Колокольные звоны России
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Прохорова Ирина Анатольевна

Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolnye_zvony_rossii_prokhorova_i.a.doc783.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Прохорова                                             Ирина Анатольевна                             Воспитатель                               МБДОУ «Детский сад №2»

КАЛАЧИНСК - 2012

Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.                                                                                                                    

Программные задачи:

1.Дать детям первоначальные сведения о колоколах, колокольном звоне, показать какое значение имеют колокола в русской истории, литературе.

2.Развивать интерес к речи как особому объекту познания: учить определять однокоренные слова:                                                                                            колокол – колокольный - колокольня;                                                                  звон – звонарь, звонить.

3.Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.

4.Развивать творческие способности детей, посредством театрализованной деятельности.

5.Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Материал:

  • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
  • Музыкальный центр, диски с записью колокольного звона.
  • Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, колоколов)
  • Заготовки колокольчиков из солёного теста, гуашь, кисти, клеёнки, салфетки.
  • Ширма, куклы – бибабо, костюмы для ряженья, атрибуты для театрализации.

Предварительная работа:

  • Лепка колокольчиков из соленого теста.
  • Оформление презентации.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
  • Заучивание стихотворений.

Дети входят в зал  под музыку колокольного  звона.

 Колокольчиком звоню, всех ребят к себе зову!

Скажите,  какая музыка звучала, когда вы входили в зал?

Д. колокола, колокольный звон

Сегодня мы познакомимся с интересным творчеством русского народа — колокольными звонами.  Всегда славилась Россия своими соборами, церквями да колоколами.    Ведь колокол частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Именно здесь можно услышать завораживающий красотой звучания колокольный звон.

 Ребёнок:  Колокол дремавший

                  Разбудил поля,

                 Улыбнулась солнцу

                Сонная земля.

                Понеслись удары

                К синим небесам,

               Звонко раздаётся

                Голос по лесам. (С.Есенин)

К колоколам относились, как к людям, им давали имена: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Люди могли не только выделить голос колокола, но и по характеру звука знали, о чем он говорит.

А как вы думаете, где живут колокола? (На высоких колокольнях или в звоннице)

 Ребёнок: Хорошо на колокольне
                Позвонить в колокола,
               Чтобы праздник был раздольней,
               Чтоб душа запеть могла.                        
"На колокольне" В. Шамаников

Как называют человека, который так искусно звонит в колокола? Молодцы, ребята, звонарь от слова – звонить, звон. Не так просто звонить в колокола, искусству колокольного звона надо много учиться.                                                                  

А можно ли у нас в городе Калачинске услышать колокольный звон?  

 У вас было домашнее задание, спросить у родителей для чего нужны были колокола на Руси? (ответы детей)

         На Руси,  когда не было ни телевидения, ни радио, ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: мощные звуки колокола созывали народ во время беды, несчастья, извещали о приближении неприятеля, о пожаре, в обыденной жизни звучали   при встрече высокого гостя, отсчитывали время, украшали перезвоном праздники и гуляния.

 Звучит красный звон, на ширме появляются 2 петрушки – зазывалы.

1 Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

2 Зазвучали шутки, смешные прибаутки.

1. Народ собирается

- Ярмарка начинается!

сценка

(выходят 2 коробейника)

  1. А на ярмарке товары:

Продаются сарафаны,

Разбирай платки цветные

И кокошники любые.

  1. Покупайте для души

Разноцветные ковши,

До чего товар хорош

– Тут уж мимо не пройдёшь.

 (дети одеваются в сарафаны, кокошники, кепки,  смотрятся в зеркальце)

3. Солнце красное встаёт

Спешит на ярмарку народ,

Как на нашей улочке делают шкатулочки,

Кружки, толкушки,

Досточки, игрушки!

(подходят к столику,  за которым сидит «хозяюшка»)

Здравствуй, хозяюшка! Что ж товару маловато?

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Сижу, товар для продажи расписываю, да вот беда помощников у меня нет.

Ребята, давайте поможем хозяюшке.  Превратимся мы в умельцев – мастеров, какими славилась наша Русь.  Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь – хоть брось. Принимайтесь за работу. Возьмите по колокольчику и украсьте его  узором.  (разукрашивают под песню Динь –дон)                                                                                        Пока краска на колокольчиках подсохнет, я предлагаю вам поиграть.

Эй, честной народ, становись в хоровод!

Будем игры проводить, будем всех веселить!

Вот игра старинная – ни короткая, ни длинная.

(достаёт шарф для завязывания глаз)

В «Жмурки» играем,

Водящего выбираем!

Динь -дон, динь -дон  –

Выходи из круга вон!

(обращение к выбранному игроку)

Будешь ты водить, да ребят ловить!

А вы колокольчики берите,

Да звоните все, звоните.

(Завязываю глаза водящему, дети идут по кругу)

Ховород идёт, народ поёт

«Эй, Жмурка, лови!

Да держи его, держи!

Вы ребята не зевайте, убегайте, убегайте!»

Пока мы играли, краска подсохла, посмотрите, какие разные получились колокольчики.  В старину  считали, что колокольный звон способен отгонять злых духов, давайте позвоним в свои колокольчики, чтобы  всё плохое ушло.

 Что вам понравилось, о чём вы расскажите дома?

Сегодня мы как будто бы попали в старину, и наша встреча была посвящена колокольным звонам, присущим только лишь русскому человеку. А костюмы помогли нам  с вами  поближе прикоснуться к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой. 

Предлагаю ваши чудесные колокольчики подарить своим родным.

Желаю, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон «благовест», т.е. звон, который рассказывает о доброй вести. До свидания! (дети уходят под колокольный звон «Благовест»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".

Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ...

конспект музыкального занятия "Колокольные звоны" подготовительная группа.

Занятие знакомит детей со звучанием и значимости колоколов России....

Конспект занятия "Колокольный звон"

Социальное партнерство...

Музыкальное занятие в старшей группе «Колокольный звон России»

Музыкальное занятие в старшей группеТема: «Колокольный звон России» Цели: Знакомство детей с колокольным звоном России.Задачи:1. Познакомить детей с колокольным звоном – од...

Презентация "Звенит над Россией колокольный звон"

Полная информация для детей о колоколах и их звучаниях...

Колокольный звон. Пасхальный звон.

Колокольный звон. Пасхальный звон.С давних времен звон колокола считается священным и очень почитается верующими людьми. По церковным канонам колокольный звон считается «голосом Б...

Проект "Колокольный звон России"

Данный проект был реализован в средней группе. Дети теперь имеют представления о различных видах колоколов, их создании, строении, особенностях звучания. Познакомились с историческим прошлым и настоящ...