Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа)

Гаврилова Елена Евгеньевна

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»    Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrilova_ee_obuchenie_gramote_starshaya_gruppa.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района РМ

Перспективно – тематическое планирование

образовательной области

«Речевое развитие»  

Обучение грамоте

Старшая группа

                                                                                                    Составил: воспитатель 1 категории -

                                                                                                              Гаврилова Елена Евгеньевна

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»

Обучение грамоте.

№ п/п

Тема, литература

Программное содержание

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность

детей

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Сентябрь

1 неделя

«День знаний»

Занятие №1

Н.С. Варенцова

 Стр. 53

 Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово»

  Игры:

«Назови игрушку»; «Детский мир»

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

 Игра «Назови игрушку»

2 неделя

«Осень»

Занятие №2

Н.С. Варенцова

 Стр. 53

Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяжность (длинные и короткие слова).

 Игры:

«Назови вкусные слова»;

«Слова-друзья»

 Измерение протяженности слов хлопками (по количеству хлопков);

Работа со «Звуковыми часами»

 Ответы детей.

Игра «Назови вкусные слова»

Измерять протяженность слов хлопками

3 неделя

«Осень»

Занятие №3

Н.С. Варенцова

 Стр. 54

Знакомство с терминами «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с данным звуком

 Работа с фланелеграфом и предметными картинками.

Чтение стихотворения «Лежебока рыжий кот…»

 Игра «Назови слова» (слова со звуком «Ж»)

Закрепить умение подбирать слова   со звуком «Ж»)

4 неделя

«Осень»

Занятие №4

Н.С. Варенцова

 Стр. 54

 Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Работа с фланелеграфом и картинками с изображением животных.

Чтение стихотворения С.Маршака «Спит спокойно старый слон…»

Игра «Назови слова»  (слова со звуком «С»)

Закрепить умение подбирать слова   со звуком «С»)

Октябрь

 

1 неделя

«Осень»

Занятие №5

Н.С. Варенцова

 Стр. 55

 Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов.

 Составление схемы звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «МАК».

Игра «Телеграф»

Ответы детей. Пальчиковая гимнастика

2 неделя

«Осень»

Занятие №6

Н.С. Варенцова

 Стр. 56

Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Чтение потешки «Горкой, горкой, горочкой шел маленький Егорочка.

 Протоптал Егорочка тропочку до горочки».

 Звуковой анализ слова «Дом»

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова»  (слова со звуком «Д», «ДЬ»)

Называние слов со звуком «Г».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова» (слова со звуком «Д», «ДЬ»)  

Закрепить умение подбирать слова   со звуком «Г»)

 

3 неделя

«Я вырасту здоровым»

Занятие №7

Н.С. Варенцова

 Стр. 56

Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова «ДЫМ».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова» (слова со звуком «М», «МЬ»)  

Ответы детей. Пальчиковая гимнастика

Закрепить умение подбирать слова   со звуками «М», «МЬ»)  

4 неделя

«Я вырасту здоровым»

Занятие №8

Н.С. Варенцова

 Стр. 57

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком

Звуковой анализ слова «ЛУК».

Чтение стихотворения А. Шибаева «Куклу выронив из рук»

Игра «Найди заблудившийся звук».  

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова» (слова со звуком «Л», «ЛЬ»)  

Ответы детей. Пальчиковая гимнастика

 

Закрепить умение подбирать слова   со звуками «Л», «ЛЬ»)  

Ноябрь

1 неделя

«День народного единства»

Занятие №9

Н.С. Варенцова

 Стр. 57

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова «ЛЕС».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови пару» (твердые и мягкие звуки).

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Назови слова» (слова со звуком «С», «СЬ»)  

Ответы детей. Пальчиковая гимнастика

Работа с картинками-схемами и фишками.

Закрепить умение подбирать слова   со звуками «С», «СЬ»)  

2 неделя

«День народного единства»

Занятие №10

Н.С. Варенцова

 Стр. 58

Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.  

Составление схемы звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «КИТ». (гласный звук «И»)

Игра «Телеграф»

Игра «Построим дом» (слова со звуком «Р», «РЬ»)  .

