Фрукты и овощи
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Матвеева Наталья Анатольевна
Интеграция  областей: «'Познание»', « Здоровье», «Социализация», « Коммуникация».
Цель: способствовать развитию речи как средство общения, расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного  обследования, описания их внешних характеристик.
Задачи: 
1) Развивающая: развивать речь, память, мышление, способствовать сенсорному развитию.
2) Познавательная: закреплять знания детей о фруктах и овощах, формировать умение описывать фрукты и овощи по цвету, форме, вкусу, запаху; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку;  формировать представления о некоторых способах употребления в пищу фруктов и овощей.
3) Воспитывающая:  воспитание культурно - гигиенических  навыков;  привычки заботиться о своем здоровье.
Предварительная работа:
1) Беседы "Какие бывают овощи и фрукты"; "Как их выращивают".
2) Чтение художественной литературы: р.н.с ."Мужик и медведь"; "Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу"; Г. Юдин " Как варить компот".
3)Отгадывание загадок, проговаривание  чистоговорок.
4)Д/игры:  "Найди овощ"; "Большой - маленький"; "Что лишнее"; "Фруктовый ларёк"; "Отгадай куда, что положить".
5)Лепка из теста овощей и фруктов.
6)Для родителей: сундучок для записок, где детям  вместе с родителями предложено нарисовать фрукт или овощ, на обратной стороне написать загадку и познакомить с ней ребёнка.
Материал: Натуральные плоды (по две каждого вида): морковь варёная, свекла  и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоко, груша, лимон, апельсин, слива; корзина, банка с вареньем и бутыль с компотом из перечисленных выше фруктов; блюда, подносы, тарелки, разделочная доска, нож.
Перед началом занятия, воспитателем проводится чистоговорка.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ,
Будим мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща,
Нет свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи,щи-щи,
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу,
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ,
Не клади в кастрюлю хвощь!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу,
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща,
Брат принёс домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи,
Поедим сначала щи.
Организация: Два, три стола, сдвинутые вместе и накрытые красивой скатертью. Дети сидят вокруг, перед каждым тарелочка.
Ход занятия:
 Входит хозяюшка с подносами овощей и фруктов.
Хозяюшка: Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам в гости и принесла фрукты и овощи.
(Достаёт два одинаковых блюда и пускает их влево и вправо по кругу)
Хозяюшка: Давайте с вами посмотрим, как они называются, опишем их по форме (круглые, удлинённые, продолговатые, острые и т.д.). Какая у них поверхность? (гладкая, шероховатая, в пупырышках, блестящая и т.д.). Какого они цвета? Какой запах?
Ответы детей.
Хозяюшка: На одно блюдо мы будем складывать овощи, а на другое фрукты.
Происходит рассматривание, а затем описание остальных плодов.
Хозяюшка следит за тем, чтобы дети тщательно обследовали их. Гладили: движениями рук повторяя форму плода; нажимали для определения твёрдости или мягкости; ощущали гладкость  или шероховатость кожуры; закрывали глаза, нюхая плод, чтобы лучше почувствовать запах.
Кладя плод на то или другое блюдо, дети уточняют: «Это овощ, положим его на блюдо к овощам. А это фрукт. Фрукты лежат на другом блюде»
Когда дети осмотрели все плоды, хозяюшка уточняет, где фрукты, где овощи. Обращает внимание детей на красоту каждого блюда.
Хозяюшка: Дети, а что можно приготовить из фруктов?
            Ответы детей (варенье, компот).
Хозяюшка: А из овощей, что можно приготовить?
            Ответы детей (салат, суп, соленье).
Хозяюшка: Что нужно сделать с овощами и фруктами, прежде, чем их                        использовать?
             Ответы детей (помыть)
Хозяюшка проводит гимнастику для глаз: "Отгадай загадку - найди картинку отгадку". (Нарисованные детьми и родителями картинки развешаны в разных частях комнаты выше уровня глаз детей).
Хозяюшка: Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы не называя ответ вслух, показывайте глазами на картинку отгадку.
Загадки:
1Само с кулачок,
Круглый бочок
Тронешь пальцами гладко
А откусишь - сладко (яблоко.)
 
