Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа)
Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_ee_obuchenie_gramote_starshaya_gruppa.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района РМ
Перспективно – тематическое планирование
образовательной области
«Речевое развитие»
Обучение грамоте
Старшая группа
Составил: воспитатель 1 категории -
Гаврилова Елена Евгеньевна
Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»
Обучение грамоте.
№ п/п | Тема, литература | Программное содержание | Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность воспитателя и родителей | |||
Сентябрь | ||||||||
1 неделя «День знаний» | Занятие №1 Н.С. Варенцова Стр. 53 | Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово» | Игры: «Назови игрушку»; «Детский мир» | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. | Игра «Назови игрушку» | |||
2 неделя «Осень» | Занятие №2 Н.С. Варенцова Стр. 53 | Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяжность (длинные и короткие слова). | Игры: «Назови вкусные слова»; «Слова-друзья» Измерение протяженности слов хлопками (по количеству хлопков); Работа со «Звуковыми часами» | Ответы детей. Игра «Назови вкусные слова» | Измерять протяженность слов хлопками | |||
3 неделя «Осень» | Занятие №3 Н.С. Варенцова Стр. 54 | Знакомство с терминами «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с данным звуком | Работа с фланелеграфом и предметными картинками. Чтение стихотворения «Лежебока рыжий кот…» | Игра «Назови слова» (слова со звуком «Ж») | Закрепить умение подбирать слова со звуком «Ж») | |||
4 неделя «Осень» | Занятие №4 Н.С. Варенцова Стр. 54 | Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Работа с фланелеграфом и картинками с изображением животных. Чтение стихотворения С.Маршака «Спит спокойно старый слон…» | Игра «Назови слова» (слова со звуком «С») | Закрепить умение подбирать слова со звуком «С») | |||
Октябрь | ||||||||
1 неделя «Осень» | Занятие №5 Н.С. Варенцова Стр. 55 | Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. | Составление схемы звукового состава слова. Звуковой анализ слова «МАК». Игра «Телеграф» | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика | ||||
2 неделя «Осень» | Занятие №6 Н.С. Варенцова Стр. 56 | Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Чтение потешки «Горкой, горкой, горочкой шел маленький Егорочка. Протоптал Егорочка тропочку до горочки». Звуковой анализ слова «Дом» Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» (слова со звуком «Д», «ДЬ») | Называние слов со звуком «Г». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» (слова со звуком «Д», «ДЬ») | Закрепить умение подбирать слова со звуком «Г») | |||
3 неделя «Я вырасту здоровым» | Занятие №7 Н.С. Варенцова Стр. 56 | Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Звуковой анализ слова «ДЫМ». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» (слова со звуком «М», «МЬ») | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика | Закрепить умение подбирать слова со звуками «М», «МЬ») | |||
4 неделя «Я вырасту здоровым» | Занятие №8 Н.С. Варенцова Стр. 57 | Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком | Звуковой анализ слова «ЛУК». Чтение стихотворения А. Шибаева «Куклу выронив из рук» Игра «Найди заблудившийся звук». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» (слова со звуком «Л», «ЛЬ») | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика
| Закрепить умение подбирать слова со звуками «Л», «ЛЬ») | |||
Ноябрь | ||||||||
1 неделя «День народного единства» | Занятие №9 Н.С. Варенцова Стр. 57 | Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Звуковой анализ слова «ЛЕС». Игра «Живые звуки». Игра «Назови пару» (твердые и мягкие звуки). Игра «Какой звук заблудился». Игра «Назови слова» (слова со звуком «С», «СЬ») | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика Работа с картинками-схемами и фишками. | Закрепить умение подбирать слова со звуками «С», «СЬ») | |||
2 неделя «День народного единства» | Занятие №10 Н.С. Варенцова Стр. 58 | Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. | Составление схемы звукового состава слова. Звуковой анализ слова «КИТ». (гласный звук «И») Игра «Телеграф» Игра «Построим дом» (слова со звуком «Р», «РЬ») . Игра «Живые звуки». | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика Графическая запись схем слов по слогам. Игра «Живые звуки». | Закрепить умение подбирать слова со звуками «Р», «РЬ») Гласные звуки | |||
3 неделя «День народного единства» | Занятие №11 Н.С. Варенцова Стр. 58 | Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Выделение гласных звуков в словах. Работа с картинками-схемами и фишками. Игра «Волшебные звуки» | Работа с картинками-схемами и фишками.
