конспект НОД на теиу "У природы нет плохой погоды" для детей подотовительной к школе группы
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Василенко Алла Николаевна
Обобщение и систематизация знвний детей об осенних явлениях в природе, развитие познавательной активности,логического мышления с использованием современых технологий.Технология проблемно-поисковая с элементами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirody_net_plokhoy.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                     Тема  «У природы нет  плохой погоды»

ЦЕЛЬ:

  Обобщить и систематизировать  знания детей об осенних явлениях в природе

  Развивать познавательную активность, логическое мышление

ЗАДАЧИ:

Систематизировать знания детей  о явлениях природы, расширять знания о живой и неживой природе,

Учить  видеть  положительные и отрицательные стороны  одного и того же  объекта окружающего мира или  явления

Развивать познавательные мотивы учебной деятельности, умение устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные и логические связи, делать обобщение

Развивать художественные способности, эмпатию, творческое воображение и инициативу, внимание, наблюдательность, любознательность, мелкую моторику рук

 Воспитывать  у детей эстетический  вкус, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать  окружающую  природу, желание сохранять ее красоту

Знакомить  детей с нетрадиционной техникой рисования -  печатанье листьям.

 Учить аккуратно и красиво наклеивать фотографии.

Коррекционные задачи

Развивать связную речь, артикуляционную и пальцевую моторику

Учить  подбирать слова – действия к слову, отвечать на вопросы полными, грамматически  правильными ответами

Уточнять пополнять и активизировать  словарный запас детей

Совершенствовать  словесно - логическое мышление. Развивать  внимание и память

ИНТЕГРАЦИЯ:  Познание, коммуникация, социализация, здоровье,  художественное творчество, музыка

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдения за осенней природой, экскурсия в парк, беседы,  рассматривание  пейзажей, чтение и заучивание стихов, загадок, поговорок, примет осени. Чтение рассказов и сказок. Рисование на тему «Снова осень к нам пришла»

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер,  проектор, слайды с экскурсии в парк, лоскутки разных цветов для коллажа, два набора  букв, напечатанных на осенних листьях. Один набор букв красного цвета, второй – желтого. Листья с деревьев на каждого ребенка, гуашь, аудиозапись  песни «Наступила осень»  автор О.Осипова  в исполнении детей группы

Дети  СВОБОДНО расположились вокруг экрана

  Показ слайдов « Экскурсия в парк»

В.- Все увидели себя на экране? Это где же мы с вами и вашими родителями были? Действительно, эта наша, совместная с родителями, экскурсия в  осенний парк.

Эти фотографии сделали ваши родители  во время нашей экскурсии в парк. А что вам больше всего запомнилось?

Дети.- Красота природы, как взрослые читали стихи про осень, соревнования, как кормили уточек,  как собирали желуди, каштаны, как делали привал и угощались фруктами, как играли в игры «Перенесем урожай», «Собери грибы», «Листик к веточке лети».

В, - А какие листья вы собирали?

Дети -  Желтые, красные, оранжевые.

В. -А много ли зеленых листьев осталось на деревьях? Почему?

А почему опадают листья на деревьях:

Дети - Деревья готовятся к  зиме. Солнце светит мало, стало холодно, замедлилось сокодвижение, веточкам тяжело держать листья, листьям не хватает питания, они падают.

В -  Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах.                                                  Это платье золотое  у березы на плечах...                                                                           Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,                                                             Под ногами шелестят И летят, летят, летят.» автор .Е. Трутнева

В – Что значит «листья  сыплются дождем»

Дети – Это  значит -  сразу много листьев  осыпаются с деревьев  -  это- листопад

В.- предлагаю поиграть в игру «Осенние листики»

В.- Представьте, что вы не дети, а листики.  Листиком с какого дерева вы хотели  бы стать и почему?

Дети.-  Я – листиком с дуба, потому что дуб очень сильный.

 Я – с клена, потому что клен самый красивый.

 Я – листом черемухи, потому что уже все листья пожелтели, а у нас на участке он еще зеленый и сильный.

 Я- с рябины, потому что это самое полезное дерево - оно лечит людей и животных, и еще оно тоже очень красивое.

 Я – с ивы, потому что она гибкая, может наклоняться  сильно, как- будто балерина

В .Игра «Что будет» - А теперь подул сильный ветер. Что  будут делать листики? Ветер стал затихать,  пошел теплый, прямо-таки летний  дождь; а холодный, сильный, ледяной дождь? Как вы думаете, что будут делать листики, если услышат музыку? – дети танцуют Какими будут листики ранней весной? Жарким  летом? Листья, которым очень хочется пить? А спать? Листья вообще спят? Что будут делать листья  зимой?

