Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (средней группы)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Дети дошкольного возвраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности,  них проявляется познавательный интерес отношения к окружающему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы

непосредственно образовательной

деятельности по формированию

целостной картины мира

(средней группы)

Одной из образовательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим их миром, обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и на занятиях, причём основная работа проводится именно в повседневной жизни, а на занятия выносится лишь наиболее сложный материал.

Семья.

В средней группе продолжается работа по воспитанию любви к маме, начатая в младшей группе. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребёнок может позаботиться о маме и о других членах семьи.

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья - это мама, папа, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим.

Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье - каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

Детский сад.

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая, по данной теме, необходимо показать детям прежде всего, что детский сад, похож на семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работают воспитатели, помощники воспитателей, объясняет, что делает медсестра.

Дети посещают занятия других групп. Воспитатель привлекает детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки, подмести участок и.т.д. Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада. Воспитатель учит детей ориентироваться на территории детского сада, обращает внимание на всё новое, что появляется на участке: посадили новые кусты, заасфальтировали дорожки и.т.д. Подводит детей к пониманию того, что всё вокруг сделано руками людей, причём люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

Родной город.

В средней группе детям ещё трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, проводя целевые прогулки воспитатель прежде всего знакомит детей с близлежащими улицами. Он обращает внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Проводя наблюдения, воспитатель постоянно говорит о названии города, и дети его запоминают.

Можно провести несколько занятий по знакомству с достопримечательностями родного города. Начать следует с самой главной достопримечательности. Это может быть центр города, откуда началась его история.

Наша Родина.

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной - вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Прежде всего воспитатель знакомит детей с природой России. Он показывает детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая, что Россия - страна красивая и большая. Он беседует с детьми о том, где они провели лето, и обращает внимание на то, что все дети были в разных городах, сёлах и видели, какая красивая наша страна.

Желательно показать детям красоту, созданную руками русских мастеров - это храмы, архитектурные памятники разных городов России и.т.д. Воспитатель подчёркивает, что всё это создано руками талантливых русских мастеров. Давно уже нет в живых этих людей, но другие мастера постоянно ремонтировали храмы и здания, поэтому они сохранились до наших времён и мы можем любоваться этой красотой.

В средней группе знакомят детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу приносят кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы. Воспитатель рассматривает с детьми костюмы, обращая внимание на некоторые названия - косоворотка, кокошник и.т.д.

Труд взрослых.

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Он напоминает, что в младшей группе дети узнали о работе воспитателя, помощника воспитателя, медсестры. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной.

Кроме этого необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии.

Предметный мир.

Предметы окружают ребёнка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание.

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами, дерево, металл, ткань и.т.д.

С этой целью проводят специальные занятия, для которых необходимо правильно подобрать наглядный материал. Знакомясь с различными материалами, ребёнок должен иметь возможность выделить их свойства. Поэтому у каждого ребёнка должен быть материал для обследования. Нельзя ограничиваться только демонстрацией свойств и качества материала.

Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. Это такие обобщающие понятия, как «посуда», «транспорт», классификация посуды - кухонная, столовая, чайная. У детей воспитывается умение, объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Главное не в том, чтобы ребёнок запомнил предметы, попадающие под то или иное обобщающее понятие, а в гом, чтобы он научился выделять общие для отдельных предметов признаки.


Тематическое распределение материала для детей

средней группы.

1. Тема: «Семья».

Беседа с детьми о родственных отношениях в семье: в семье ребёнок не только сын (дочь), но и внук (внучка), брат (сестра).

Чтение рассказа. Н. Артюховой «Трудный вечер» - забота о маме.

Беседа о младших членах семьи: как дети о них заботятся. Рассказывание сказки «Гуси - лебеди» и беседа по содержанию.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями на тему: «Ребёнок - член семьи».

2. Тема: «Детский сад».

Целевая прогулка по территории детского сада.

Посещение группы самых маленьких (группы раннего возраста).

Знакомство с работой старшего воспитателя. Беседа на тему: «Мой весёлый детский сад...» (оформление фотовыставки, фотомонтажа).

3. Тема: «Родной город».

Беседа о домашних адресах.

Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у каждого дома свой номер.

Занятие: «Мой родной город».

Рассматривание иллюстраций в книжном уголке о достопримечательностях родного города.

4. Тема: «Родная страна».

Беседа с детьми, где они отдыхали летом: «Давайте расскажем о нашей стране...».

Рассматривание иллюстраций о природе России. Рассматривание кукол в русских национальных костюмах.

Занятие: «Наша Родина - Россия». - Оформление с детьми выставки изделий народно-прикладного искусства.

5. Тема: «Труд взрослых».

Беседа с детьми о сотрудниках детского сада: воспитатель, няня, медсестра.

Экскурсия на почту (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта»).

Чтение рассказа С. Баруздина «Мамина работа». Целевое посещение прачечной детского сада. Беседа о работе сотрудников детского сада. Подчеркнуть заботу о детях.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Закрепление знаний о разных профессиях.

6. Тема: «Предметный мир».

Рассматривание предметов в группе: все предметы сделаны из разных материалов, у материалов разные свойства. Вспомнить свойства бумаги: напомнить о бережном отношении к книге. Знакомство со свойствами дерева и металла. Дидактическая игра «Из чего сделана?». Закрепление знаний о названиях материалов, из которых сделаны предметы.

Занятие на тему «Посуда». Знакомство с обобщающим понятием.

Дидактическая игра «Похож - не похож» (упражнять детей в умении группировать предметы по общему признаку.) Занятие «Знакомство со свойствами тканей» Занятие «Знакомство с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная».

Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий (посуда, транспорт, одежда, игрушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей....

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

НОД по формированиюцелостной картины мира "Хочу быть космонавтом!"

Занятие рекомендуется для детей подготовительной руппы. Дети отправляются на экскурсию в музей-космонавтики, где знакомятся с биографией первого космонавта, узнают много нового о современных...

Календарно-тематическое планирование "Формирование целостной картины мира" (средняя группа)

Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-доуг,огонь-враг». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛА» Г. ТУАПСЕ. ПОПОВА АКСИНЬЯ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь-доуг,огонь-враг». ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 31 «ГОЛУБАЯ СТРЕЛ...

НОД .Формирование целостной картины мира. (средняя группа) Тема: «В гости к Деду Природоведу». Прохождение экологической тропы осенью.

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представлен...