познавательное занятие "обитатели водоемов" (многообразие рыб)
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Батаева Евгения Сергеевна

Задачи: 1. Расширить сведения детей о многообразии видов рыб.

2. Учить различать оттенки одного цвета; фиксировать оттенки по насыщенности; закреплять умение детей соотносить предметное, силуэтное и контурное изображение.

3. Воспитывать навык коллективной работы; воспитывать активный интерес к животному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obitateli_vodoemov.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

« Обитатели водоёмов»

Задачи: 1. Расширить сведения детей о многообразии видов рыб.

2. Учить различать оттенки одного цвета; фиксировать оттенки по насыщенности; закреплять умение детей соотносить предметное, силуэтное и контурное изображение.

3. Воспитывать навык коллективной работы; воспитывать активный интерес к животному миру.

Группа: старшая

Ход занятия:

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие на корабле.

Воспитатель: «Ребята, занимайте свои места на корабле!»

  1. Работа с глобусом.

– Что у меня в руках?(Глобус).

- Посмотрите на глобус. Если его не крутить, то он  кажется каким?

(разноцветным).

- А если его сильно раскрутить, то он становится…. (голубым). Почему?

(потому что на глобусе голубой краски больше, чем зелёной и  коричневой)

- Что обозначает голубая краска?(Голубая краска на глобусе обозначены моря и океаны).

- Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему?  (Одни очень

глубокие, другие мелкие).

- Как  можно понять, что один водоем глубже, а другой мельче? (Чем мельче, тем краска светлее).

- Какой формы  глобус? ( Шар).

- А если всё изображенное на глобусе перенести на плоскость, что получится? (Карта)

 2. Воспитатель показывает карту с обозначением движения: сначала по реке, затем река попадает в море (Дети глазами прослеживают путь по стрелочкам). Наташа, Катя вблизи.

Воспитатель прикрепляет кораблик на реку.

- Где мы сейчас плывем? ( По реке).

-Кто знает какая вода в реке на вкус? (Пресная).

- Какие ещё пресноводные водоёмы вы знаете?  (Пруд, озеро, река).

- Кто живет в этих водоёмах ? ( Пресноводные рыбы)

- Какие пресноводные рыб вы знаете ?(Карп, речной окунь, лещ, карась, и т.д.)

3. Стих про щуку(показ картинки)

Полоски и пятна у щуки на теле,

Чтоб рыбы её разглядеть не сумели,

Когда под корягой таится без звука

Речная зелёная хищная щука.

Поэтому щука все время одна

Острых, как бритва, зубов пасть полна,

И у неё среди рыб друзей нет-

Боятся все к щуке попасть на обед.

4.Рассматрение картинки « Пресноводный водоём»

-Найдите глазами щуку в пресноводном водоеме ( Катя, Наташа вблизи)

-  А теперь объясните словами,  где расположена щука? ( В середине водоёма справа, между сомом и окунем).

5. Рассматривание щуки. (картинка у каждого ребенка)

- Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета чешуя у щуки?

 (Зеленого)

- А почему ей нужна зелёная чешуя с тёмными полосками и пятнами? (Такая  чешуя нужна для того чтобы речные рыбы не заметили хищницу среди водорослей).

-Рассмотрите внимательно, окраска везде одинакова? ( На спине и ближе к брюшку темнее0.

- Сравните свою щуку со щукой в водоёме, одинаковая окраска ? ( Щука в водоеме темнее).

6. Задание «Разложи от светлого к темному»

Раздаются конвертики с цветными силуэтами рыб, цвет берётся с учетом инд. особенностей детей.

7. Физ. минутка « Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

8. Морские обитатели

Вернутся к карте. Воспитатель проводит кораблику по реке к морю (дети прослеживают глазами).

- Вот мы с вами выходим в море. Кто был на море?

- Какая вода в море на вкус ? (солёная).

- А в море обитает рыба? Какая ? (Морская).

 Раздаются картинки с пресноводными и морскими рыбами.

- У кого морская рыба? Какая? (Акула, морской окунь, осётр).

- Найди свою рыбу на большой картине.

- Какие ещё морские рыбы здесь изображены? (Форель, горбуша, сельдь и т.д.)

    9. Задание « Найди силуэт и контур своей рыбы».

    10. Зрительная гимнастика на экране.

11. Задание « Опеши рыбу по алгоритму».

Итог: - На какие большие группы можно разделить всех рыб ? (Морские, пресноводные).

- Название, каких рыб вы узнали только сегодня на занятии? (дети перечисляют)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....