’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [ф], [ф’]. Буква Ф. | Упражнять в выделении начальных звуков в словах и соотнесении их с соответствующими буквами. Закрепить понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Формирование умения узнавать звук [ф] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в выделении звуков [ф], [ф’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков [ф], [ф’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Фф. Формирование умения находить букву Ф в словах. Упражнять в составлении и чтении обратных и прямых слогов и слов с буквой Ф. Закрепить понятие о предложении. | Игра «Садоводы - любители» Упражнять детей в делении слов на слоги; закрепить в словаре детей названия цветов | Выставка детских работ «Разноцветный алфавит» | Печатание слов под рисунками. Чтение слов на карточках, составление из них предложения, замена картинки словами | |
2 | Скоро в школу | «Звуки [в], [в’] и буква В». | Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [в’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [в], [в’]. Буква В. | Упражнять в выделении начальных звуков в словах и соотнесении их с соответствующими буквами. Закрепить понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Закрепить умение узнавать звук [в] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в выделении звуков [в], [в’] из начала слов. Закрепить умение подбирать слова , начинающиеся со звуков [в], [в’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Вв. Формирование умения находить букву В в словах. Упражнять в составлении и чтении обратных и прямых слогов и слов с буквой В. | Игра «Составь слово» Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв Дидактическая игра «Живые буквы» Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ. | Игра «Алфавит» Закрепить знания детей о буквах русского алфавита | Подготовка игрового материала к дидактической игре «Узнай букву на ощупь» | |
3 | Книжная неделя | «Повторение и закрепление пройденного». | Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Определение места звуков [в], [в’] в словах. Различение звуков [в] и [ф]. Формирование навыка решения кроссворда. | Упражнять в умении звукового анализа трехзвучных слов. Закрепить умение узнавать пройденные буквы в условиях наложения. Упражнять в определении места заданного звука в словах. Совершенствовать умение различать звуки [в] и [ф] в слогах, словах, предложениях. Формировать навык решать кроссворды. | Игра «Сочинители» Развивать у детей образное мышление, учить подбирать рифму к словам, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к занятиям русской грамоты | Пальчиковая гимнастика «Моя книга». Артикуляционная гимнастика «В библиотеке» | Викторина «Игры со словом» | |
4 | Весна | «Звуки [х], [х’] и буква Х». | Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [х], [х’]. Буква Х. | Упражнять в определении начальных звуков в словах и соотнесении их с соответствующими буквами. Закрепить умение делить слова на слоги. Закрепить понятие о твердости- мягкости, звонкости - глухости согласных звуков. Закрепить умение подбирать слова на заданные звуки [х], [к] в ряду звуков, в слогах, в словах, предложениях. Совершенствовать умение производить звуковой анализ данных слогов. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ф, чтении слогов, слов, предложений с ней . | Игра «Собери букет» Упражнять детей в различении заданного звука в словах; развивать внимание, мышление, память. Артикуляционная гимнастика «Сосулька тает», «Лужи», «Капель стучит по крыше». Дидактическая игра «Найди букву» Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах. | Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений» Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Дыхательная гимнастика «Весенний ветер». | Изготовление ЛЭПБУКА «Весна» | |
Апрель | ||||||||
1 | Юмор в нашей жизни | «Звук [ы] и буква Ы». | Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ трехзвучных слов. | Формирование умения узнавать звук [ы] в ряду звуков, слогов, слов и различать его со звуком [и] в словах. Упражнять в умении делить данные слова на слоги. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ы, чтении слогов, слов, предложений с ней. Формирование умения производить звуковой анализ трехзвучных слов. | Словесная игра «Части слова» Цель: закрепление умения делить слово на слоги, формирование навыка графического обозначения слога. | Игра «Найди слово в слове» Обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе. | Чтение и печатание слогов, слов, предложений. Игра «Наоборот» | |
2 | Тайна третьей планеты | «Звуки [с], [с’] и буква С». | Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [с], [с’]. Буква С. | Упражнять в определении начальных звуков в словах. Закрепить умение делить слова на слоги. Закрепить умение различать мягкие и твердые, глухие и звонкие звуки. Упражнять в определении место звука [с] в словах. Совершенствовать умение производить звуковой анализ трехзвучных слов. Упражнять в конструировании и печатании буквы С, чтении слогов, слов, предложений с этой буквой . | Игра «Самый внимательный» Упражнять в различении гласных и согласных звуков; развивать речь, внимание, фонематический слух. Дыхательная гимнастика «Покорители космоса». | Игра «Инопланетянин» Способствовать развитию умения делить слова на слоги Артикуляционная гимнастика «Заведем мотор ракеты» | Просмотр видеоролика «Знаете, каким он парнем был!» Дидактическая игра «Я знаю 5 названий...» | |
3 | «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли» | «Повторение и закрепление пройденного». | Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Деление слов на слоги. Определение места заданного звука в словах. Различение звуков [с], [с’] в ряду звуков, слогов, в словах. Составление и чтение слов. Составление предложений. | Совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами. Упражнять в делении данных слов на слоги. Закрепить умение определять место заданного звука в слове. Закрепить умение различать звуки [с], [с’] в ряду звуков, слогов, в словах. Совершенствовать умение составлять и читать слова из данных слогов. Упражнять в составлении и чтении предложений из данных слов. | Словесная игра «Слово можно прошагать» Цель: закрепление умения делить слово на слоги. Дидактическая игра «Накорми птенца». Цель: учить составлять букву из элементов. | Дидактическая игра «Ручеек» Цель: упражнять детей в составлении букв в слоги и чтении их. | Изготовление картотеки «Скороговорки» | |
