Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Костина Наталия Александровна

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_obuchenie_gramote.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план по тематическому модулю

«Речевое развитие»

«Обучение грамоте»

Номер недели

Тема недели

Тема непрерывной образовательной деятельности.

Непрерывная образовательная деятельность.

Основные направления работы

Обязательная часть содержания образования

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Фактическое выполнение

Образовательная деятельность в режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

1

Впечатления

о лете

«Звук [а] и буква А».

Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Знакомство с буквой Аа

Формирование умения узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Аа. Формирование умения узнавать букву А в словах.

Игра на развитие фонематических процессов «Гласный звук услышат ушки»

Фонетическая ритмика «Со словами мы играем, их хлопками разделяем».

Домашнее задание с родителями, составить небольшой рассказ на тему «Летнее путешествие буквы А»

2

Детский

сад

«Звук [у] и буква У».

Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Знакомство с буквой Уу. Составление и чтение слияний АУ, УА. 

Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Уу. Формирование умения узнавать букву У в словах. Упражнять в составлении и чтении слияний АУ, УА.

Словесная игра «Что вокруг?» Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Дидактическая игра «Звуковое лото»          Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Обеспечить условия для сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Создать условия для свободной игровой деятельности.

3

День рождения города Саратова

«Повторение и закрепление пройденного».

Закрепление знания букв А, У

Формирование умения различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Упражнять в печатании и чтении слияний АУ, УА. Закрепить навык узнавания букв А, У в словах.

Игра «Хор гласных»

Закрепить знания детей о гласных звуках.

Дыхательная гимнастика «Светофор»

«Красный свет горит, всем стоять велит» (вдох носом и на выдохе пропевание текста).

Создание презентации «Саратов — мой город родной»

4

Птицы наши друзья

«Звук [о] и буква О».

Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Знакомство с буквой Оо. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

Формирование умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Оо. Формирование умения узнавать букву О в словах. Упражнять в составлении и чтении слияний АО, ОА, УО, ОУ.

Пальчиковая гимнастика «Птички» Дидактическая игра «Угадай слово»         Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Игра «Узнай букву по описанию».

Создание ЛЭПБУКА «Птицы — наши друзья»

Октябрь

1

Осень

«Звук [и] и буква И».

Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Знакомство с буквой Ии. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Формирование умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] в словах. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Ии. Формирование умения узнавать букву И в словах. Упражнять в составлении и чтении слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

Игра «Умный дождик»  Формировать навыки сознательного плавного чтения слогов.

Дыхательная гимнастика «Осенние листочки» Артикуляцион-ная гимнастика «Дождик»

Создание панно «Осень».

2

Страна, в которой я живу  «Мы разные,

мы вместе».

«Звук [т] и буква Т».

Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Знакомство с буквой Тт. Составление и чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой Т.

Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Формирование умения узнавать звук [т] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [т] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком  [т] и начинающиеся со звука  [т]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Тт. Формирование умения узнавать букву Т в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Дидактическая игра «Угадай букву»

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Дидактическая игра «Найди братца»  Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Театрализованные постановки сказок разных народов.

3

Страна, в которой я живу «Что рассказывают о России флаг и герб».

«Повторение и закрепление пройденного»

Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Закрепление правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы» 

Закрепить умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука; составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв. Закрепить правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»  

Пальчиковая гимнастика «Россия». Дидактическая игра «Поезд» Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Дидактическая игра «Собери слова из картинок»  Цель: упражнять детей в выделении первых звуков и соответствующих им букв в словах и составлении из них новых слов.

Дидактические игры «Узнай герб», «Узнай флаг по описанию»

4

Страна, в которой я живу

«Старикам везде у нас почет»

«Звук [п] и буква П».

Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Знакомство с буквой Тт. Составление и чтение прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой Т.

