НОД .Формирование целостной картины мира. (средняя группа) Тема: «В гости к Деду Природоведу». Прохождение экологической тропы осенью.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Парфиненкова Лариса Владимировна

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. 

2. Побуждать детей к речевой активности. Развивать образное мышление, речевое внимание и память. Закрепить правильное и четкое произношение слов. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД .Формирование целостной картины мира.  (средняя группа)

Тема:  «В гости к Деду Природоведу». Прохождение экологической тропы осенью.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие»

Задачи:

1. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. («Познавательное развитие»).

2. Побуждать детей к речевой активности. Развивать образное мышление, речевое внимание и память. Закрепить правильное и четкое произношение слов. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя. ( «Речевое развитие»).

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание объектов экологической тропы.

Словесные: рассказ Деда Природоведа, вопросы- ответы.

Материалы и оборудование: Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Познавательная

Вопросы, обыгрывание проблемных ситуаций.

Коммуникативная

Речевые  ситуации, вопросы.

Художественно- эстетическая

Загадывание загадок

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент.

Ритуал приветствия «Доброе утро»

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и вместе сказать:

" Доброе утро!"- шёпотом, зевая, обычным голосом, прокричать.

Проговаривают слова приветствия - шёпотом, зевая, обычным голосом, прокричать.

Сформированы умения проговаривать слова приветствия.

2

 Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
   

Дед Природовед. Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
Дед Природовед. Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
 
Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

 
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
 

 Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три – к березе беги!
   
   
Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
   Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».
   
Дед Природовед. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
   
Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
   Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
   Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».
   
Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

   Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? Клумба, на которой растут астры, круглой формы.
   Дед Природовед приглашает детей пройти дальше по экологической тропинке.
   
Дед Природовед. Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)
   Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется „скворечник“. А где же птицы?»
   
Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
   
Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.
   Дед Природовед приглашает детей поиграть.
   
Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».
   Дед Природовед показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).
   Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.
   Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).
   
Дед Природовед. Дети, мне было очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
   Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Слушают стихотворение.

Дети бегают по опавшим листьям, слушают как они шуршат.

Дети бегут к березе.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают берёзу.

Рассматривают рябину.

Отвечают на вопросы.

Подходят к клумбе с цветами, рассматривают её.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Подходят к скворечнику, рассматривают его.

Отвечают на вопросы.

Следуют дальше по экологической тропе, находят пень, рассматривают его.

Отвечают на вопросы.

Играют в подвижную игру, соблюдая правила игры.

Дети прощаются с Дедом Природоведом, рассматривают подаренные им листочки, возвращаются в группу.

Дети включаются в образовательную деятельность, заинтересовываются.

Сформированы представления детей об осенних изменениях в природе.

Сформировано  бережное отношение к окружающей природе.

 

Развито образное мышление, речевое внимание и память. Закреплено правильное и четкое произношение слов.  

Развита диалоговая речь с педагогом в процессе ответов на вопросы.

Воспитаны дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарищей.

Продолжили развивать активный словарь детей.

Обеспечена потребность в движении.

3

Рефлексия.

-Ребята, где мы с вами сегодня были, кого встретили, что видели?

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, принимают активное участие в беседе.

Развито умение  анализировать, получать удовлетворение от полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (средней группы)

Дети дошкольного возвраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...

Календарно-тематическое планирование "Формирование целостной картины мира" (средняя группа)

Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....

Нод по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»

Конспект по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»...