Игра «Живые звуки».

Ответы детей. Пальчиковая гимнастика

Графическая запись схем слов по слогам.

Игра «Живые звуки».

Закрепить умение подбирать слова   со звуками «Р», «РЬ»)  

 Гласные звуки

3  неделя

«День народного единства»

Занятие №11

Н.С. Варенцова

 Стр. 58

Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Выделение гласных звуков в словах.

Работа с картинками-схемами и фишками.

 Игра «Волшебные звуки»

Работа с картинками-схемами и фишками.

 

4 неделя

«День народного единства»

Занятие №12

Н.С. Варенцова

 Стр. 59

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические  линии по внешнему контуру предмета и в пространстве  около него.

Звуковой анализ слова «РОЗА».

Игра «Живые звуки».

Игра «Найди гласный звук»  

Игра «Живые звуки».

Работа с картинками-схемами и фишками.

Работа в рабочих тетрадях

Закрепить умение отличать гласные звуки от согласных.  

Декабрь

1 неделя

«Новый год!»

Занятие №13

Н.С. Варенцова

 Стр. 60

Освоение звукового анализа слов Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией гласных звуков на твердые и мягкие.  Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слов «ЛУНА», «ЛИСА»

 Ввод понятия «согласные звуки».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови пару»

Игра «Живые звуки».

Работа с картинками-схемами и фишками.

Работа в рабочих тетрадях

Закрепить представление о делении гласных звуков на твердые и мягкие.

2 неделя

«Новый год!»

Занятие №14

Н.С. Варенцова

 Стр. 60

Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие).   Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «САНИ».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова» (слова начинающиеся на  звуки «Н», «НЬ»)  

Игра «Живые звуки».

Работа с картинками-схемами и фишками.

Работа в рабочих тетрадях

Закрепить умение подбирать слова   со звуками «Н», «НЬ»)

3 неделя

«Новый год!»

Занятие №15

Н.С. Варенцова

 Стр. 61

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «УТКИ».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова» (слова со звуком «З», «ЗЬ»)

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Назови слова» (слова со звуком «С», «СЬ»)  

Игра «Живые звуки».

Работа с картинками-схемами и фишками.

Работа в рабочих тетрадях

Закрепить умение подбирать слова   со звуками «З», «ЗЬ»)

4 неделя

«Новый год!»

Занятие №16

Н.С. Варенцова

 Стр. 62

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой.  Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «АИСТ».

Игра «Живые звуки».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Подбери картинку»  

Игра «Живые звуки».

Работа с картинками-схемами.

Работа в рабочих тетрадях

Проводить звуковой анализ слов

                                                                                                              Январь

1 неделя

«Зима»

Занятие №17

Н.С. Варенцова

 Стр. 62

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.    Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «ЛИСТ».

Игра «Назови пару».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Назови слова»  

Игра «Назови пару».

Работа с картинками-схемами.

Работа в рабочих тетрадях

Проводить звуковой анализ слов

2  неделя

«Зима»

Занятие №18

Н.С. Варенцова

 Стр. 63

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.    Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «СЛОН».

Игра «Кто внимательный».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Цепочка слов»   (рак….)

Игра «Цепочка слов».

Работа с картинками-схемами.

Работа в рабочих тетрадях

Игра «Цепочка слов».

 

3  неделя

«Зима»

Занятие №19

Н.С. Варенцова

 Стр. 64

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие).  Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.    Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «ЮЛА».

Игра «Назови пару».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова»  

Игра «Назови слова». (слова со звуком «й»

Работа с картинками-схемами.

Работа в рабочих тетрадях

Игра «Назови слова»

4  неделя

«Зима»

Занятие №20

Н.С. Варенцова

 Стр. 64

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие).  Развитие представления о смыслоразличительной функции звука.  Развитие способности соотноси схемой. Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «ЮЛА».

Игра «Назови пару».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова»  

Игра «Назови слова». (слова со звуком «й»

Работа с картинками-схемами.

