Педагогический опыт по теме «Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему

Волкова Ирина Александровна

Муниципаотный конкурс "Педагог года города Югорска". Педагогический опыт по теме "Ранняя проессиональная ориентация как средсво формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx173.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс  «Педагог года города Югорска»

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Волковой Ирины Александровны

«Ранняя профессиональная ориентация  как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»

   

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….................................4

Глава 1. Состояние проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста

1.1. Основные направления ранней профориентации……………………………………...………….6

1.2. Пути реализации задач профориентационной работы……………………………………...…….8

Глава 2. Теоретические подходы к формированию культуры безопасности личности детей дошкольного возраста.

2.1. Современные подходы к пониманию культуры безопасности личности………….…………....11

2.2. Особенности формирования культуры  безопасности  личности  детей у дошкольного возраста…………………………………..……………………………………………………………….13

Глава 3. Система работы по формированию культуры безопасности личности дошкольников посредством ранней профессиональной ориентации.

3.1. Развивающая предметно – пространственная среда……………………………………………...15

3.2. Технологии и формы организации образовательного процесса…………………………………17

3.3. Взаимодействие участников образовательных отношений………………………………………22

Глава 4. Результативность внедрения педагогического опыта……………………………………….24

Заключение…………………………………………………..…………………………………………...28

Список литературы………………………………………..……………………………………………..29

Кораблю безопасней в порту, но он для этого не строился.

Грейс Хоппер

Введение

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Известно, что деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Но мы сходимся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Актуальность и обоснованность

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации (п.4.6.): ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен выбирать себе род занятий. Пункт 2.6.  - содержание Программы должно обеспечивать формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Весьма привлекательным и перспективным направлением дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики является определение возможностей реализации ранней профориентации детей дошкольного возраста как эффективного инструмента формирования культуры безопасности личности через представления о нормах и правилах охраны труда, правил безопасности для других людей.

Жизнь человека во все времена – в далеком прошлом, настоящем и непредсказуемом будущем – тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением. Любая деятельность человека потенциально опасна.

Основы культуры безопасности личности начинают формироваться в первые годы жизни человека: ребенок познает что такое хорошо и что такое плохо. Помимо базовых основ безопасности личности, ребенок получает начальные представления о безопасности общества и государства. Обычно дети старшего дошкольного возраста уже знают, что: у каждого государства есть границы, которые охраняются пограничными службами; природные ресурсы подлежат бережному и рациональному использованию; значимые объекты искусства и культуры надежна хранятся в музеях, выставочных зала; все образованные и воспитанные люди стараются соблюдать нормы этикета, правила дорожного движения, умеют работать в команде, соблюдают технику безопасности в быту, в бытовой жизни, во время отдыха.

Ведущая идея педагогического опыта заключена в организации и обеспечении взаимопроникновения ранней профориентации и культуры безопасности личности, неразрывной связи этих областей жизнедеятельности человека.

Целью данного опыта является создание педагогических условий для формирования культуры безопасности личности через раннюю профессиональную ориентацию.

Задачи: 

1. Изучить уровень сформированности компонентов  культуры безопасности личности детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать систему работы по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную ориентацию.

3. Апробировать систему работы по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную ориентацию.

4. Оценить результативность педагогического опыта.

5. Обобщить и представить педагогический опыт.

Планируемые результаты педагогического опыта:

- разработана система  мониторинга, позволяющая определить уровень сформированности компонентов  культуры безопасности личности детей старшего дошкольного возраста;

- разработана система  работы по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную ориентацию;

- увеличена доля воспитанников, обладающих высоким уровнем сформированности  компонентов  культуры безопасности личности;

-   увеличена доля воспитанников, выражающих четкое профессиональное самоопределение.


