конспект музыкального занятия "Колокольные звоны" подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ершова Галия Муракзяновна

Занятие знакомит детей со звучанием и значимости колоколов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolnye_zvony_dlya_pechati.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель Ершова Г. М.

МБДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» г.Горно-Алтайска»

Музыкальное занятие в старшей группе

Тема: «Колокольные звоны России»

 Цели: Знакомство детей с колокольным звоном России.

Задачи: 

1. Познакомить детей с колокольным звоном – одним из видов народного творчества;

2. Развивать тембровый слух.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории.

Оборудование: видеопроектор для просмотра слайдов, изображение колоколов России, колокольни Ивана Великого, Московский кремль; валдайские колокольчики разной величины; записи оперы «Борис Годунов»; отрывок пьесы М.П. Мусоргского «Звоны»; портрет композитора М.П.Мусоргского.

Ход занятия

Дети входят в зал под звуки колокола, садятся на места.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Мы с вами любим, петь русские народные песни, водить хороводы, любим, играть в народные игры, знаем много народных пословиц, загадок, примет. Сегодня мы познакомимся ещё с одной стороной народного творчества – колокольными звонами. Колокольный звон – такой же вид народного творчества, как песни, живопись, народные ремёсла.

Музыкальный руководитель: Колокол в древней Руси имел большое значение. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал с победой.  В Москве есть знаменитая колокольня Ивана Великого, которая находится на территории Московского Кремля. В древней Москве не разрешалось строить здания выше этой колокольни, поэтому дозорные Москвы могли обозревать с высоты Ивана Великого окрестности города на десятки вёрст и предупреждать о приближении врага, о пожаре. При какой-либо угрозе били в большой колокол (показ иллюстрации колокольни Ивана Великого сопровождается слушанием большого колокола). На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон, который был слышен на больших расстояниях, оповещал людей о каких-либо важных событиях.

(Рассказ сопровождается показом слайдов)

В народе по-особому, с гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд, сказаний. Колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым.

 Пока существовал один колокол, нельзя было говорить о «музыке колоколов». Но вот стали появляться звонницы – деревянные щиты под навесом, к которым прикрепляли набор колоколов и колокольчиков разных размеров, различной высоты и силы звучания. А позже стали строиться колокольни, которые высоко поднимались над всеми домами и располагали целым набором различных колоколов. Теперь с их помощью можно было извлекать своеобразную музыку.

(Слушание красного звона)

Самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, находится у подножия колокольни Ивана Великого – это Царь-колокол, колокол поражает своими размерами и весит двести тонн (показ иллюстрации). Управляли колоколами звонари. Проявляя своё искусство, они достигали большого мастерства. Звонари придумывали разные звоны, и каждый звон имел свой характер, определенное настроение, значение. Церковный звон называют благовест – благая, добрая весть. Разные виды колокольной музыки имеют свои имена: красный звон, праздничный трезвон, будничный звон.

Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному звону.

Например, были такие: «Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет»; «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».

Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевочки!

 (Дети поют попевки хором и соло, подыгрывая на колокольчиком).

- А теперь давайте поиграем в звонницу, я раздам вам колокольчики, разной величины и звучания.

 (Дети и музыкальный руководитель играют на колокольчиках, изображая звонницу).

Вот давайте послушаем встречный звон – колокольную музыку, которой  встречали важных людей. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали характерные прозвища. Например, колокола Ивана Великого назывались так: Медведь, Ревун и т. д.

(Слушание встречного звона)

Музыкальный руководитель: А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик зазвони». Послушайте слова:

Я бегу, бегу, бегу

Звоном всех ребят зову

Вся Россия слышит звон

Колокольный перезвон.

(Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокол и дети должны быстро собраться в круг, после игры дети садятся на стулья).

Музыкальный руководитель: Мы знаем, как часто русские композиторы обращались в своём творчестве к народной музыке. Не обошли они и колокольные звоны. Сейчас мы будем слушать отрывок пьесы М. П. Мусоргского «Звоны». Это произведение написано для оперы «Борис Годунов». Пьеса звучит в фортепианном исполнении, внимательно вслушиваясь в неё, мы услышим могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.

(Слушание фрагмента пьесы Модеста Петровича Мусоргского «Звоны»).

Музыкальный руководитель: Музыка звонов так красива, так необычна, что желание исполнять её в концертах было велико. И музыканты придумали ударный инструмент в состав, которого входит набор колоколов, разных по звучанию. Этот музыкальный инструмент так и называется – колокола. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла.

  - Как вы думаете, нужны ли нам колокольные звоны?

  - Используют ли их и где?

 Музыкальный руководитель: И сейчас собираются любители колокольной музыки на праздники этого прекрасного народного искусства. Чаще всего эти праздники проходят в старинном русском городе – Ростове Великом, который славится своими чудными колоколами, целый день звучат колокола и плывёт звон над русской землёй.

Малиновый звон на заре,

Скажи моей милой земле,

Что я в неё с детства влюблён

Как в этот малиновый звон.

(Звучит запись колоколов. Дети уходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста

Музыкальное занятие "Весёлые ладошки" может использоваться, как открытое занятие для педагогов и родителей в конце учебного года....

Конспект музыкальной НОД в группе 4го года обучения для детей(6-7лет) с ОВЗ В стране музыкальных звуков.

ЗАДАЧИ: Обучающие- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместных действий;- стимулировать речевую и двигательную  активность;- развивать певческие способности,звуковысотный...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ СРЕДНЯЯ ГРУППА ТЕМА: «НОВОГОДНИЕ ПОТЕШКИ»

Используемые технологии:- здоровьесберегающая технология;- личностно-ориентированная;- игровая технология....

Конспект музыкального занятия (подготовительная группа, 6-7 лет)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие ( музыкальное развитие)Музыкальный руководитель: Еланцева Оксана АнатольевнаТема:  «Белая книга зимы»Тип: тематическоеЦель...

Конспект музыкального занятия в группе детей раннего возраста

Музыкальное занятие проводится с детьми полутора-двух лет  после новогодних праздников. Позволяет повторить знакомый репертуар и еще раз погрузиться в атмосферу праздника и сказки....

Конспект музыкального развлечения для группы раннего возраста «Паровозик едет в гости»

Цель: формирование положительных эмоций в процессе музыкальных игр со сверстниками и воспитателем.Задачи:Обучающие:- вовлечь детей в сюжет сценария, формировать умение действовать в созданных усл...