Работа в рабочих тетрадях

Игра «Назови слова»

Февраль

1 неделя

«День защитника Отечества»

Занятие № 21

Н.С. Варенцова

 Стр. 64

Освоение звукового анализа слов. Различение   звуков  по их качественной характеристике.   Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.    Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «КЛЕЙ».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Цепочка слов» ( сыр….)

Игра «Назови слова». (слова со звуком «й»

Работа с картинками-схемами.

Работа в рабочих тетрадях

Игра «Цепочка слов».

2 неделя

«День защитника Отечества»

Занятие № 22

Н.С. Варенцова

 Стр. 65

Освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука.    Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «МАМА».

Игра «Какой звук заблудился».

 

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

3 неделя

«День защитника Отечества»

Занятие № 23

Н.С. Варенцова

 Стр. 66

Освоение звукового анализа слов. Различение   звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной функции звука.    Обучение умению проводить графические линии в  пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «ГУСИ».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Поищи слова»

 

   

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Игра «Поищи слова», закреплять умение в длинных словах находить короткие.

4-неделя

«Международный женский день»

Занятие № 24

Н.С. Варенцова

 Стр. 67

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в  пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «МУКА».

Игра «Назови слова».

 

 

   

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Игра «Поищи слова», закреплять умение в длинных словах находить короткие.

Март

1-неделя

«Международный женский день»

Занятие № 25

Н.С. Варенцова

 Стр. 67

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук в слове.  Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в  пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «ИГЛА».

Игра «Живые звуки»

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Подбери картинку».

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

2-неделя

 «Народная  культура и традиции»

Занятие № 26

Н.С. Варенцова

 Стр. 68

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове.  Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.   Обучение умению проводить графические линии в  пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «ШУБА».

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Назови слова со звуками В и ВЬ».

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

3 неделя

«Народная культура и традиции»

Занятие № 27

Н.С. Варенцова

 Стр. 68

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук в слове.    Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.   Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «ЖУКИ».

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Цепочка слов» (лес….).

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

4 неделя

«Народная культура и традиции»

Занятие № 28

Н.С. Варенцова

 Стр. 69

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове.    Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.   Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «МИШКА».

Игра «Живые звуки».

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра « Назови слова со звуками Г и ГЬ».

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Апрель

1-неделя

«Народная культура и традиции»

Занятие № 29

Н.С. Варенцова

 Стр. 70

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове.    Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.   Обучение умению проводить графические линии в  пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «МЫШКА».

Сравнение слов МЫШКА и МИШКА

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра « Цепочка слов» (лук…..)

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

2 неделя

«Весна»

Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л/Р в словах, фразой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

В.В. Гербова Стр. 98

Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Беседа, рассказ о звуках.

Чтение скороговорок.

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

3 неделя

«Весна»

Занятие № 30

Н.С. Варенцова

 Стр. 71

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове.    Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.   Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами.  

Звуковой анализ слова «СЛИВА».

Игра «Живые звуки»

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Подбери картинку»

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

 

4-неделя

«Весна»

Занятие № 31

Н.С. Варенцова

 Стр. 71

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове.    Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.  

Звуковой анализ слова «ЗАМОК».

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Назови слова со звуком Й»

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Май

1неделя

«День Победы»

Занятие № 32

Н.С. Варенцова

 Стр. 72

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука.  Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.  

Звуковой анализ слова «ЛЕЙКА».

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Погрузим продукты в поезд»

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

2 неделя

«День Победы»

Занятие № 33

Н.С. Варенцова

 Стр. 73

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове.  Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.  

Звуковой анализ слова «РЕЧКА»

Игра «Живые звуки»

Игра «Погрузим продукты в поезд»

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

3 неделя

«Лето»

Занятие № 34

Н.С. Варенцова

 Стр. 74

Повторение

Звуковой анализ слова «ШКОЛА»

Игры по желанию детей

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

4  неделя

«Лето»

Занятие № 34

Н.С. Варенцова

 Стр. 74

Повторение

Звуковой анализ слов по выбору детей

Игры по желанию детей

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях.

Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе по реализации образовательной области "Речевое развитие" (обучение грамоте)

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте)...

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие"

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие" в младшей группе...