конспект НОД по познавательному развитию с участием родителей
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Овчинникова Марина Владимировна

 Совместная организованная непосредственно  образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя  по познавательному развитию детей подготовительной группы "Вместе с мамой за чашкой чая" с участием родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной организованной непосредственно  образовательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя  по познавательному развитию детей подготовительной группы "Вместе с мамой за чашкой чая" с участием родителей

Интеграция образовательных областей: "Познание", " Социализация ", " Коммуникация "," Музыка"

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная

Планируемые результаты интегративных качеств: любознательный, активный, имеющий первичные представления о традициях русской культуры.

Цель

Продолжать знакомить детей с национальными традициями, расширить представление детей о русской традиции – чаепитии

Задачи

  • Познакомить детей с историей появления чая
  • Развивать логическое мышление
  • Активизировать словарь детей за счет слов: традиция, гостеприимство, бодрящий, ароматный
  • Закрепить умение образовывать прилагательные

(малина-малиновый, жасмин-жасминовый, мята-мятный,лимон-лимонный, и т.п.)

  • Развивать умение вести музыкальную фразу, правильно использовать дыхание, чисто интонировать мелодию
  • Развивать умение передавать в движениях характер танца, двигаться ритмично
  • Развивать выразительность движений в танцах и эмоциональную выразительность
  • Воспитывать у детей гостеприимство
  • Обеспечить положительный  эмоционально-психологический настрой

Материалы

Презентация к НОД, чайные листья, различные виды  упаковок чая, самовар,  пословицы и поговорки о гостеприимстве, загадка про самовар, мягкий мяч

атрибуты к танцам" Балалаечка"  "Самоварчики",

 музыкальное сопровождение: русские народные мелодии, Т.Морозова "Балалайка", А Фролова "Русский чай"

Предварительная работа

Разучивание стихотворений и песен  о чае, разучивание танцев Балалайка, Самоварчики, изготовление поделок  

Место проведения: музыкальный зал

Содержание организованной деятельности

(на экране слайд №1  изображение приема гостей)

В зале накрыты столы для чаепития. Мамы сидят за столами. В зал вбегают двое детей

-Ой, смотрите-ка скорей!

Как вам это нравится?

Не иначе, у людей праздник намечается.

-Говорю я вам без лести,

Что стола не сыщешь краше.

И хозяюшки на месте.

Ну а где же гости ваши?

Под музыку вбегают дети.

(хором)  А вот и мы сами! Здравствуйте, гости!

(мамы поют на мелодию песни А.Александрова  " К нам гости пришли")

К нам гости пришли, дорогие пришли.

Мы не зря чай заварили, пироги пекли.

С малиной пирог, и с капустой пирог.

А который без начинки - самый вкусный пирог.

Нам петь не лень и плясать не лень

Мы вас в гости приглашаем в этот чудный день.

(дети садятся на свои места)

Воспитатель.          Сегодня мы  собрались чтобы поговорить об одной  из русских традиций  -гостеприимстве.   А что такое традиция?

Дети                      То, что передается от поколения к поколению

Воспитатель.                     А что такое гостеприимство?

Дети                      Умение принимать гостей,  и ……….

Воспитатель.                     Да, гостеприимство – это не только умение накормить и напоить гостя, но и не дать ему заскучать.  Не дадим нашим гостям скучать.

   Балалайки пусть играют,

   И выходят плясуны

   Хорошеют наши лица, когда радуемся мы

(на экране слайд 2)

(Танец " Балалайка")

Воспитатель.          Гостей повеселили, можно и чаем их угостить.

 Одной из русских традиций является чаепитие.  По традиции русского чаепития в гости на чай приглашали только самых близких, с кем можно было поговорить, вести беседу. Вот и мы пригласили наших мам.

Давайте подумаем, что же это такое, чаепитие?

Дети         Это когда пьют чай. И ……….

Воспитатель.       А вы знаете, что такое чай?

   С древних времен люди считали, что нет ничего и целебнее, и вкуснее даров лесов, лугов, полей, надо только уметь собрать и правильно использовать эти дары.

Так вот чай – это тоже дар природы. Это кустарник.

(на экране  слайд  3 чайный куст)

Как вы думаете, какую часть растения употребляют, чтобы заварить чай?

Дети          Листочки

Воспитатель.        Чайные кусты специально подрезают. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Воспитатель. С подстриженных кустов легче собирать листья, не надо высоко поднимать руки, и лучше видны молодые листочки.

А как вы думаете, в какое время суток собирают чайные листья?

(ответы детей)

Воспитатель. Рано утром, чтобы яркое солнце не сожгло молодые листочки (слайд 4)

Воспитатель.         Расскажу я вам одну историю.

(на экране слайд 5)

Давным-давно, в Китае, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев растения, растущего в горах, как они начинают резвиться, легко взбираются на любые горы. Пастухи решили сами испробовать эту чудодейственную силу. Они высушили листья, залили их кипятком, как это делали с другими травами и стали пить ароматный настой. Происходило это в Китае. Поэтому считается, что чай пришел к нам из Китая.

