Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Парфени Наталия Вячеславовна

Интегрированное занятие по экологии. Повторение зимующих птиц, их описание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по экологическому воспитанию

для детей старшего возраста

«Зимующие птицы»

Разработала Парфени Наталия Вячеславовна

Москва 2013

Зимующие птицы

   Программное содержание. Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, местоимениями. Расширять словарный запас.

    Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Плакат «Птичья столовая».

Ход занятия

  1. Вступление.

Воспитатель.  Дети, кто мне скажет, какое сейчас время года? (Зима). Ребята, давайте вспомним, каких птиц мы видим в городе зимой? Давайте перечислим их (воробей, сорока, ворона, голубь…). А в лесу, каких птиц мы можем увидеть? (снегирь, синица, дятел, клест, свиристель). 

 Вот интересно, почему эти птицы не улетели в теплые края? Почему остались зимовать? ( Потому что им есть, что кушать, не боятся мороза).

Скажите, а как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетная).

  1. Основная часть.

Воспитатель. Дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы будете их отгадывать и на доску вешать правильные картинки. Вверху доски, где кружочек, мы выставим тех птиц, которые обитают в лесу, а внизу, где квадратик, выставим тех птиц, которые живут в городе.

  1. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам гуляет, крохи собирает                     (Воробей)

  1. Эта птица непоседа

Одного с березой цвета

Кто это?                                   (Сорока)

  1. Она маленькая птичка

И зовут ее …                           (Синичка)

  1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

С первый снегом на рябине, он появится опять          (Снегирь)

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой, все равно ты будешь мой!     (Дятел)

  1. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым. Кле-кле-кле! Поет со свистом!   (Клест)

  1. Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар, и кричат: кар-кар-кар.       (Ворона)

Воспитатель. Ребята, давайте опишем этих птиц.

Ребенок. Воробей – маленький, подвижный, с округлой головой, короткой шеей, овальное туловище, короткие и округлые крылья. Клюв тонкий, твердый к концу заостренный, короткие, но сильные ножки.

Воспитатель. Где же зимуют воробьи? (В щелях стен, под крышами домов, в скворечнике). Чем питаются? (Крошками, семенами). Где они пищу находят? ( Во дворах, в кормушках).

Ребенок. Дятел - вверх туловища – голова, шея, спина и крылья черные, а на голове и шее белые пятна, низ туловища белый, подхвостье и темя красные. У дятла крепкий, длинный клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее личинки, насекомых.

Воспитатель. Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет). А где проводит большую часть времени? (На дереве). Только дятел может уничтожить столько насекомых. Дятла считают санитаром леса.

Ребята, а теперь давайте сравним дятла и воробья. (Воробей маленький, дятел большой. У дятла клюв маленький, а у воробья короткий. Ножки у воробья короткие, а у дятла длинные. Также отличаются расцветкой).

Ребенок. Ворона – черная голова, крылья и хвост, остальное оперение черно-серое. Днем она промышляет в огороде, на свалках, а на ночь улетает в парк и ночует на деревьях.

Воспитатель. Клест – это необычная птица, давайте опишем ее.

Ребенок. Окраска оперения оранжево-красное, крылья и хвост буро-черные. Клюв у него скрещенный и изогнутый, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Воспитатель. А теперь давайте сравним ворону и  клеста. (Различаются размерами, окраской, выводкой птенцов, клювом).

Проводится физ. минутка.

Широкая река (дети разводят руки в стороны)

Уснула подо льдом (складывают ладони «лодочкой» под щечками)

По узенькой тропинке мы к проруби идем. (Подвигаются вперед семенящими шагами)

Широкою дугою повис над речкой мост. (Выполняют наклоны в сторону)

На узеньких перилах сидит замерзший клест. (Попеременно: левую руку вытягивают вперед, правую отводят назад и наоборот)

По узенькой тропинке вернемся мы домой (Продвигаются вперед на носочках)

Польем мы горку снежную холодною водой. (Ритмично хлопают в ладоши)

3. Игровая часть

Воспитатель. Ребята, а теперь мы с вами поиграем. Закройте глазки, пока я считаю до пяти. Посмотрите на доску и скажите «Что лишнее? (Проводится игра «Что лишнее?»)

Игра «Скажи наоборот»

Все птицы разные. А) Снегирь малоподвижный, а синица …(юркая). Б) У воробья клюв короткий, а у дятла…(длинный). В) Синица маленькая, а ворона… (большая). Г) Синица высиживает птенцов летом, а клест…(зимой).

Игра «Подбор прилагательных»

А) Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

Б) Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

В) Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

Г) Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая)

Д) Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый)

Е) Про кого из зимующих птиц можно сказать мой(клест, дятел, снегирь, воробей, голубь). А про кого моя(ворона, синица, свиристель, сорока). А про кого мои

Выставляем картину самолет.

Воспитатель. Ребята, у меня есть еще одна картинка. Что это? (Самолет). Давайте сравним самолет и птицу. Чем они отличаются? (Самолет – неживой, Птица – живая. Самолетом управляет пилот, а птица летает сама.)

А чем же они похожи? (Есть крылья, хвост и летают).

  1. Итог. Плакат «Птичья столовая»

Выставляем плакат «Птичья столовая»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой у меня есть плакат. Что вы видите? Правильно, птицы кушают, обедают в птичьей кормушке. Это можно сказать «Птичья столовая»

Дети, как и чем  мы с вами можем помочь птицам зимой? (Подкормить)

Какую пользу приносят птицы людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды. Радуют нас песнями, украшают природу)

Ребята, мы с вами сегодня повторили зимующих птиц, а давайте вспомним некоторых перелетных птиц. (Жаворонок, ласточка, кукушка, скворец, грач…) Скажите, если не будет птиц, что может произойти в природе? (Исчезнут все деревья и кусты, а если не будет деревьев, то не будет кислорода и нам нечем будет дышать).

Ребята, все в природе взаимосвязано. Давайте вместе с вами сделаем пальчиками замочек и поднимем ручки вверх.

Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде и будете о них заботиться!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...