В.- Посмотрите, какой у меня просто роскошный кленовый лист. Я его нашла в парке.  Давайте полюбуемся им,  и поиграем

игра:  «Что делают листья  осенью».

 Дети становятся в круг, передают лист и по очереди называют действие  ( листья падают, осыпаются, шуршат, летят, кружатся в воздухе, срываются, шелестят)

В.- Сколько  листьев намело!  А листья - то – не простые. На них напечатаны буквы .расскажите, что вы видите?

Дети – Одни листья красного цвета, другие – желтого, одни буквы большого размера, другие – маленького, и много одинаковых букв.

В.- Листья предлагают поиграть в игру «Выложи слово»

Дети делятся на две команды. Одна команда выкладывает из больших букв слово «Осень», другая команда из маленьких букв то же слово «осень»

В. - Молодцы, догадались, что буквы можно разложить по размеру и цвету,  и сразу  узнали слово.  А еще как можно выложить это слово?

Дети:- Можно  первую букву сделать большой, а остальные оставить маленькие. Можно одну букву взять красного цвета,  а следующую букву - желтого. Можно  выложить так: начало и конец слова одним цветом, а середину сделать  другого цвета – тоже будет красиво.

 В.-  Наш знаменитый поэт А.С.Пушкин писал: «…Люблю я пышное природы увяданье..В багрец и золото, одетые леса»

В.- А какими красками встретил нас парк?

Дети  – Разноцветными: красными, желтыми, оранжевыми, коричневыми, и немного еще  зелеными.  Яркими, нарядными, праздничными красками

В.-А какое настроение было у парка, когда мы вошли в него?

Дети – Праздничное – потому что все краски как на празднике – яркие .Грустное - потому что небо было хмурое. Светлое – потому что много желтого цвета даже без солнца. Тихое, сонное – потому что совсем не было ветра. Торжественное – потому что все  вокруг очень нарядное, красивое, яркое.

В.- Давайте сделаем коллаж из  лоскутков на тему: «Какие краски дарит  золотая осень?»  

В.-А вам нравится время года – осень? Давайте подумаем, что бывает только осенью ?

Дети - Сбор урожая, отлет птиц, листопад, золотая осень,.1 сентября, в лесу.

 много грибов и ягод

 В – Предлагаю поиграть в игру: «Хорошо – плохо

 

В.-  Что хорошего в том, что наступила осень?

 Дети - Созревает урожай, очень ярко, красиво вокруг, можно собирать букеты из осенних листьев, делать различные поделки из листьев, просто гулять и любоваться природой, осенью много грибов, ягод в лесу, собирают урожай,

В. –Что плохого в том, что наступила осень?

- Часто идут дожди. На улице  туман, сырость. День становится короче, рано темнеет. Нельзя гулять долго. Ненастье, заморозки, слякоть, мы  часто простужаемся, болеем

В. – В том, что наступила осень, есть и хорошее и плохое, также как и во всем, что нас окружает. Все зависит от того, что человек хочет видеть – плохое или хорошее. Видит плохое, и жить – то ему тяжело. А ищет во всем, прежде всего, хорошее, то и жить ему намного легче и интереснее, и друзей у него много, и мир его ярче и добрее

 

В.- Ребята, вспомните, какой замечательный у нас был сентябрь! Сколько было солнечных дней! Мне даже кажется, что такого теплого сентября не было уже очень много лет Интересно, а в прошлом году какая была погода в сентябре? Кто  из вас помнит?  

В. – А как можно это узнать?

 :

Дети   - Узнать по интернету, спросить у бабушки.

В.-  Почему у бабушки?

Ребенок - Потому что она всю погоду помнит. Она всегда так говорит: «Я помню, что когда  ты родился, была очень холодная зима»

В -  Еще как можно узнать?

Дети -  Можно у тех  людей спросить, которые передают погоду по телевизору.

В.  - Действительно, у метеорологов, так называется профессия этих специалистов, в архивах есть данные о погоде  даже за сто лет!

Дети - .Пойти в библиотеку и там  найти в разных книгах или газетах и потом сравнить.

