План -конспект НОД в подготовительной группе по теме: "Возникновение и развитие жизни на Земле".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_i_razvtie_zhizni_na_zemle.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместно - образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

по теме: « Возникновение и развитие жизни на Земле ».

Возрастная группа: подготовительная

                                                                                                             

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Тип занятия:  комплексное с интеграцией образовательных областей «познание», «социализация».

Задачи:

Обучающие:  Формирование у детей основы представлений о возникновении и развитии жизни на Земле: состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении воды, возникновении и развитии первых живых существ.

Расширять знания о птицах, как о потомках динозавров.

Развивающие:  Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам , пользуясь простейшей моделью. Развивать слуховую и зрительную память, мышление, активизировать словарь.

Воспитательные:  Воспитывать интерес и любовь к природе.

Материал: фонограмма с космической музыкой, картинки с изображением «птица», «динозавр», карточки с отличительными признаками динозавров и птиц, макет «вулканы», картинки «моря и океаны», картинка «первые живые существа», «первые морские животные», иллюстрации из энциклопедий  с изображением древних рыб, иллюстрация «выход на сушу», картинки с изображением земноводных, макет «динозавры»,

Ход занятия

Вводная  часть.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас в необычное, увлекательное путешествие, но туда мы отправимся чуть позже.

Основная часть

Сейчас посмотрите на доску.

(Выставляю 2 картинки «Птица», и «Динозавр» ).

Кто изображен на этих картинках?  

(ответы детей)

Воспитатель:

 Давайте сравним птицу и динозавра, подобрав для них отличительные признаки. На столе лежат карточки, надо в верхний ряд поставить отличительные признаки птицы.

(дети выбирают карточки, объясняя свой выбор).

Воспитатель: Какие признаки есть у динозавра?

(дети выбирают карточки, объясняя свой выбор).

Ребята, сделайте вывод, каких признаков у птиц и динозавров больше:

одинаковых или разных?

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, разных признаков больше, но они связаны друг с другом.

Чем? Это большая тайна , скрытая далеким прошлым. Хотите раскрыть эту тайну? Тогда мы отправляемся с вами в прошлое. На машине времени мы перенесемся на миллионы лет назад. Закройте глаза, мы отправимся в прошлое.

(Звучит космическая музыка).

Воспитатель: Мы оказались с вами на древней Земле много миллионов лет назад. Посмотрите,  какой была наша планета.

(показ макета «Вулканы»  опыт).

(ответы детей).

Воспитатель: Земля была сплошной раскаленной массой. Из вулканов выплескивалась лава. В небо поднимались ядовитые газы и дым. Воды в то время на Земле не было. Подумайте и скажите, могла ли в таких условиях быть жизнь на Земле? Почему?

(ответы детей).

Воспитатель: Конечно, в таких условиях не могло быть жизни. Но через некоторое время наша планета стала постепенно остывать. Тогда на ней появилась вода. А произошло это так.

(опыт «Как появилась вода на Земле).

Воспитатель: Из глины я слепила шар, раскалила его в духовке. Представим, что этот горячий шар - наша планета. Потом я накрыла горячий шар, холодной крышкой, т.к. вокруг нашей Земли холодный космос. А теперь посмотрите, что произошло?

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно , шар остывал и горячий воздух поднимался вверх, падал на холодную поверхность крышки, превращаясь в воду. Давайте откроем крышку? Посмотрите много ли воды?

(ответы детей).

Воспитатель: Да, воды немного, но и шар маленький. Порассуждайте, что было, когда остывал огромный шар?

(рассуждения детей).

Воспитатель: Да ребята, когда наша планета стала остывать, то образовалась вода и начались дожди. Они шли миллионы лет. Так появились моря и океаны.

(показ картинки).

Воспитатель: Ребята вы наверно устали давайте немного отдохнем.

Физкультурная минутка:

Синие звезды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Воспитатель: Как только появилась  на Земле вода ,начала и появляться жизнь.

(показ картина «Первые живые существа»)

Посмотрите, какими были первые живые существа. Существует много мнений ученых, о том как появилась жизнь, но это тайна пока не раскрыта для человека. Известно только, что благодаря солнцу и воде, в воде появились первые живые существа – водоросли. Они были крохотными и невидимыми. Но постепенно они развивались, росли.

Эти сине-зеленые водоросли и являются первыми живыми существами.

Так  где появилась жизнь?

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Запомните, что жизнь появилась в воде.