| ||||
4 неделя «День народного единства» | Занятие №12 Н.С. Варенцова Стр. 59 | Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него. | Звуковой анализ слова «РОЗА». Игра «Живые звуки». Игра «Найди гласный звук» | Игра «Живые звуки». Работа с картинками-схемами и фишками. Работа в рабочих тетрадях | Закрепить умение отличать гласные звуки от согласных. | |||
Декабрь | ||||||||
1 неделя «Новый год!» | Занятие №13 Н.С. Варенцова Стр. 60 | Освоение звукового анализа слов Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией гласных звуков на твердые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слов «ЛУНА», «ЛИСА» Ввод понятия «согласные звуки». Игра «Живые звуки». Игра «Назови пару» | Игра «Живые звуки». Работа с картинками-схемами и фишками. Работа в рабочих тетрадях | Закрепить представление о делении гласных звуков на твердые и мягкие. | |||
2 неделя «Новый год!» | Занятие №14 Н.С. Варенцова Стр. 60 | Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «САНИ». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» (слова начинающиеся на звуки «Н», «НЬ») | Игра «Живые звуки». Работа с картинками-схемами и фишками. Работа в рабочих тетрадях | Закрепить умение подбирать слова со звуками «Н», «НЬ») | |||
3 неделя «Новый год!» | Занятие №15 Н.С. Варенцова Стр. 61 | Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «УТКИ». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» (слова со звуком «З», «ЗЬ») Игра «Какой звук заблудился». Игра «Назови слова» (слова со звуком «С», «СЬ») | Игра «Живые звуки». Работа с картинками-схемами и фишками. Работа в рабочих тетрадях | Закрепить умение подбирать слова со звуками «З», «ЗЬ») | |||
4 неделя «Новый год!» | Занятие №16 Н.С. Варенцова Стр. 62 | Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «АИСТ». Игра «Живые звуки». Игра «Какой звук заблудился». Игра «Подбери картинку» | Игра «Живые звуки». Работа с картинками-схемами. Работа в рабочих тетрадях | Проводить звуковой анализ слов | |||
Январь | ||||||||
1 неделя «Зима» | Занятие №17 Н.С. Варенцова Стр. 62 | Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «ЛИСТ». Игра «Назови пару». Игра «Какой звук заблудился». Игра «Назови слова» | Игра «Назови пару». Работа с картинками-схемами. Работа в рабочих тетрадях | Проводить звуковой анализ слов | |||
2 неделя «Зима» | Занятие №18 Н.С. Варенцова Стр. 63 | Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «СЛОН». Игра «Кто внимательный». Игра «Какой звук заблудился». Игра «Цепочка слов» (рак….) | Игра «Цепочка слов». Работа с картинками-схемами. Работа в рабочих тетрадях | Игра «Цепочка слов». | |||
3 неделя «Зима» | Занятие №19 Н.С. Варенцова Стр. 64 | Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «ЮЛА». Игра «Назови пару». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» | Игра «Назови слова». (слова со звуком «й» Работа с картинками-схемами. Работа в рабочих тетрадях | Игра «Назови слова» | |||
4 неделя «Зима» | Занятие №20 Н.С. Варенцова Стр. 64 | Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотноси схемой. Обучение умению проводить графические линии. | Звуковой анализ слова «ЮЛА». Игра «Назови пару». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова» | Игра «Назови слова». (слова со звуком «й» Работа с картинками-схемами. Работа в рабочих тетрадях | Игра «Назови слова» | |||
Февраль | ||||||||
1 неделя «День защитника Отечества» | Занятие № 21 Н.С. Варенцова Стр. 64 | Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «КЛЕЙ». Игра «Какой звук заблудился». Игра «Цепочка слов» ( сыр….) | Игра «Назови слова». (слова со звуком «й» Работа с картинками-схемами. Работа в рабочих тетрадях | Игра «Цепочка слов». | |||
2 неделя «День защитника Отечества» | Занятие № 22 Н.С. Варенцова Стр. 65 | Освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «МАМА». Игра «Какой звук заблудился».
| Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
3 неделя «День защитника Отечества» | Занятие № 23 Н.С. Варенцова Стр. 66 | Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «ГУСИ». Игра «Какой звук заблудился». Игра «Поищи слова»
| Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Игра «Поищи слова», закреплять умение в длинных словах находить короткие. | |||
4-неделя «Международный женский день» | Занятие № 24 Н.С. Варенцова Стр. 67 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «МУКА». Игра «Назови слова».
| Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Игра «Поищи слова», закреплять умение в длинных словах находить короткие. | |||
Март | ||||||||
1-неделя «Международный женский день» | Занятие № 25 Н.С. Варенцова Стр. 67 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «ИГЛА». Игра «Живые звуки» Игра «Какой звук заблудился?» Игра «Подбери картинку». | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
2-неделя «Народная культура и традиции» | Занятие № 26 Н.С. Варенцова Стр. 68 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «ШУБА». Игра «Какой звук заблудился?» Игра «Назови слова со звуками В и ВЬ». | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
3 неделя «Народная культура и традиции» | Занятие № 27 Н.С. Варенцова Стр. 68 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «ЖУКИ». Игра «Какой звук заблудился?» Игра «Цепочка слов» (лес….). | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
4 неделя «Народная культура и традиции» | Занятие № 28 Н.С. Варенцова Стр. 69 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «МИШКА». Игра «Живые звуки». Игра «Какой звук заблудился?» Игра « Назови слова со звуками Г и ГЬ». | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
Апрель | ||||||||
1-неделя «Народная культура и традиции» | Занятие № 29 Н.С. Варенцова Стр. 70 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «МЫШКА». Сравнение слов МЫШКА и МИШКА Игра «Какой звук заблудился?» Игра « Цепочка слов» (лук…..) | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
2 неделя «Весна» | Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л/Р в словах, фразой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. В.В. Гербова Стр. 98 | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Беседа, рассказ о звуках. Чтение скороговорок. | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | ||||
3 неделя «Весна» | Занятие № 30 Н.С. Варенцова Стр. 71 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. | Звуковой анализ слова «СЛИВА». Игра «Живые звуки» Игра «Какой звук заблудился?» Игра «Подбери картинку» | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. |
| |||
4-неделя «Весна» | Занятие № 31 Н.С. Варенцова Стр. 71 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «ЗАМОК». Игра «Какой звук заблудился?» Игра «Назови слова со звуком Й» | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
Май | ||||||||
1неделя «День Победы» | Занятие № 32 Н.С. Варенцова Стр. 72 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «ЛЕЙКА». Игра «Какой звук заблудился?» Игра «Погрузим продукты в поезд» | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
2 неделя «День Победы» | Занятие № 33 Н.С. Варенцова Стр. 73 | Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «РЕЧКА» Игра «Живые звуки» Игра «Погрузим продукты в поезд» | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
3 неделя «Лето» | Занятие № 34 Н.С. Варенцова Стр. 74 | Повторение | Звуковой анализ слова «ШКОЛА» Игры по желанию детей | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | |||
4 неделя «Лето» | Занятие № 34 Н.С. Варенцова Стр. 74 | Повторение | Звуковой анализ слов по выбору детей Игры по желанию детей | Ответы детей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Закреплять умение проводить графические линии в пространстве рабочей строки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте). Тема: «В поисках мамы для мамонтенка»
НОД направлена на закрепление звукового и слогового анализа слов....
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе по реализации образовательной области "Речевое развитие" (обучение грамоте)
Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте)...
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа.
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Подготовительная к школе группа....
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)
Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие"
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие" в младшей группе...
Технологическая карта организационной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Обучение грамоте» Тема: «Звук и буква У»
Обучение грамоте в подготовительной группе...