2Я румяную матрёшку
 От подруг не оторву
 Подожду пока матрёшка
 Упадёт сама в траву (груша)
 
3В шкуре жёлтой,
 Кислый он.
 Называется..... (лимон)
 
4Сидит в темнице
 Красная девица,
 А коса на улице (морковь)
 
5Яркий, сладкий, налитой
 Весь в обложке золотой
 Ни с конфетной фабрики
 А из далёкой Африки   (апельсин)
 
6Прежде чем его мы съели
 Все наплакаться успели (лук)
 
7В огороде вырастаю
 А когда я созреваю
 Варят из меня томат
 В щи кладут и так едят  (помидор)
 
8Без окон, без дверей,
 Полна горница людей  (огурец)
 
9Лоскуток на лоскутке-
 Зелёные заплатки
 Целый день на животе-
 Нежиться на грядке  (капуста)
 
10Неказиста, шишковата
 А придёт на стол она
 Скажут весело ребята
 "Ну, рассыпчата, вкусна!"  (картофель)
 
11Красный пан
 В яму упал   (свёкла)
Хозяюшка: Молодцы дети. Вы слышите, кто-то к нам летит?
Залетает Карлсон с корзинкой.
Хозяюшка: Здравствуй Карлсон! Жаль, что ты опоздал. Ну да ладно, дети скажут тебе, где, что лежит на блюдах.
Рассказы детей.
Хозяюшка: Правильно, на одном блюде - овощи, на другом - фрукты. Но самое интересное впереди.
Физминутка «Урожай» (выполнение упражнений в соответствии с текстом)
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, всё лето она  (наклоны головы вправо, влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора, собирать урожай (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна  (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась: (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось? (подняться на носочки, показать руками большой круг).
Карлсон: Я очень люблю фрукты и овощи. И предлагаю вам поиграть. Давайте разложим овощи по цвету: на одно блюдо - красные; на  другое - жёлтые; на третье - зелёные.
Вовремя игры Карлсон намерено совершает ошибку, дети исправляют её, называют цвета и оттенки (светло-зелёная капуста, ярко-красный помидор, желтовато - коричневая луковица и т.д).
Карлсон: Молодцы дети! А сейчас разложим овощи и фрукты по форме: круглые на одно блюдо; продолговатые на другое.
Дети во время игры проговаривают (круглая луковица, свекла; продолговатая морковь и т.д)
Карлсон: А сейчас самое интересное - по вкусу. На одно блюдо сладкие плоды, на другое несладкие.
Карлсон радуется, он любит всё сладкое и блюдо со сладкими плодами ставит поближе к себе
Хозяюшка: Карлсон, это не хорошо, дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Я сейчас буду резать плоды и всех угощать, и тебе тоже достанется. Дети, а что надо сделать, прежде чем использовать фрукты и овощи?
Ответы детей (помыть руки перед едой, помыть  фрукты и овощи.)
Хозяюшка режет морковь, каждому кладёт кусочек на тарелку, угощает Карлсона.
Хозяюшка: Морковь твёрдая, хрустит на зубах, значит она (ответы детей)... Правильно, сырая, неварёная.
Хозяюшка чистит варёную свеклу.
Хозяюшка: Посмотрите, сверху свекла серая, кожица не блестит, а внутри она тёмно-красная, блестящая.
Дети пробуют свеклу.
Дети: Да, она мягкая, легко жуётся, сладкая - значит варёная.
Так же дети пробуют и другие овощи и фрукты, характеризируют их.
Хозяюшка: Дети, а Карлсон пришёл к нам с корзиной, и не с пустой.
Карлсон: Да, я принёс вам гостинцы (достаёт банку с вареньем и бутыль с компотом).
Хозяюшка: Дети, мы попробуем это угощенье во время обеда.
Карлсон: И угадайте, из чего приготовлены эти сладости. 
Дети благодарят Карлсона и приглашают его на обед.
Оценка занятия.
Хозяюшка: Я очень рада, что вы были внимательными, много знаете об овощах и фруктах, знаете, как они выглядят, что из них готовят и какую пользу они приносят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_frukty_i_ovoshchi_srednyaya_gruppa.odt10.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция  областей: «'Познание»', « Здоровье», «Социализация», « Коммуникация».

Цель: способствовать развитию речи как средство общения, расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного  обследования, описания их внешних характеристик.

Задачи:

1) Развивающая: развивать речь, память, мышление, способствовать сенсорному развитию.