Ребята перед вами лестница, но не простая. Это лестница жизни. Мы вместе разместим по порядку живые существа, как они появлялись на Земле.

Кто займет самую первую ступень лестницы?

(Дети выставляют картинки на лестницу).

Воспитатель: Время шло, затем появились первые морские животные. Вот они .( выставляю картину).

Эти первые морские животные назывались губки. Их тело было мягкое как у червей и медуз. На какую ступень мы поместили морских животных «Губок»?

(ответы детей, выставляют  карточки).

Воспитатель: Жизнь в море бурно  развивалась  и в море  появились…..

Кто?

(иллюстрации из энциклопедии).

(ответы детей).

Воспитатель: Какими были древние рыбы? На какую ступень мы помещаем рыб?

Почему первые три ступени синего цвета?

(ответы детей).

Воспитатель: Все животные жили в воде. Их было очень много, корма всем не хватало. И вот произошло….

(Иллюстрация «Выход на сушу»).

Некоторые рыбы в поисках пищи стали выходить на сушу. Они научились дышать на суше легкими, а при движении помогали себе плавниками. Позже плавники превратились в лапы.

Ребята, перечислите мне животных , которые могут жить и на суше и воде.

(ответы детей).

Воспитатель: Как их называют   одним словом?

(ответы детей ).

Воспитатель: На какую ступень мы выставляем земноводных?

(Дети выставляют карточку на 4 ступень).

Воспитатель: С этого момента жизнь на нашей планете стала развиваться бурно. Планета была такой…

(показ макеты «Динозавры»).

Воспитатель: Кто это?  Откуда узнали?  Что означает это слово?

(ответы детей).

Воспитатель: Какого размера были динозавры?

Какую пищу предпочитали?

(ответы детей).

Воспитатель: Как называются животные, которые едят траву? Мясо других животных?

(ответы детей).

Воспитатель : Кто знает, почему вымерзли динозавры?

(Дети предположения)

Воспитатель: Во многих книгах написаны разные предположения. Но многие ученые считают, что с изменением климата на Земле исчезли  и динозавры.

В начале от холода гибли растения, затем травоядные, а потом и хищные животные.

На следующую ступень мы поместим динозавров.

Ребята,  вот и настал тот  миг  когда мы узнаем чем связаны птицы и динозавры.

(рассматривание картины  «Летающие ящеры»).

Воспитатель: У некоторых маленьких динозавров чешуйки превратились в перья. Пищи на Земле им не хватало  и они забирались на деревья. В этом им помогла когти. Они прыгали с ветки на ветки и парили вниз, т.к., между передними задними лапами у них образовывались кожистые перепонки.

Как вы думаете? В кого же эти динозавры превратились позднее?

 (ответы детей).

Воспитатель: Да птицы могут считаться потомками динозавров, хоть внешне они и не похожи.

Но способ рождения (выводятся из яиц), строение конечностей , покрыты лапы чешуйками, приводит нас к выводу, что птицы произошли от динозавров. И птиц мы ставим на верхнюю ступень нашей лестницы.

Заключительная часть.

Воспитатель:  Кто же был первыми живыми существами?

(ответы детей).

Воспитатель: Кто занимал следующие ступени?

(ответы детей).

Воспитатель: Почему 4 ступень разделена двумя цветами?

(ответы детей).

Воспитатель: Кто занимает последнюю ступень?

(ответы детей).

Воспитатель: Мне было с вами очень интересно побывать в прошлом. Нас с вами еще ждет много тайн и загадок. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

(звучит космическая музыка).

Наше путешествие закончилось.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Перспективный план работы в подготовительной группе, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Подготовка к школе в полготовительном классе  — важный и ответственный период в жизни ребёнка. Скоро в школу, в новый мир, где у него будут новые друзья, учителя, уроки и обязанности....

План конспект для подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию с применением тико

План конспект для подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию с применением тико (Трансформируемый игровой конструктор для обучения)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Без воды нет жизни на земле".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Без воды не жизни на земле"....

Конспект Кубанского часа в подготовительной группе на тему: «Возникновение имен и фамилий на Кубани». Воспитатель МАДОУ 38 О.Н. Колесникова

Цель: продолжать приобщать детей к изучению жизни наших предков – кубанских казаков.Задачи: дать представление о возникновении имен и фамилий; познакомить детей с понятиями: родословная, генеало...

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...

План-конспект в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи дошкольников с ОНР на тему «Обувь»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Основные задачи:Коррекционно-образовательные:Обогащение словарного запаса по...