Комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:«Как узнать птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зимина Наталья Николаевна
Комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:«Как узнать птиц» Разделы стандартов: развитие экологической культуры, развитие элементарных естественно-научных представлений, речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uznat_ptits.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:

«Как узнать птиц»

Разделы стандартов: 1) развитие экологической культуры,

развитие элементарных естественно-
научных представлений,

речевое развитие

Воспитатель: Зимина Н. Н.

Средняя группа

Цели занятия.

Образовательные: 1) связная речь: учить детей составлять с помощью воспитателя описательный рассказ по схеме (графическая модель); учить последовательному и полному рассказу об объекте; 2) звуковая культура речи: регулировать высоту голоса , рассказывать громко  понятно для окружающих; учить подбирать слова на заданный звук; 3) словарь и грамматика: закреплять в активном словаре названия, птиц; учить правильно по смыслу называть качественные характеристики; образовывать и правильно произносить существительные в родительном падеже, единственном и множественном числе; 4) образная речь: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Развивающие: обобщать у детей представления о многообразии птиц; о характерных особенностях их внешнего вида и поведения; развивать умение находить признаки сходства и различия и устанавливать причинно-следственные связи различного характера, наблюдательность, логическое мышление; опытническим путём закрепить знание детей о том, как птицы летают.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Диагностические: выявить умение детей систематизировать группы животных по внешним признакам (звери, птицы, рыбы, насекомые).

Материал к занятию: модели с изображением существенных признаков птиц; картинки с изображением диких и домашних птиц; муляжи зверей, птиц, рыб, насекомых; перья птиц; камушки; фонограмма «Голоса птиц в природе»; кукла; диагностические карты на классификацию животных на каждого ребёнка; цветные карандаши; фонограмма А.Журбина—Б.Заходера «Кто же такие птички?».

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, умеете ли вы отгадывать загадки? Хотите, я загадаю вам загадки? А вы
попробуйте отгадать. (После каждой отгаданной загадки вывешиваются карточки с изображением  птиц. Дальше детям предлагается образовать родительный падеж единственного числа и множественное число существительных).


1. Серая и чёрная,                        2. Чик-чирик!

Хитрая, проворная                           К зёрнышкам прыг!

На дереве сидит,                           Клюй, не робей!

Во все стороны глядит.               Кто это?...

Кто куда идёт -                                             (Воробей)

Кар-кар-кар - кричит. (Ворона)

Воспитатель. Дети,  как правильно сказать: одна - ворона, а две...? (вороны), много...? (ворон).
Один - воробей, два - ...? (воробья), много - ...? (воробьев). Давайте сравним по размеру и цвету ворону и воробья. (
Дид. упр. «Сравни ворону и воробья»)


3. Белые щёчки-синяя птичка,               4. Я по дереву стучу,

Остренький клювик -                                Червячка добыть хочу,

Собой невеличка,                                            Хоть и скрылся под корой.

Жёлтая грудка - это ...                                Всё равно он будет мой.

(Синичка)                                                                               (Дятел)

Воспитатель. А чем ещё питаются птицы? (Ответы детей).

5.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. А в какое время года можно увидеть эту птичку? (Ответы детей).
6. Эта хищница болтлива,                           7. Ходит важно, вперевалку,

Воровата, суетлива,                                          И воркует, и клюёт.

Стрекотунья-белобока,                              На асфальте, гру-гру-гру,

А зовут её...                                                      Много крошек соберу.

(Сорока)                                                                                   (Голубь)

8.Всю ночь летает,                                        9.Я на ёлке на суку

Мышей добывает,                                           Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку»

А станет светло—                                                                     (Кукушка)

Спать летит в дупло.

(Сова)                                                               11. Из Африки весною

10.На шесте-дворец,                                             Обратно к нам летят,

Во дворце-певец,                                             Под крышами из глины

А зовут его-...                                                        Гнёзда мастерят.

(Скворец)                                                                                 (Ласточки)

Воспитатель. Дети, а какие птицы прилетели с тёплых краёв? Почему они улетали?

(Ответы детей) ( Ребёнок читает стихотворение А.Плещеева «Сельская песня» )

Дид. словесная игра «Назовите птиц, название которых начинается на звук «С».

(Появляется игровой персонаж- кукла Катя)

Кукла Катя. Здравствуйте, дети. Кто это у вас на картинках? Жуки?

Воспитатель. Почему ты так решила, Катя?

Кукла Катя. Потому что у них- крылья, ноги.

Воспитатель. Ребята, права ли Катя? Кто это? (Птицы).

Кукла Катя. А как вы узнали? Научите и меня, пожалуйста.

(Вывешивается схема отличительных признаков птиц-клюв, голова, хвост, крылья, перо, ноги) Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Кате, как узнать птиц. Сколько у птиц крыльев? Ног? Какие ноги? Для чего им такие ноги? Птицы летают? Чем покрыто их тело? (Ответы детей) Кукла Катя. А, я поняла. Теперь я не спутаю птиц с другими животными. Так значит, это я птиц недавно фотографировала. Я принесла вам показать свои фотографии. (На столе выкладываются карточки-самолёт, стрекоза, бабочка, муха) Воспитатель. Ребята, права Катя? (Ответы детей)

Кукла Катя. Как же? Они же все летают, у них есть клюв, крылья, хвост-значит они -птицы.