Закрепление правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Формирование умения узнавать звук [т] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [т] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком  [т] и начинающиеся со звука  [т]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов. Упражнять в конструировании печатании заглавной и прописной буквы Тт. Формирование умения узнавать букву Т в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Словесная игра «Кто в домике живет?»       Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Дидактическая игра «Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Составление генеалогического древа семей воспитанников.

Ноябрь.

1

Моя малая

Родина

«Повторение и закрепление пройденного».

Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов

Упражнять узнавать все пройденные буквы, в чтении слогов и слов с ними. Совершенствовать умение конструировать и трансформировать пройденные буквы, выполнять звуковой анализ закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.  

Пальчиковая гимнастика «Семья»        Игра на развитие фонематических процессов «Хлопнуть в ладоши, если услышишь непохожий слог»

Фонетическая ритмика «Прогулка» (Мы по городу гуляем...).

Создание презентации «Виртуальные экскурсии по городу Саратову»

2

День матери

«Звук [н] и буква Н».

Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Знакомство с буквой Н. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой Н, односложных и двусложных слов с буквой Н. Деление двусложных слов на слоги.

Формирование умения узнавать звук [н] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [н] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком  [н] и начинающиеся со звука  [н]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Нн. Формирование умения находить букву Н в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, двусложных слов с буквой Н

Словесная игра «Звуки перепутались» Цель: подготовить детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память.

Дидактическая игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»        Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Составление картотеки «Артикуляционная гимнастика»

3

Мир игры

«Звук [м] и буква М».

Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Знакомство с буквой М. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой М, двусложных слов с буквой М. Деление двусложных слов на слоги. Формирование понятия о предложении.

Формирование умения узнавать звук [м] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [м] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком  [м] и начинающиеся со звука  [м]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Мм. Формирование умения находить букву М в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов, предложений с буквой М. Дать представление о том, что речь состоит из предложений, а предложения из слогов.

Игра «Пирамида» Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Развивать навыки звукового анализа. Упражнять в составлении прямых и обратных слогов.

Составление картотеки «Пальчиковая гимнастика».

4

Осенние Дни

Рождения

«Повторение и закрепление пройденного»

Различение звуков [н] -  [м] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Формирование умения различать звуки  [н] -  [м] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в подборе слов, начинающихся с заданного звука. Упражнять в составлении слогов из данных звуков и анализе слогов, чтении слогов и слов из пройденных букв. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Словесная игра «Вкусные слова»      Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Дидактическая игра «Подарки» Упражнять в подборе слов, начинающихся с заданного звука

Составление картотеки «Чистоговорки»

Декабрь.

1

Мой мир        

«Звук [к] и буква К».

Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Знакомство с буквой К. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой К, односложных и двусложных слов с буквой К.

Формирование умения узнавать звук [к] в ряду звуков. Упражнять в выделении звука [к] из конца и начала слов. Формирование умения подбирать слова , заканчивающиеся звуком  [к] и начинающиеся со звука  [к]. Формирование умения делить на слоги двусложные слова. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Кк. Формирование умения находить букву К в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой К.

Игра «Наоборот»

Закрепить знания детей о звуковом анализе слова;

развивать внимание, мышление и память

Дидактическая игра «Назови последний звук слова»        Цель: Развивать фонематический слух детей.

Дидактические упражнения «Слово рассыпалось»,  «Составь имена»: составление имен из слогов печатание

2

Начало зимы

«Повторение и закрепление пройденного».

Совершенствование навыков звуко – буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающихся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове. Совершенствовать умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Формирование умения подбирать слова на заданный звук, определять место заданного звука в слове. Упражнять в умении узнавать различать правильно и неправильно написанные буквы. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Игра «Поймай звук»  Упражнять в звуковом анализе, развивать фонематический слух

Дидактическая игра «Загадки» Упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Создание картотеки «Загадки»

3

Зимние виды спорта

«Повторение и закрепление пройденного»

Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков, определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко – буквенного анализа. Совершенствовать умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Формирование умения подбирать слова на заданный звук, определять место заданного звука в слове. Упражнять в умении узнавать все пройденные буквы и различать правильно и неправильно написанные буквы. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Игра «Веселая олимпиада» Цель: учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи: доказательства, и описания.    Дидактическая игра «Ворота»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Изготовление ЛЭПБУКА «Зимние виды спорта»

4

К нам

приходит

Новый год

«Повторение и закрепление пройденного».

Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

Упражнять в выделении начального и конечного звука в словах. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Словесная игра «Добавлялки» Цель: развивать речевое творчество детей.

Дидактическая игра «Начерти букву в воздухе»    Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление о буквах.

Коллективная работа «Грамматическая елочка» (украшение елочки шарами с буквами)

Январь.

2

Рождественское чудо

«Звуки [б], [б’] и буква Б».

Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [б’]. Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Буква Б.

Формирование умения узнавать звук [б] в ряду звуков, слогов, слов. Сформировать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в выделении звуков [б] [б’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков  [б], [б’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Бб. Формирование умения находить букву Б в словах. Упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б.

Дидактическая игра «Волшебники» Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Дидактическая игра игра «Составь букву из элементов». Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление о буквах.

Игровое упражнение «Буквоед»: печатание слов, дописывание элементов букв

3

Я и мои друзья

«Повторение и закрепление пройденного»

Упражнения в различении звуков [б] - [п]. Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердости - мягкости, глухости - звонкости согласных звуков. Составление слов из заданных слогов.

Совершенствовать умения различать звуки [б] - [п] в ряду звуков, слогов, словах и предложениях. Упражнять в умении узнавать букву Б в словах, читать слоги, слова, предложения в новой буквой. Упражнять в умении составлять слова из двух данных слогов.

Дидактическая игра «Слова – друзья»        Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Словесная игра «Имена»      Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме.

4

Зима без опасности

«Звуки [д], [д’] и буква Д».

Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [д’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Буква Д.

Формирование умения узнавать звук [д] в ряду звуков, слогов, слов. Сформировать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в выделении звуков [д], [д’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков  [д], [д’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Дд. Формирование умения находить букву Д в словах. Упражнять в составлении и чтении слогов, односложных и двусложных слов с буквой Д. Упражнять в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления»

Фонетическая ритмика «Зимой» Дидактическая игра «Где спрятался звук?» Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Изготовление ЛЭПБУКА «Зима» Дидактическая игра «Поможем кукле Даше» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»)

Февраль

1

Профессии

родителей

«Повторение и закрепление пройденного».

 Упражнение в выделении начальных звуков из слов соотнесения их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

Упражнять в выделении начальных звуков в словах и соотнесения их с соответствующими буквами. Упражнять в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Совершенствовать навык чтения предложений с пройденными буквами.

Игра «Магазин» Упражнять в различении букв, слогов и слов. Игра на развитие фонематических процессов «Звуковая цепочка». Названия профессий, нахождение первого и последнего звука в словах.

Игра «Внимательные покупатели» упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков

Изготовление ЛЭПБУКА «Профессии»

2

Зима

«Звуки [г], [г’] и буква Г».

Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [г’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Буква Г.

Формирование умения узнавать звук [г] в ряду звуков, слогов, слов. Сформировать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в выделении звуков [г], [г’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков  [г], [г’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Гг. Формирование умения находить букву Г в словах. Упражнять в составлении и чтении слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Закрепить понятие о предложении.

Игра «Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу.

Артикуляционная гимнастика «Сосулька»

Вставка пропущенной буквы, чтение и печатание предложений

3

Защитники

Отечества

«Повторение и закрепление пройденного».

Упражнения в различении звуков [г] - [г’], [к] - [г]. Закрепление понятия о твердости – мягкости и звонкости – глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком [г].

