Опыт работы по теме "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности"
материал по окружающему миру на тему

Роскошная Наталия Игоревна

Хочу поделиться своим опытом работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:  

                                                                                                                      «Русская народная игрушка, как средство формирования и                          развития личности ребенка»

        

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина

Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке «Русская Матрешка».

Для решения данной проблемы было проведено анкетирование среди родителей по теме: «Русская матрешка». Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д.

После этого перед собой я поставила несколько задач:

- провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме;

- как появилась первая матрешка;

- почему ее так назвали;

- основные промышленные центры по изготовлению матрёшек;

- какие бывают матрешки.

Совместно с родителями  были собраны альбомы, книги, иллюстрации, матрешки. Изготовлен ряд дидактических игр. Родители с большим интересом приняли участие в этой работе.

Работая по данной теме,  мною был разработан перспективный план работы с детьми по знакомству детей с матрешками,  учитывая их возрастные особенности.

В младшей группе была поставлена задача познакомить детей с матрёшкой, как с народной игрушкой. Матрешка была нам доброй подружкой, она приходила к нам в гости, участвовала в режимных моментах. Дети радовались ее приходу, замечали ее красоту, играли с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Разучивали потешки, стихи, слушали веселые частушки.

В средней группе была поставлена задача – познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества. Мы познакомились с самой первой матрешкой – Загорской. Возраст ее более ста лет. Она изображала девочку в сарафане с черным петухом, состояла из 8 кукол. Загорская матрешка  добротная, крутобокая, устойчивая по форме кукла-труженница. Существует много версий происхождения названия «матрешка». Но для детского понимания ближе и понятней что она получила свое название от старинного русского имени Матрена, Матрёнушка. Для этого мы провели непосредственно образовательную деятельность: «В гости к нам пришла Матрёна». Дети с интересом узнали, что матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Дети сравнивали расписную и нерасписную матрешку, познакомились с росписью Загорской матрешки. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды.

В старшей группе была поставлена задача познакомить детей с семёновской матрешкой. Семёновская матрешка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Она появилась позже, в 20-х годах 20-го столетия и отличается от Загорской более яркими красками. Мастера села Семенова украшают ее фартук ярким букетом малиновых или  красных цветов. В росписи отражено влияние близкой Хохломы – травка, цветы, листья.

В подготовительной группе я планирую познакомить детей с Полхов-Майданской и Вятской матрешкой.

В 30-х годах 20-го столетия появился еще один знаменитый Полхов-Майданский промысел.  Мастера Полхов-Майдана придумали свою матрешку, она отличается вытянутыми пропорциями, похожими на кеглю, голова небольшая. У нее нет таких конкретных деталей как руки, сарафан, фартук. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью, в  основном цветами шиповника.

Четвертый вид традиционного народного промысла Вятская (Кировская) матрешка. Помимо традиционной росписи в ее оформлении используется оригинальный технологический прием – инкрустация соломкой. Соломка используется только ржаная, которая выращивается на специальных участках и срезается серпом вручную.

Загорск, Семенов, Полхов-Майдан и Вятка являются основными традиционными центрами по изготовлению матрешек. Остальные матрешки – авторские. Они не имеют определенного стиля росписи и выполнены профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В росписи используются мотивы сказок, пейзажи, портреты знаменитых людей, животных и т.д.

Подводя итог, я  могу сказать, что русская матрешка – это символ России. В ее содержании, форме, декоре отразилось представление о мире, добре и красоте.

Русская матрешка – настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....

"Народная игрушка ,как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста"

Данная статья направлена на усиление внимания педагогов к выбору народной игрушки при взаимодействии с детьми дошкольного возраста. Народная игрушка лучше всего поможет ребенку ощутить причасность к к...

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

Консультация для педагогов "Народная игрушка" как средство формирования гражданственности у ребенка.

quot;Народная игрушка" как средство формирования гражданственности у ребенка....

Педагогический опыт по теме «Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»

Муниципаотный конкурс "Педагог года города Югорска". Педагогический опыт по теме "Ранняя проессиональная ориентация как средсво формирования культуры безопасности личности детей дошколь...

Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)

Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и  развития личности  ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...

Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка

Народная  игрушка как средство формирования и развития личности ребенка...