Глава 1. Состояние проблемы ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

1.1. Основные направления ранней профориентации

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Известно, что деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Но мы сходимся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации (п.4.6.): ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен выбирать себе род занятий. Пункт 2.6.  - содержание Программы должно обеспечивать формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профессиональная ориентация дошкольников это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

1.2. Пути реализации задач профориентационной работы

Вопрос о целесообразности осуществления ранней профориентации в период дошкольного детства носит дискуссионный характер. Анализ научных исследований по данной проблематике показал следующее. В настоящее время достаточно хорошо изучены психолого-педагогические и прикладные аспекты проблемы трудового воспитания и организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, определены специфические характеристики детского труда, разработаны и описаны технологии приобщения дошкольников к труду (технология воспитания трудовой активности дошкольников; технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи; технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде; технология организации досуговой деятельности дошкольников на материале детского труда и др.) Во многих современных исследованиях находим указание на необходимость модернизации традиционных подходов к проблеме трудового воспитания, обусловленную, во-первых, возрастающей степенью технологизации всех сфер человеческой деятельности, а во-вторых, влиянием экономического кризиса на социальную составляющую нашей жизнедеятельности.

Оценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, следует отметить, что важнейшим ее результатом станет формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств (ответственности, социальной активности, коммуникативности, самостоятельности), способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека.

Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и др.

Нам импонирует идея Н.Н. Колмогорцевой о том, что для формирования «ориентировочной основы» выбора профессии необходимо формировать представления о личностных чертах профессионала. Интерпретация данной идеи в системе дошкольного образования также возможна посредством формирования позитивного образа профессионала (профессионального типажа, стереотипа), эмоционально положительного отношения к нему.

Когнитивный компонент процесса ранней профориентации связан с формированием профессиональной составляющей образа мира дошкольника. Образ мира трактуется сегодня не только как многоуровневая система представлений о мире, других людях, о себе и своей деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), но и как система отношений человека к миру (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Смирнова). В этом случае ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний, представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.

Принимая во внимание данные положения, отмечаем, что модель ранней профориентации обязательно включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками для ребенка дошкольного возраста являются:

- игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования технических моделей и макетов, игрушек-трансформеров, игрушек-самоделок);

- продуктивная творческая деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, театра, художественной литературы, кино, анимации не столько для формирования у дошкольника системы представлений о трудовой деятельности человека и профессиях, сколько для включения ребенка в процесс целенаправленной деятельности с достижением конкретного результата, а также для формирования специальных технологических умений);

- познавательно-исследовательская деятельность (использование проектной деятельности для формирования опыта трудовой деятельности дошкольника).

Данную модель можно охарактеризовать как комплексно-тематическую модель организации образовательного процесса в детском саду. Ее преимущества заключаются в следующем:

- в представлении ребенку знания в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме;

- в возможности реализации темы в различных видах детской активности («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.);

- в необходимости использования технологии партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый».

 

Традиционно в дошкольной педагогике при ознакомлении с той или иной профессией знакомят с содержанием, которое можно представить с виде следующего алгоритма:

1. Название профессии, место (здание).

2. Специальная одежда, оборудование, инструменты.

3. Трудовые действия данной профессии.

4. Особенности характера, свойства личности, требуемые для человека данной профессии.

5. Результат труда.

6. Профессия в прошлом, настоящем и будущем.

7. Правила охраны труда, безопасность.

8. Правила безопасности в данной производственной  сфере для других людей.

Для реализации содержания данного алгоритма традиционно используется игровая деятельность:  сюжетно-ролевые и дидактические игры, экскурсии, встречи с людьми разных профессий. Следует отметить, что пункты 7 и 8 вышеназванного алгоритма, как правило, рассматриваются педагогами вне контекста соответствующей профессии. Однако, в настоящее время одним из актуальных направлений системы образования является безопасность жизнедеятельности.

В связи с этим считаем, что весьма привлекательным и перспективным направлением дальнейшего развития работы в рамках заявленной проблематики является определение возможностей реализации ранней профориентации детей дошкольного возраста как эффективного инструмента формирования культуры безопасности личности через представления о нормах и правилах охраны труда, правил безопасности для других людей.

Глава 2. Теоретические подходы к формирование культуры безопасности личности детей дошкольного возраста.

2.1. Современные подходы к пониманию культуры безопасности личности  

Жизнь человека во все времена – в далеком прошлом, настоящем и непредсказуемом будущем – тесно связана с разными опасностями, их предвидением и преодолением. Любая деятельность человека потенциально опасна.

К основным объектам безопасности относятся: личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность). Исходя из широкого понятия о безопасности  и разнообразии ее объектов, можно выделить следующие виды безопасности:

- международная

- государственная

- национальная

- политическая

- социальная

- экономическая

- безопасность жизнедеятельности человека

- безопасность личности

- информационная

- экологическая

- космическая

-- климатическая

- геологическая

- дорожного движения

- транспортная

- пожарная

- техническая

- техника безопасности

- военная

- пограничная

- санитарная

- инфекционная

- вирусная и др.