Совершенствование умения различать звуки [г] - [г’], [к] - [г]. Упражнять в умении узнавать букву Г в словах. Упражнять в умении составлять слова из двух данных слогов. Закрепить понятия о твердости – мягкости и звонкости – глухости согласных звуков. Упражнять в проведении звукового анализа слогов со звуком [г].

Артикуляционная гимнастика «Парад войск». Пальчиковая гимнастика «Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы».

Игра на развитие фонематических процессов: отхлопывание заданного ритма

Дидактическая игра «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков).  Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков.

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах

4

Зимние Дни

Рождения

«Повторение и закрепление пройденного».

Упражнения в различении звуков [г] - [г’], [к] - [г] в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Чтение предложений с пройденными буквами.

Совершенствование умения различать звуки [г] - [г’], [к] - [г] в словах. Упражнять в умении составлять и читать слова с пройденными буквами. Упражнять в  подборе данных звуковых схем к словам. Упражнять в чтении предложений с пройденными буквами.

Дидактическая игра «День рождения Гоши». Закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание

Игра «Вкусные слова» Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв; развивать навык чтения

Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов

Март

1

Красота в

искусстве и в

жизни.

«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф».

Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [ф’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [ф], [ф’]. Буква Ф.

Упражнять в выделении начальных звуков в словах и соотнесении их с соответствующими буквами. Закрепить понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Формирование умения узнавать звук [ф] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в выделении звуков [ф], [ф’] из начала слов. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звуков  [ф], [ф’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Фф. Формирование умения находить букву Ф в словах. Упражнять в составлении и чтении обратных и прямых слогов и слов с буквой Ф. Закрепить понятие о предложении.

Игра «Садоводы - любители»

Упражнять детей в делении слов на слоги; закрепить в словаре детей названия цветов

Выставка детских работ «Разноцветный алфавит»

Печатание слов под рисунками. Чтение слов на карточках, составление из них предложения, замена картинки словами

2

Скоро в школу

«Звуки [в], [в’] и буква В».

Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [в’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [в], [в’]. Буква В.

Упражнять в выделении начальных звуков в словах и соотнесении их с соответствующими буквами. Закрепить понятие о твердости и мягкости согласных звуков. Закрепить умение узнавать звук [в] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в выделении звуков [в], [в’] из начала слов. Закрепить умение подбирать слова , начинающиеся со звуков [в], [в’]. Упражнять в печатании заглавной и прописной буквы Вв. Формирование умения находить букву В в словах. Упражнять в составлении и чтении обратных и прямых слогов и слов с буквой В.

Игра «Составь слово» Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв Дидактическая игра «Живые буквы»        Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Игра «Алфавит» Закрепить знания детей о буквах русского алфавита

Подготовка игрового материала к дидактической игре «Узнай букву на ощупь»

3

Книжная

неделя

«Повторение и закрепление пройденного».

Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Определение места звуков [в], [в’] в словах. Различение звуков [в] и [ф]. Формирование навыка решения кроссворда.

Упражнять в умении звукового анализа трехзвучных слов. Закрепить умение   узнавать пройденные буквы в условиях наложения. Упражнять в определении места заданного звука в словах. Совершенствовать умение различать звуки [в] и [ф] в слогах, словах, предложениях. Формировать навык решать кроссворды.

 Игра «Сочинители»  Развивать у детей образное мышление, учить подбирать рифму к словам, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к занятиям русской грамоты

Пальчиковая гимнастика «Моя книга». Артикуляционная гимнастика «В библиотеке»

Викторина «Игры со словом»

4

Весна

«Звуки [х], [х’] и буква Х».

Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [х’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [х], [х’]. Буква Х.

Упражнять в определении начальных звуков в словах и соотнесении их с соответствующими буквами. Закрепить умение делить слова на слоги. Закрепить понятие о твердости- мягкости, звонкости - глухости согласных звуков. Закрепить умение подбирать слова на заданные звуки [х], [к] в ряду звуков, в слогах, в словах, предложениях. Совершенствовать умение производить звуковой анализ данных слогов. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ф, чтении слогов, слов, предложений с ней .