2) Познавательная: закреплять знания детей о фруктах и овощах, формировать умение описывать фрукты и овощи по цвету, форме, вкусу, запаху; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку;  формировать представления о некоторых способах употребления в пищу фруктов и овощей.

3) Воспитывающая:  воспитание культурно - гигиенических  навыков;  привычки заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа:

1) Беседы "Какие бывают овощи и фрукты"; "Как их выращивают".

2) Чтение художественной литературы: р.н.с ."Мужик и медведь"; "Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу"; Г. Юдин " Как варить компот".

3)Отгадывание загадок, проговаривание  чистоговорок.

4)Д/игры:  "Найди овощ"; "Большой - маленький"; "Что лишнее"; "Фруктовый ларёк"; "Отгадай куда, что положить".

5)Лепка из теста овощей и фруктов.

6)Для родителей: сундучок для записок, где детям  вместе с родителями предложено нарисовать фрукт или овощ, на обратной стороне написать загадку и познакомить с ней ребёнка.

Материал: Натуральные плоды (по две каждого вида): морковь варёная, свекла  и картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоко, груша, лимон, апельсин, слива; корзина, банка с вареньем и бутыль с компотом из перечисленных выше фруктов; блюда, подносы, тарелки, разделочная доска, нож.

Перед началом занятия, воспитателем проводится чистоговорка.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ,

Будим мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща,

Нет свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи,щи-щи,

Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу,

Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ,

Не клади в кастрюлю хвощь!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу,

Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща,

Брат принёс домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи,

Поедим сначала щи.

Организация: Два, три стола, сдвинутые вместе и накрытые красивой скатертью. Дети сидят вокруг, перед каждым тарелочка.

Ход занятия:

 Входит хозяюшка с подносами овощей и фруктов.

Хозяюшка: Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам в гости и принесла фрукты и овощи.

(Достаёт два одинаковых блюда и пускает их влево и вправо по кругу)

Хозяюшка: Давайте с вами посмотрим, как они называются, опишем их по форме (круглые, удлинённые, продолговатые, острые и т.д.). Какая у них поверхность? (гладкая, шероховатая, в пупырышках, блестящая и т.д.). Какого они цвета? Какой запах?

Ответы детей.

Хозяюшка: На одно блюдо мы будем складывать овощи, а на другое фрукты.

Происходит рассматривание, а затем описание остальных плодов.

Хозяюшка следит за тем, чтобы дети тщательно обследовали их. Гладили: движениями рук повторяя форму плода; нажимали для определения твёрдости или мягкости; ощущали гладкость  или шероховатость кожуры; закрывали глаза, нюхая плод, чтобы лучше почувствовать запах.

Кладя плод на то или другое блюдо, дети уточняют: «Это овощ, положим его на блюдо к овощам. А это фрукт. Фрукты лежат на другом блюде»

Когда дети осмотрели все плоды, хозяюшка уточняет, где фрукты, где овощи. Обращает внимание детей на красоту каждого блюда.

Хозяюшка: Дети, а что можно приготовить из фруктов?

            Ответы детей (варенье, компот).

Хозяюшка: А из овощей, что можно приготовить?

            Ответы детей (салат, суп, соленье).

Хозяюшка: Что нужно сделать с овощами и фруктами, прежде, чем их                        использовать?

             Ответы детей (помыть)

Хозяюшка проводит гимнастику для глаз: "Отгадай загадку - найди картинку отгадку". (Нарисованные детьми и родителями картинки развешаны в разных частях комнаты выше уровня глаз детей).

Хозяюшка: Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы не называя ответ вслух, показывайте глазами на картинку отгадку.

Загадки:

1Само с кулачок,

Круглый бочок

Тронешь пальцами гладко

А откусишь - сладко (яблоко.)

2Я румяную матрёшку

 От подруг не оторву

 Подожду пока матрёшка

 Упадёт сама в траву (груша)

3В шкуре жёлтой,

 Кислый он.