С развитием общества, его экономики и других сфер жизнедеятельности человека, количество видов безопасности продолжает расти.

Безопасность жизнедеятельности человека понимается как обеспечение сохранности и минимизация риска от угроз для жизни и здоровья человека. Безопасность личности – состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; защита жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод. Таким образом, безопасность личности  - это более широкое понятие, которое вбирает в себя безопасность жизнедеятельности как важную составляющую часть.

Основы культуры безопасности личности начинают формироваться в первые годы жизни человека: ребенок познает что такое хорошо и что такое плохо. Помимо базовых основ безопасности личности, ребенок получает начальные представления о безопасности общества и государства. Обычно дети старшего дошкольного возраста уже знают, что: у каждого государства есть границы, которые охраняются пограничными службами; природные ресурсы подлежат бережному и рациональному использованию; значимые объекты искусства и культуры надежна хранятся в музеях, выставочных зала; все образованные и воспитанные люди стараются соблюдать нормы этикета, правила дорожного движения, умеют работать в команде, соблюдают технику безопасности в быту, в бытовой жизни, во время отдыха.

Исходя из видов детской деятельности, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и сферы их жизнедеятельности, нами были выделены следующие виды безопасности для детей дошкольного возраста:

- витальная (жизнь и здоровье ребенка)

- социальная

- экологическая

- дорожная

- пожарная

- информационная.

2.2. Особенности формирования культуры безопасности личности у детей дошкольного возраста

Анализ педагогических исследований по данной проблематике показал следующее. Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программ и методических рекомендаций, оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Основные разделы методических пособий основаны не на видах безопасности, а скорее на видах детской деятельности, либо на сфере жизнедеятельности ребенка:

- Ребенок и другие люди (деятельность - общение)

- Ребенок и природа (сфера жизнедеятельности)

Ребенок дома (сфера жизнедеятельности)

Здоровье ребенка (деятельность по самообслуживанию)

Эмоциональное благополучие ребенка (общение)

Ребенок на улице (сфера жизнедеятельности)

Таким образом, при попытке деления содержания на разделы, авторы не придерживаются четкой классификации видов детской безопасности.

Авторы методических пособий и программ нацеливают на то, что их реализация в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы методических приемов, материалов, оборудования должен определяться конкретными условиями. Так, безопасность на улице прежде всего актуальна для детей, живущих в городских условиях, а не в сельской местности, поэтому соответствующему разделу в городских детских садах уделяется времени и внимания больше. Целесообразно в соответствии с основными направлениями содержания программы оценить, что уже сделано, а затем наметить план дальнейшей работы. В одних детских садах уже эффективно ведется работа по физическому развитию детей, укреплению здоровья; в других давно уделяется большое внимание правилам дорожного движения, и в помещении или на участке есть соответствующие тренировочные зоны. Поэтому вначале необходимо провести анализ того, что из содержания программы уже входит в те или иные занятия и виды деятельности, и после этого разработать перспективный план работы. В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми не может быть предложено единой модели планирования педагогической работы. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (имеющиеся специалисты, используемые программы и методики, материальная база), а также более широкие — климатические, социокультурные и другие региональные особенности.

Надо также иметь в виду, что целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице — оказание первой помощи — инвалидность), если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного или неправильного поведения на улице. Основные методы и приемы, которые выделяют авторы методических пособий по безопасности жизнедеятельности: беседы, тренинги, творческие задания, работа с рабочими тетрадями.

Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Глава 3. Система работы по формированию культуры безопасности личности дошкольников посредством ранней профессиональной ориентации

Проанализировав состояние проблемы в современных исследованиях, мы пришли к выводам:

- при попытке деления содержания по безопасности на разделы, авторы не придерживаются четкой классификации видов детской безопасности;

- для реализации содержания по профориентации традиционно используется игровая деятельность, экскурсии, встречи с людьми разных профессий; не используются современные технологии;

- правила охраны труда, безопасность, правила безопасности в данной производственной  сфере для других людей, как правило, рассматриваются педагогами вне контекста соответствующей профессии.