Воспитатель. Ребята, так что же на фотографиях? (Ответы детей)

Давайте поиграем в одну игру и расскажем Кате, как можно ещё узнать птиц.

Дид. игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель. Ребята, а как называются детки у птиц?(Ответы детей)А из чего появляются

птенчики? (Ответы детей) (Вывешивается карточка-схема «Яйцо»)

Воспитатель. Давайте поиграем с пальчиками. Хотите?

Пальчиковая игра. «Улетела птица-мать малышам жучков искать».

Воспитатель. Вот какой птичий домик мы сделали из пальчиков. А какие ещё птичьи домики вы знаете? (Вывешиваются карточки-дупло, гнездо из веток, скворечник,  гнездо ласточки. Ответы детей).

Воспитатель. Правильно. Это домики диких птиц. А где живут домашние? (курятник, гусятник, утятник, индюшатник) (Вывешиваются карточки «Домашние птицы»)

Почему они называются домашними? Как называются птенцы домашних птиц?

(Образование родительного падежа единственного числа и множественного числа

существительных-цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок). Кто кормит этих птиц и чем? (Ответы детей— они живут на птичьем дворе, возле дома человека, не боятся людей, люди их кормят пшеном, зерном, семечками, фруктами)

Воспитатель. Давайте сравним лапки у гуся, утки и курицы. Почему у них лапки разные? Для

чего им такие лапки? (Ответы детей). Ребята, вы не устали? Хотите поиграть на коврике вместе с куклой Катей? Пойдём, Катя, с нами.

Физминутка. Руки подняли и помахали-                                                   Плавно руками помашем-

                         Это деревья в лесу,                                                               Это к нам птицы летят.

                         Локти согнули, кисти встряхнули-                               Как они сядут-покажем:
                        Ветер сбивает росу.                                                               Крылья сложили назад.

Воспитатель. А как домашние птицы помогают людям? Какую пользу приносят? (несут яйца, люди кушают мясо птиц, из перьев делают подушки, новогодние маски). А ещё птицу можно узнать по перьям и по их размеру.

Дид. упражнение «Чьё перышко?» (Сравнение перьев гуся и павлина)

Воспитатель. Птицы могут летать по воздуху, они очень лёгкие и помогают летать им—перья. Хотите, проведём сейчас один опыт и узнаем, почему так происходит? (Да).

Опыт «Лёгкий-тяжёлый» (сравнение камушка и перышка)

(Каждому ребёнку раздаётся поднос с камушком и перышком).

Воспитатель. Ребята, возьмите в одну ладошку-камушек, в другую-пёрышко. Теперь «взвесьте» их и сравните. Чувствуете, какое перышко лёгкое, совсем невесомое. А теперь подуйте на перья снизу вверх, чтобы они взлетели. Вывод: так как тело птиц покрыто лёгкими перьями, то сами птицы – тоже  лёгкие и им легко летать по воздуху.

Кукла Катя. А я знаю, как ещё можно узнать птиц. По голосу. Угадайте, кто так кричит.

Игра на звукоподражание голосам птиц ( курица, петух, гусь, утка). (Ответы детей).

Воспитатель. А хотите послушать, как поют дикие птицы в лесу? Давайте отправимся в лес. Психогимнастика «Прогулка в летний лес» (Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003, с.25) (Звучит фонограмма «Голоса птиц в природе»)

Дид. упражнение «Узнай птицу по голосу» ( фонограмма голоса кукушки )

( На доске добавляются карточки-схемы: цвет, дикие или домашние, домик, еда.) Воспитатель. А кто хочет рассказать Кате, как можно узнать птичку? (Ребёнку предлагается выбрать карточку и составить итоговый описательный рассказ по схеме).

Воспитатель. А сейчас поиграем в одну интересную игру. Хотите? (Да)

Дид. игра «Чудесный мешочек» (на классификацию животных—рыб, птиц, зверей и насекомых с использованием муляжей).

Воспитатель. Теперь ты, Катя, научилась различать животных и узнавать птиц? А чтобы ты не забыла, ребята тебе нарисуют и подарят свои работы.

Диагностическое задание (№ 7, Воронкевич О.А. Рабочая тетрадь, ч. 2, с. 27)

(дети выполняют задание под фонограмму А.Журбина-Б.Заходера «Кто же такие птички?»)

Кукла благодарит детей и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное итоговое логопедическое занятие "Зимнее приключение со Снеговиком"

Это занятие для детей старшей группы с ОНР. В него включены все компоненты логопедической работы за первое полугодие. Каждый этап занятия продуман и представлен в форме игр и упражнений в интересной и...

Итоговое диагностическое занятие по грамоте в подготовительной к школе группе

Выявить уровнь усвоения знаний детьми по обучению грамоте....

Конспект итогового занятия по теме «Весна. Перелетные птицы»

Итоговое занятие направленное на уточнение и закрепление знаний детей о перелетных птицах....

План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»

Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с  представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОКОРМИ ПТИЦ»

Программное содержание: учить узнавать по внешнему виду и называть птиц; закреплять знания о поводках птиц; формировать желание заботиться о птицах в зимний период; закреплять количественный и порядко...

КОНСПЕКТ НОД познавательное развитие ТЕМА «КАК УЗНАТЬ ПТИЦ»

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.  Большинство совре...

Комплексное итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе "Скоро в школу!"

Тема: «Скоро в школу!» Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью дидактического материала и речевых игр. Программное содержание:*совершенствовать на...