Игра «Собери букет»

Упражнять детей в различении заданного звука в словах; развивать внимание, мышление, память.

Артикуляционная гимнастика «Сосулька тает», «Лужи», «Капель стучит по крыше». Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»  Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Дыхательная гимнастика «Весенний ветер».

Изготовление ЛЭПБУКА «Весна»

Апрель

1

Юмор в нашей

жизни

«Звук [ы] и буква Ы».

Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ трехзвучных слов.

Формирование умения узнавать звук [ы] в ряду звуков, слогов, слов и различать его со звуком [и] в словах. Упражнять в умении делить данные слова на слоги. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ы, чтении слогов, слов, предложений с ней. Формирование умения производить звуковой анализ трехзвучных слов.

Словесная игра «Части слова» Цель: закрепление умения делить слово на слоги, формирование навыка графического обозначения слога.

Игра «Найди слово в слове»

Обогащать словарный запас детей;

развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.

Чтение и печатание слогов, слов, предложений. Игра «Наоборот»

2

Тайна третьей

планеты

«Звуки [с], [с’] и буква С».

Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [с], [с’]. Буква С.

Упражнять в определении начальных звуков в словах. Закрепить умение делить слова на слоги. Закрепить умение различать мягкие и твердые, глухие и звонкие звуки. Упражнять в определении место звука [с] в словах. Совершенствовать умение производить звуковой анализ трехзвучных слов. Упражнять в конструировании и печатании буквы С, чтении слогов, слов, предложений с этой буквой .

Игра «Самый внимательный» Упражнять в различении гласных и согласных звуков; развивать речь, внимание, фонематический слух. Дыхательная гимнастика «Покорители космоса».

Игра «Инопланетянин»  Способствовать развитию умения делить слова на слоги Артикуляционная гимнастика «Заведем мотор ракеты»

Просмотр видеоролика «Знаете, каким он парнем был!» Дидактическая игра «Я знаю 5 названий...»

3

«Скворцы

прилетели, на

крыльях весну

принесли» 

«Повторение и закрепление пройденного».

Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Деление слов на слоги. Определение места заданного звука в словах. Различение звуков [с], [с’] в ряду звуков, слогов, в словах. Составление и чтение слов. Составление предложений.

Совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами. Упражнять в делении данных слов на слоги. Закрепить умение определять место заданного звука в слове. Закрепить умение различать звуки [с], [с’] в ряду звуков, слогов, в словах. Совершенствовать умение составлять и читать слова из данных слогов. Упражнять в составлении и чтении предложений из данных слов.

Словесная игра «Слово можно прошагать» Цель: закрепление умения делить слово на слоги. Дидактическая игра «Накорми птенца».      Цель: учить составлять букву из элементов.

Дидактическая игра «Ручеек» Цель: упражнять детей в составлении букв в слоги и чтении их.

Изготовление картотеки «Скороговорки»

4

 «Дружат дети всей Земли».

«Звуки [з], [з’] и буква З».

Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [з’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Звуковой анализ слогов со звуками [з], [з’]. Буква З.

Закрепить умение различать мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные звуки. Совершенствовать умение выделять звуки [з], [з’] из слов, подбирать слова на эти звуки, выполнять звуковой анализ слов с этими звуками, определять место этих звуков в словах, различать звуки [с], [з], [с’], [з’] в словах. Упражнять в конструировании и печатании буквы З, чтении слогов, слов, предложений с этой буквой . Закрепить умение составлять схему предложения.

Игра «Слова-братья»  Упражнять детей в нахождении одинаковых слогов в словах; развивать внимание и мышление

Игра «Кто в домике живет» Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Игровое упражнение «Составь имена»: составление имен из слогов, печатание

Май

1

День Победы

«Звук [ш] и буква Ш».