4 | «Дружат дети всей Земли». | «Звуки [з], [з’] и буква З». | Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [з’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [з], [з’]. Буква З. | Закрепить умение различать мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные звуки. Совершенствовать умение выделять звуки [з], [з’] из слов, подбирать слова на эти звуки, выполнять звуковой анализ слов с этими звуками, определять место этих звуков в словах, различать звуки [с], [з], [с’], [з’] в словах. Упражнять в конструировании и печатании буквы З, чтении слогов, слов, предложений с этой буквой . Закрепить умение составлять схему предложения. | Игра «Слова-братья» Упражнять детей в нахождении одинаковых слогов в словах; развивать внимание и мышление | Игра «Кто в домике живет» Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. | Игровое упражнение «Составь имена»: составление имен из слогов, печатание | |
Май | ||||||||
1 | День Победы | «Звук [ш] и буква Ш». | Ознакомление с артикуляцией звука [ш]. Буква Ш. Чтение слогов, слов и предложений с этой буквой. | Закрепить умение узнавать звук [ш] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать со звуком [с]. Закрепить знания о том, что звук [ш] всегда твердый глухой согласный звук. Совершенствовать умение узнавать букву Ш, читать слоги, слова, предложения с ней. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ш. | Словесная игра «Какой звук потерялся?» Цель: формирование навыка звукового анализа слов. | Игра «Чудесный мешочек» Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв | Составление презентации «Этот ДЕНЬ ПОБЕДЫ!» | |
2 | Идем в музей | «Звук [ж] и буква Ж». | Ознакомление с артикуляцией звука [ж]. Буква Ж. Чтение слогов, слов и предложений с этой буквой. | Закрепить умение узнавать звук [ж] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове. Закрепить знания о том, что звук [ж] всегда твердый звонкий согласный звук. Совершенствовать умение узнавать букву Ж, читать слоги, слова, предложения с ней. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ж. | Игра «Раз ступенька, два ступенька» Упражнять в делении слов на слоги, выполнении звукобуквенного анализа слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой). | Словесная игра «Игра в слова» Цель: формирование навыка звукового анализа слов. | Выкладывание слов и печатание под картинками | |
3 | Наш Пушкин | «Повторение и закрепление пройденного» | Дифференциация звуков [з] - [ж], [ш] - [с] - [ж] - [з] в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Слоговой анализ слов. Чтение слов и предложений с пройденными буквами. | Закреплять умение различать звуки [з] - [ж], [ш] - [с] - [ж] - [з] в словах. Упражнять в проведении звукового анализа слов из трех-четырех звуков. Совершенствовать умение подбирать звуковые схемы к словам, производить слоговой анализ слов. | Игра «Подбери слово к схеме» Упражнять в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине). | Игра «Доскажи словечко» Формировать у детей умение рифмовать слова; обогащать словарный запас. | Дидактическая игра «Добавь звук» Печатание слов и предложения на правило жи - ши | |
4 | Права детей в России | «Звук [э] и буква Э». | Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Знакомство с буквой Э. Звуковой анализ трехзвучных слов. | Формирование умения узнавать звук [э] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в умении делить данные слова на слоги. Упражнять в конструировании и печатании буквы Э, чтении слогов, слов, предложений с ней. Формирование умения производить звуковой анализ трехзвучных слов. | Игра «Где твое имя, догадайся» Тренировать детей в нахождении звука в слове; развивать внимание и мышление | Игра «Имена» Закрепить знания детей о изучаемой букве; развивать внимание, мышление и память | Изготовление дидактической игры «Слоговое лото». Закрепить умение детей составлять слова |
Июнь | ||||||||
Здравствуй, лето! | Итоговая НОД. | Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове, закрепить умение составлять и читать слоги. | Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения. | Словесная игра «Предложения» Цель: формирование навыка звукового анализа слов, отработка умения составлять распространенные предложения. Дидактическая игра «Путешествие в страну звуков» Цель: Развивать фонематический слух. | Дидактическая игра «Я знаю» Цель: закрепить знания детей о звуках, упражнять детей в назывании звуков по заданной характеристике. | Дидактическое упражнение «Таблицы Шульте» - закрыть кружками буквы, чтобы получились слова. Печатание предложения, добавление слов, подходящих по смыслу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»
Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе по реализации образовательной области "Речевое развитие" (обучение грамоте)
Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте)...
Перспективно-тематическое планирование работы по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Планирование составлено на основе Программы "От рождения до школы" по методике Н.С. Варенцовой....
Тематическое планирование кружка по обучению грамоте в подготовительной группе
Последний год в детском саду выступает связующим звеном между дошкольным обучением и начальной школой. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для у...
Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте
Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Календарно-тематическое планирование занятий по обучению грамоте
Представлен календарно – тематический план занятий по формированию фонетико-фонематических навыков и обучению грамоте у детей старшей логопедической группы....