Проектная деятельность в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру по теме

Павлова Вера Александровна

Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.

   Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подход.

   Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

  Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

  Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

 

   Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

 

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

 

 

  Проектная деятельность дошкольников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития детей, она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

 

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой

 

 

Тема проекта: «УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА».

Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы, их родители.

Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Цель проекта: Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.

Задачи:

• Расширять представления детей об истории родного города.

• Познакомить с различными источниками получения информации.

• Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

 

Ресурсы:

• Созданы дидактические игры, которые позволяют решать ряд познавательных задач;

• Презентация о Гатчине;

• Книги о Гатчине, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.

 

Время реализации проекта:

Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.

Ожидаемые результаты:

Для детей: расширение знаний об истории родного города; самореализация.

Для педагогов: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями

Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями,

 

Мероприятия:

  1. Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».
  2. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
  3. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
  4. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

 

I этап – подготовительный

 

• Вызвать у родителей интерес к проекту «Улицы нашего города»;

• Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Моя Гатчина родная»;

• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.  .

 

II этап – основной

 

1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

• Познакомить детей с проектом «Улицы нашего города», 

• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов.  

2. Музыкальное занятие «Экскурсия по городу»

• Развивать интерес к родному городу через разучивание песен;

• Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;

• Поддерживать познавательный интерес к истории родного города. 

3. Экскурсия по близлежащим улицам.

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии.

4. Занятия «Чьи имена носят наши улицы». Просмотр презентации, фотографий.

• Закрепить знания детей о городе;

• Познакомить детей с историей гатчинских улиц;

• Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков.

5. Дидактические игры: «Экскурсия по городу» (на материале фотовыставке). «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города).

• Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

• Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы.

6. Посещение Гатчинского дворца -  музея.

• Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

• Поддержание интереса к проекту;

• Развитие умения слушать и запоминать информацию.  

7. Посещение библиотеки.

• Рассматривание иллюстраций в книгах о Гатчине;

• Знакомство с выставкой «Моя Гатчина»;

• Отбор литературы о Гатчине

8. Игра «Путешествие по городу».

• Закрепить знания детей по теме «Улицы города»;

• Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

9. Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

• Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

10. Рисование «Улицы нашего города».

• Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;

• Воспитание интереса к рисованию..

11. Вечер стихов о Гатчине.

• Воспитывать интерес о литературе, поэзии, стихам о родном городе;

• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.

12. Викторина «Наш город».

• Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

• Вызвать желание соревнования у детей и родителей.

 

3 этап – итоговый

14. Презентация проекта на итоговом педсовете:

• Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка;

• Воспитывать интерес к истории своего города.

15. Презентация альбома «Моя Гатчина родная».

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома «Моя Гатчина родная»;

• Уметь рассказать о своей улице;

• Воспитывать у детей чувство гражданственности, нравственности.  

16. Презентация выставки рисунков «Улицы нашего города».

17. Презентация рукописной книги «Мой любимый город»

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании книги рукописной «Мой любимый город».

• Уметь рассказать о своей страничке в книге;  

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gatchina_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы, их родители.

Тема проекта: «УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА».

Актуальность проекта: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Цель проекта: Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.

Задачи:

• Расширять представления детей об истории родного города.

• Познакомить с различными источниками получения информации.

• Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Ресурсы:

• Созданы дидактические игры, которые позволяют решать ряд познавательных задач;

• Презентация о Гатчине;

• Книги о Гатчине, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.

 

Время реализации проекта: 

Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.

Ожидаемые результаты: 

Для детей: расширение знаний об истории родного города; самореализация.

Для педагогов: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями

Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями,

Мероприятия:

  1. Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».
  2. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
  3. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
  4. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

I этап – подготовительный

• Вызвать у родителей интерес к проекту «Улицы нашего города»;

• Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Моя Гатчина родная»;

• Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте.  .

II этап – основной

1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

• Познакомить детей с проектом «Улицы нашего города»,  

• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов.  

2. Музыкальное занятие «Экскурсия по городу»

• Развивать интерес к родному городу через разучивание песен;

• Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;

• Поддерживать познавательный интерес к истории родного города.  

3. Экскурсия по близлежащим улицам.

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии.

4. Занятия «Чьи имена носят наши улицы». Просмотр презентации, фотографий.

• Закрепить знания детей о городе;

• Познакомить детей с историей гатчинских улиц;

• Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков.

5. Дидактические игры: «Экскурсия по городу» (на материале фотовыставке). «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города).

• Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

• Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы.

6. Посещение Гатчинского дворца -  музея.

• Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

• Поддержание интереса к проекту;

• Развитие умения слушать и запоминать информацию.  

7. Посещение библиотеки.

• Рассматривание иллюстраций в книгах о Гатчине;

• Знакомство с выставкой «Моя Гатчина»;

• Отбор литературы о Гатчине

8. Игра «Путешествие по городу».

• Закрепить знания детей по теме «Улицы города»;

• Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

9. Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

• Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

10. Рисование «Улицы нашего города».

• Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;

• Воспитание интереса к рисованию..

11. Вечер стихов о Гатчине.

• Воспитывать интерес о литературе, поэзии, стихам о родном городе;

• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.

12. Викторина «Наш город».

• Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

• Вызвать желание соревнования у детей и родителей.

 

3 этап – итоговый

14. Презентация проекта на итоговом педсовете:

• Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка;

• Воспитывать интерес к истории своего города.

15. Презентация альбома «Моя Гатчина родная».

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома «Моя Гатчина родная»;

• Уметь рассказать о своей улице;

• Воспитывать у детей чувство гражданственности, нравственности.  

16. Презентация выставки рисунков «Улицы нашего города».

17. Презентация рукописной книги «Мой любимый город»

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании книги рукописной «Мой любимый город».

• Уметь рассказать о своей страничке в книге;  

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...