Вот эти листочки.

 (на экране слайд 6)

А вот такие листочки мы с вами привыкли видеть, когда завариваем чай (показать поднос с чайными листьями)

Наши мамы – настоящие волшебники, давайте подойдем и посмотрим, что же они сделали с листочками чая

(подойти к столам и посмотреть, как развернулись чайные листья)

Вот что происходит с нашими листочками, когда их заливают водой

(на экране  слайд  7 карта мира)

Воспитатель.     Напомните  мне, где родина чая?

Дети      В Китае

Воспитатель.     Посмотрите на карту, кто может показать, где находится Россия?

Дети  показывают

Воспитатель.    А как же чай попал в Россию? (показывает на карте, где Китай, а где Россия)

Чай подарили царю Михаилу Романову, чай царю понравился.

(на экране слайд 8 , 9)

А вы знаете песню про чай?

Дети исполняют  песню "Русский чай" А.Фроловой

( на экране слайд 10)

Пока дети поют поставить самовар на стол и накрыть его платком

Воспитатель. А сейчас я загадаю вам загадку

И шипит и кряхтит

Воду быстро вскипятит

Он наелся угольков

Вот для нас и чай готов

Кран на брюхе открывает

Кипяточек разливает

(если дети не догадаются, загадать еще

Дышит дымом, дышит паром, а зовется   (самоваром)

Дети  Это самовар

(на экране слайд 11)

Воспитатель.    Да, вот он (открыть самовар на столе)

В самоваре кипятят воду для чая, сверху ставят заварочный чайник. Но это сейчас есть электричество, и включить самовар просто. А как же раньше?  Кто-нибудь знает, как кипятили воду в самоваре?

(на экране  слайд 12 изображение самовара с сапогом)

            Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь с помощью сапога, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Самовар изобрели на Руси. Самый известный город, где изготавливают самовары –Тула

(на экране  слайд 13,14 изображения разнообразных самоваров)

Это тульские самовары.

А наши девочки станцуют нам танец "Самоварчики"

Воспитатель.   Чай – очень полезный напиток. А чем же он полезен?

Чай горячий-наша сила, украшение стола,

Чаепитие в России – вот хорошие дела!,

Мы не зря про чай толкуем,

мы хотим секрет открыть.

Чай вприкуску с шоколадом

Будем нынче вместе пить.

Много чая не бывает, как в народе говорят

Чай – здоровье, каждый знает, пей хоть пять часов подряд

Чай всегда у нас в почете

Лучшего напитка нет

Потому что чай вы пьете

Много-много-много лет

(на экране слайд 15)

Воспитатель.     А наши гости знают пословицы про чаепитие и гостеприимство?

Ответы гостей.

Чай пьешь – здоровье бережешь

Пей чай- беды не знай

С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет

Чай не пьешь – где силу берешь?

Чай усталость всю снимает,настроение прибавляет

Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай

Чай пить – приятно жить

Выпьешь чайку – позабудешь  тоску

Чай пить – не дрова рубить

С чая плохо не бывает

Воспитатель.   Спасибо вам гости,  а мы расскажем какой бывает чай

Игра с мячом "Какой"  ( дети встают в круг)

Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит:

Чай с малиной -----    (ребенок возвращает мяч -   малиновый)

С лимоном – лимонный

С мятой

С шиповником

С брусникой

С черникой

Воспитатель.             Молодцы! Так много узнали, поиграли, станцевали.  А что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Вам понравилось? А что бы вы хотели еще узнать? (ответы детей)

Наши гости приготовили для вас сюрприз (танец родителей с Павловопосадскими платками)

слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семью семь (спортивно-познавательный праздник с участием родителей)

Вашему вниманию представлена методическая разработка спортивно- познавательного праздника с участием родителей...

Конспект праздника, посвященного Дню матери с участием родителей с использованием ИКТ и интерактивного оборудования

Конспект праздника, посвященного Дню матери с участием родителей с использованием ИКТ и интерактивного оборудования...

Конспект развлечение в средней группе с участием родителей на тему «Тепло родного очага»

Воспитательница:  Праздник  - яркое событие в жизни ребенка, наполненные необычными, радостными и глубокими впечатлениями. К.Д. Ушинский писал: « Пусть каждый припомнит свое детство, и...

Конспект НОД по физической культуре с участием родителей "Мой друг мяч"

конспект предназначен для инструкторов по физической культуре в детском саду, воспитателей. программное содержание: установить эмоционально - тактильный контакт между родителями и детьми, понять полез...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3-4-х лет по логико-математическому развитию с участием родителей

Конспект совместной деятельности родителей с детьми II младшей группы по логико-математическому развитию «В поисках Колобка»Подготовила: воспитатель Власова М.Б.Цель: Ориентировать родител...