Ознакомление с артикуляцией звука [ш]. Буква Ш. Чтение слогов, слов и предложений с этой буквой.

Закрепить умение  узнавать звук [ш] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать со звуком [с]. Закрепить знания о том, что звук [ш] всегда твердый глухой согласный звук. Совершенствовать умение узнавать букву Ш, читать слоги, слова, предложения с ней. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ш.

Словесная игра «Какой звук потерялся?» Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Игра «Чудесный мешочек»  Способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв

Составление презентации «Этот ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»

2

Идем в музей

«Звук [ж] и буква Ж».

Ознакомление с артикуляцией звука [ж]. Буква Ж. Чтение слогов, слов и предложений с этой буквой.

Закрепить умение  узнавать звук [ж] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове. Закрепить знания о том, что звук [ж] всегда твердый звонкий согласный звук. Совершенствовать умение узнавать букву Ж, читать слоги, слова, предложения с ней. Упражнять в конструировании и печатании буквы Ж.

Игра «Раз ступенька, два ступенька» Упражнять в делении слов на слоги, выполнении звукобуквенного анализа слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Словесная игра «Игра в слова»        Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Выкладывание слов и печатание под картинками 

3

Наш Пушкин

«Повторение и закрепление пройденного»

Дифференциация звуков [з] - [ж], [ш] - [с] - [ж] - [з] в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Слоговой анализ слов. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.

Закреплять умение различать звуки [з] - [ж], [ш] - [с] - [ж] - [з] в словах. Упражнять в проведении звукового анализа слов из трех-четырех звуков. Совершенствовать умение подбирать звуковые схемы к словам, производить слоговой анализ слов.

Игра «Подбери слово к схеме»  Упражнять в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине).

Игра «Доскажи словечко»

Формировать у детей умение рифмовать слова; обогащать словарный запас.

Дидактическая игра «Добавь звук» Печатание слов и предложения на правило жи - ши

4

Права детей в

России

«Звук [э] и буква Э».

Ознакомление с артикуляцией звука [э]. Знакомство с буквой Э. Звуковой анализ трехзвучных слов.

Формирование умения узнавать звук [э] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в умении делить данные слова на слоги. Упражнять в конструировании и печатании буквы Э, чтении слогов, слов, предложений с ней. Формирование умения производить звуковой анализ трехзвучных слов.

Игра «Где твое имя, догадайся»  Тренировать детей в нахождении звука в слове; развивать внимание и мышление

Игра «Имена» Закрепить знания детей о изучаемой букве; развивать внимание, мышление и память

Изготовление дидактической игры «Слоговое лото».   Закрепить умение детей составлять слова

Июнь

Здравствуй,

лето!

Итоговая НОД.

Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове, закрепить умение составлять и читать слоги.

Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.  

Словесная игра «Предложения»    Цель: формирование навыка звукового анализа слов, отработка умения составлять распространенные предложения.        Дидактическая игра «Путешествие в страну звуков»                  Цель: Развивать фонематический слух.

Дидактическая игра «Я знаю» Цель: закрепить знания детей о звуках, упражнять детей в назывании звуков по заданной характеристике.

Дидактическое упражнение «Таблицы Шульте» - закрыть кружками буквы, чтобы получились слова. Печатание предложения, добавление слов, подходящих по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе по реализации образовательной области "Речевое развитие" (обучение грамоте)

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте)...

Перспективно-тематическое планирование работы по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Планирование составлено на основе Программы "От рождения до школы" по методике Н.С. Варенцовой....

Тематическое планирование кружка по обучению грамоте в подготовительной группе

Последний год в детском саду выступает связующим звеном между дошкольным обучением и начальной школой. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для у...

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»    Обучение грамоте...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Календарно-тематическое планирование занятий по обучению грамоте

Представлен календарно – тематический план занятий по формированию фонетико-фонематических навыков и обучению грамоте у детей старшей логопедической группы....