Как звери к зиме готовятся
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как звери к зиме готовятся

(интегрированное занятие по теме: «Дикие животные»)

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Цели: формировать у детей представления о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Стимулировать использование детьми в активной речи слов «теплый», «мягкий», «пушистый». Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Материалы: игрушки – заяц, белка, лиса, волк, медведь, ёж; угощение для животных – капуста, морковь, шишки, конфеты.

Ход занятия:

- Мы с вами отправимся в зимний лес. Лес – это место, где много деревьев.

Игра «По ровненькой дорожке».

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

Через сугроб – прыг. Через ямку – скок.

Бух – упали. Куда же мы попали?

Шли мы, шли. В зимний лес пришли.

- Посмотрите, кто же сидит на елке? (дети отгадывают загадку)

 Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка).

- Правильно, это белка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? (Ответы детей).

- Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

- Какие у белочки ушки? Хвостик? Глазки? Носик? Потрогайте белочку. Какая у нее шкурка? (Пушистая, мягкая, теплая).

- Белочка, послушай, какую потешку мы о тебе знаем.

Игра с пальчиками.

Дети поочередно загибают пальчики (от мизинца к большому).

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

- Продал белочка орешки и домой побежал. А где у нее дом? Высоко на дереве строит белочка себе домик из веточек и листьев. А рядом, в дупле, у белки кладовка. Что там она хранит? Правильно запасы: грибы, орехи, шишки. Давайте и мы угостим белочку. Чем угостим? (Выбор между морковкой, капустой, конфетой и шишкой). 

- Как зовут деток белки? (Бельчата).

- Правильно. А назовите белку ласково. (Белочка).

- Посмотрите, кто под елкой прячется?

 Летом серый, зимой белый,

Кто это? (Заяц)

Воспитатель достает из-под елки зайца.

- Правильно, заяц. Посмотрите, какой зайка! Какого цвета у него шубка? (Белая).

- Какая у него шкурка? (Мягкая, теплая, пушистая).

- Какие у зайки ушки? (Длинные).

- Какой  хвостик? (Маленький, короткий).

- Давайте  угостим зайку чем-нибудь вкусным. Что зайка любит есть? Вот у меня в корзине капуста, морковка, конфеты. Что дадим зайчику? (Дети отвечают).

- А чем же питается зайка зимой? Где живет? (Ответы детей).

- У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги.

А от голода – кора.

- Бегает заяц по лесу, грызет кору деревьев и ветки. Норы заяц не имеет, прячется и спит в снегу, под елочками. Белого зайца в лесу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, чтобы быть незаметным.

- А как зовут детенышей зайцев? (Зайчата).

- Назовите зайца ласково. (Зайчик, зайка, заинька, зайчишка, …).

- Давайте поиграем в зайчиков.

Игра «Зайка беленький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так -

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоят,

Надо зайке поскакать.

Прыг-скок, прыг-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг - и убежал

(дети присели, шевелят кистями поднятых рук)

 (встают, хлопают в ладоши)

Прыгают на месте на обеих ногах

Дети разбегаются и садятся на стульчики

- Интересно, кто же зайку так напугал? 

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её... (Лиса).

- Какие у лисы глаза? Какие уши? Какой хвост? (ответы детей).

- Какая лиса? (Пушистая, рыжая, мягкая, …).

- Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

- Как зовут детенышей лисы? (Лисята).

- Назовите ласково лису? (Лисенок, лисичка, лисонька).

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок,

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

Вдруг вбегает лисичка –

Рыжая сестричка.

Ищет где же зайки,

Зайки-побегайки.

Дети бегут врассыпную по залу.

Садятся на корточки, правой рукой имитируют действие лапки зайца. Снова разбегаются.

Оглядывается.

Старается поймать убегающих детей.

- У лисы есть товарищ.

 Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк).

- Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее.  Как зовут детенышей волка? (Волчата).

- Назовите волка по-другому? (Волчок-серый бочок, волчище).

- Какой он волк? (Ответы детей).

- Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение).

- Каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

- Правильно. А теперь давайте пойдем тихонечко, на носочках.

Чтение стихотворения И. Токмакова.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

-А где спит медведь? ( В берлоге).

- Медведь тоже подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, улегся в нее и проспит там всю зиму. Тепло ему. А как звать детенышей медведя? (Медвежата).

- Какой он медведь? (Коричневый, большой, толстый, мохнатый, мягкий).

- А вот посмотрите, кто же спит в норке, утепленной мхом, сухой травой. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж).

- Какой он ёж? (Колючий, маленький).

- Какие глазки? Носик? (Ответы детей).

- Как зовут деток ежа? (Ежата).

- Ёж и медведь осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

- Ребята, давайте пожелаем зверюшкам теплой зимы, чтобы им не было холодно и голодно.

Выполнение упражнения «Зимний лес».

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.

Вот пришли мы в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа березка в шубе стоит,

Слева елка на деток глядит.

Снежинки в небе кружатся

И на землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

А это серый волк рыщет,

Он к лисе дорогу ищет.

Все мы спрячемся сейчас.

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит.

Очень сильно он храпит.

А на ветках снегири,

Словно яблоки красны.

Здесь, в лесу, красота и покой,

А нам уже пора домой.

- Мы с вами «побывали» в лесу и узнали, как к зиме подготовились звери. С кем мы встретились?

- Как подготовились к зиме звери?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Данная презентация поможет детям закрепить и уточнить  представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме....

Чтение рассказа Бианки "Как звери к зиме готовятся"

Продолжение закрепления знаний детей о животных живущих в лесу. Расширение представлений детей о том, как животные готовятся к зиме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»

Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...

НОД Открытое занятие по экологии средняя группа Как звери к зиме готовятся

Данное занятие знакомит детей стем как звери готовятся к зиме. Это занятие ещё и развивает творческую деятельность детей средней группы...

Сценарий тематического развлечения в театрализованной форме "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Цель: в игровой, творческой форме знакомить дошкольников с окружающим миром; развивать выразительную, эмоциональную речь, актерские способности; поддерживать их уверенность, смелость в публичном высту...

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...