 Называется..... (лимон)

4Сидит в темнице

 Красная девица,

 А коса на улице (морковь)

5Яркий, сладкий, налитой

 Весь в обложке золотой

 Ни с конфетной фабрики

 А из далёкой Африки   (апельсин)

6Прежде чем его мы съели

 Все наплакаться успели (лук)

7В огороде вырастаю

 А когда я созреваю

 Варят из меня томат

 В щи кладут и так едят  (помидор)

8Без окон, без дверей,

 Полна горница людей  (огурец)

9Лоскуток на лоскутке-

 Зелёные заплатки

 Целый день на животе-

 Нежиться на грядке  (капуста)

10Неказиста, шишковата

 А придёт на стол она

 Скажут весело ребята

 "Ну, рассыпчата, вкусна!"  (картофель)

11Красный пан

 В яму упал   (свёкла)

Хозяюшка: Молодцы дети. Вы слышите, кто-то к нам летит?

Залетает Карлсон с корзинкой.

Хозяюшка: Здравствуй Карлсон! Жаль, что ты опоздал. Ну да ладно, дети скажут тебе, где, что лежит на блюдах.

Рассказы детей.

Хозяюшка: Правильно, на одном блюде - овощи, на другом - фрукты. Но самое интересное впереди.

Физминутка «Урожай» (выполнение упражнений в соответствии с текстом)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, всё лето она  (наклоны головы вправо, влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора, собирать урожай (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна  (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась: (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось? (подняться на носочки, показать руками большой круг).

Карлсон: Я очень люблю фрукты и овощи. И предлагаю вам поиграть. Давайте разложим овощи по цвету: на одно блюдо - красные; на  другое - жёлтые; на третье - зелёные.

Вовремя игры Карлсон намерено совершает ошибку, дети исправляют её, называют цвета и оттенки (светло-зелёная капуста, ярко-красный помидор, желтовато - коричневая луковица и т.д).

Карлсон: Молодцы дети! А сейчас разложим овощи и фрукты по форме: круглые на одно блюдо; продолговатые на другое.

Дети во время игры проговаривают (круглая луковица, свекла; продолговатая морковь и т.д)

Карлсон: А сейчас самое интересное - по вкусу. На одно блюдо сладкие плоды, на другое несладкие.

Карлсон радуется, он любит всё сладкое и блюдо со сладкими плодами ставит поближе к себе

Хозяюшка: Карлсон, это не хорошо, дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Я сейчас буду резать плоды и всех угощать, и тебе тоже достанется. Дети, а что надо сделать, прежде чем использовать фрукты и овощи?

Ответы детей (помыть руки перед едой, помыть  фрукты и овощи.)

Хозяюшка режет морковь, каждому кладёт кусочек на тарелку, угощает Карлсона.

Хозяюшка: Морковь твёрдая, хрустит на зубах, значит она (ответы детей)... Правильно, сырая, неварёная.

Хозяюшка чистит варёную свеклу.

Хозяюшка: Посмотрите, сверху свекла серая, кожица не блестит, а внутри она тёмно-красная, блестящая.

Дети пробуют свеклу.

Дети: Да, она мягкая, легко жуётся, сладкая - значит варёная.

Так же дети пробуют и другие овощи и фрукты, характеризируют их.

Хозяюшка: Дети, а Карлсон пришёл к нам с корзиной, и не с пустой.

Карлсон: Да, я принёс вам гостинцы (достаёт банку с вареньем и бутыль с компотом).

Хозяюшка: Дети, мы попробуем это угощенье во время обеда.

Карлсон: И угадайте, из чего приготовлены эти сладости.

Дети благодарят Карлсона и приглашают его на обед.

Оценка занятия.

Хозяюшка: Я очень рада, что вы были внимательными, много знаете об овощах и фруктах, знаете, как они выглядят, что из них готовят и какую пользу они приносят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Королевство фруктов и овощей.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы....

Образовательная область «Познание» Тема: « Фрукты и овощи» Конспект непосредственно-образовательной деятельности. 2-я младшая группа.

Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощей, закрепить знания о месте их произрастания, учить выделять характерные признаки овощей и фруктов, продолжать воспитывать благодарные чувства к п...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Фрукты и овощи» Тема: "Фрукты и овощи"

Цель:   Создание условий для освоения и закрепления приемов  лепки (сплющивание, скатывание, вытя-гивание, вдавливание)....

Конспект НОД в средней группе с использованием нетрадиционного рисования (оттиск печатками половинок овощей и фруктов) на тему « Заготовка на зиму фруктов и овощей"

Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования с использованием оттиска, печатка половинок овощей и фруктов....

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Фрукты и овощи» Тема: "Фрукты и овощи"

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Фрукты и овощи» Тема: "Фрукты и овощи"...