В. -Ребята, вы молодцы. Но нам сейчас нужно узнать, какой же  сентябрь был в прошлом году.  Даю вам маленькую подсказку – воспитатель  показывает «Календарь погоды»

-В.-, Все сразу догадались,  нужно сравнить наши листки «Календаря погоды » Действительно, возьмем данные погоды за сентябрь  нынешнего года, прошлого и позапрошлого года. Сравниваем  и отвечаем, какой же  сентябрь был самым теплым за прошедшие три года, и почему вы так решили?

Дети - В прошлом году  было всего шесть теплых, солнечных дней, в позапрошлом –девять дней, а в этом сентябре – одиннадцать.. Значит, в этом году сентябрь был самым теплым, а в прошлом году самым холодным.

 В.- А  два года назад?

Дети.- Два года назад сентябрь был  теплее, чем в прошлом году, но холоднее, чем в этом году.

В.- Так какой  же сентябрь самый теплый за прошедшие три года?

Дети. - Самый теплый сентябрь в этом году, похолоднее – два года назад, а в прошлом году сентябрь был самым холодным

Предлагаю поиграть в игру  «Да или нет». Когда вы отвечаете «да», то делаете шаг вперёд, когда «нет» - назад.

Осенью цветут цветы? Дети делают шаг вперёд.

Осенью растут грибы? Дети делают шаг  вперёд

Тучки солнце закрывают? Шаг вперед

Это всё весной бывает? Шаг назад

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

В траве кузнечики поют? Нет

Колючий ветер прилетает? Да

Туманы осенью бывают? Да

Бабочки к нам прилетают? Нет

Урожай все собирают? Да

Птичьи стаи улетают? Да

Тёплые идут  дожди? Нет

Достаем ли сапоги? Да

Сильно солнце припекает? Нет

Это летом всё бывает? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?

Шарф и шапку  надевать!

В.- Осень бывает разная: теплая и холодная, солнечная и дождливая, веселая и грустная. Но ведь любим ее любую, не так ли? Ведь у природы нет плохой погоды, она всегда прекрасна!

В.- Совсем скоро  всю эту красоту занесет снегом и у нас останутся только воспоминания о  чудесной экскурсии, о  роскошной золотой осени.  А можно ли сохранить  ваши впечатления о  золотой осени, нашей экскурсии?

 Дети.- Нарисовать, сделать аппликацию, сфотографировать, сделать гербарий из красивых листьев.

В.- Я предлагаю нарисовать чудесную, золотую осень. Но рисовать мы будем не кисточкой, а собранными нами осенними листочками.  Прокрашиваем листик гуашью и прикладываем его на наш лист бумаги. Но прежде, чем вы приложите листок к бумаге, подумайте и представьте, какую вы хотите увидеть осень на своей работе.

 В.- Как можно рассказать о золотой осени – она какая?  

Дети.- Золотая, багряная, желтая, звонкая, нарядная, пестрая ,пышная, теплая яркая. прекрасная, солнечная

Дети приступают к работе. На экране  изображение осенних пейзажей.

Звучит песня в исполнении детей группы, записанная  на музыкальном занятии «Наступила осень»  

В. -Замечательные получились работы. Назовите свой рисунок. Давайте вывесим их для показа родителям

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "На балу у золушки" для детей подготовительной к школе группы

Разнообразные и актуальные темы музыкальных занятий, затрагиваемые через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений и осмысления детям.Музыка — воображение — фантазия —...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Полет на Луну" для детей подготовительной к школе группы

Сюжетно-ролевая игра с элементами интеграции, где использованые следующие виды деятельности - игровая, музыкальная, познавательная с элементами экспериментирования, умение вести диалог в соответствии ...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Полет на Луну" для детей подготовительной к школе группы

Сюжетно-ролевая игра с элементами интеграции, где использованые следующие виды деятельности - игровая, музыкальная, познавательная с элементами экспериментирования, умение вести диалог в соответствии ...

Тематическое занятие из цикла "Природа и искусство" для детей подготовительной к школе группы.

Тема занятия: "Весна, весна, кругом живет и дышит..."Данное занятие знакомит детей с произведениями музыкального искусства,поэзией, живописью,а,также  со средствами выразительности каждого из эти...

В союзе с природой экологический КВН (для детей подготовительной к школе группы)

В союзе с природойэкологический КВН (для детей подготовительной к школе группы)...

Модель НОД «Сохраним природу Мордовского края» (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края и о бережном отношении к ней.Задачи:1.  Закрепить  знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края: к ...