Таким образом, формирование культуры безопасности личности дошкольников и ранняя профессиональная ориентация, как правило идут параллельно друг другу, либо пересекаются от случая к случаю. Необходимо создание системы работы по формирование культуры безопасности личности дошкольников посредством ранняя профессиональная ориентация. Успешность проектирования такой системы непосредственно связана с решением проблемы поиска необходимых педагогических условий их реализации. Этот значит, что нужно найти такие формы и подходы, которые будут наиболее эффективными, направить усилия педагогов и родителей в единое русло, чтобы, в конечном счете, положительно повлиять на формирование культуры безопасности личности каждого ребенка в соответствии с его возрастом и возможностями.

3.1. Развивающая предметно-пространственная  среда

Создание развивающей предметно-пространственной  среды является необходимым условием для формирования культуры безопасности личности дошкольников. Традиционно для ознакомления с профессиями в групповом пространстве располагаются центры (уголки, зоны), с необходимой атрибутикой, которая подталкивает ребенка на развитие сюжетно-ролевой игры. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Нами было внесено изменение в организацию игровых центров детей старшего дошкольного возраста. Все групповое пространство было разделено на несколько крупных «Центров», подобрано современное наименование и подобран перечень современных профессий к ним.

Традиционное название зон (уголков)

Наименование центра

Перечень профессий

Книжный уголок

Библиотечно - информационный центр

Библиотекарь

Программист

Дизайнер

Специалист по рекламе

Музыкальный или театрализованный центр

Телевизионный центр

Музыкант

Артист

Звукорежиссер

Режиссер

Костюмер

Дирижер

Кукловод

Декоратор

Дизайнер

Хореограф

Телеведущий

Гараж (игровой уголок для мальчиков)

Центр автотехосблуживания

Автомеханик

Автослесарь

Работник заправки

Кассир

Парикмахерская

Салон красоты

Ногтевой мастер

Парикмахер

Стилист

Визажист

Магазин

Торгово – развлекательный центр

Кассир

Менеджер по продажам

Дизайнер

Фотограф

Аниматор

Спортивный уголок

Центр спорта

Тренер

Инструктор по спорту

Билетер

Спортсмен

Звукорежиссер

Уголок природы

Экологический центр

Цветовод

Кинолог

Садовник

Лаборант

Зоотехник

Ветеринар

Уголок изобразительной деятельности

Арт - студия

Дизайнер

Художник

Архитектор

Скульптор

Мультипликатор

Уголок дежурства также был нами преобразован. Вместо традиционных видов дежурств, нами были подобраны наименования профессий, трудовым действиям которых соответствуют виды дежурств. А также введены новые виды трудовых поручений, соответствующие профессиям.

Традиционный вид дежурства

Наименование профессии

Трудовые поручения

Дежурство по столовой

Официант

Накрывать столы к приему пищи

Дежурство по уголку природы

Цветовод

Метеоролог

Ухаживать за растениями

Наблюдать за погодой

Дежурный по занятиям

Учитель

Проверка готовности раздаточного материала

-

Доктор

Проверять чистоту  рук

3.2. Технологии и формы организации образовательного процесса

С целью реализации принципа систематичности и последовательности при планировании работы по  формированию культуры безопасности личности дошкольников посредством ранней профессиональной ориентации, было разработано календарно-тематическое планирование работы на год для детей старшего дошкольного возраста. Данные  календарно – тематические планы реализуются в совместной деятельности взрослого и детей по всем образовательным областям.

Также разработаны сценарии непрерывной образовательной деятельности.

Широко используется технология проектно-исследовательской деятельности. Были реализованы проекты «Опасные предметы на кухне», «Моя будущая профессия», «Мой приятель – светоотражатель», «Стань заметней на дороге в темноте».

Особое место в формировании культуры безопасности личности дошкольников занимает дорожная безопасность, т.к. в августе 2017г. благодаря усилиям шефствующей организации УТТиСТ на территории учреждения был создан детский автогородок.  Площадкой для апробации автогородка стал отряд юных инспекторов движения, который был создан в учреждении с сентября 2017 года на базе подготовительной группы №10. Отряд ЮИД реализовал план работы  в полном объеме.

На протяжении многих лет (с 2006 года) в нашем дошкольном учреждении используется технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (Общая теория сильного мышления – Н.Н.Хоменко (далее ОТСМ) и Теория решения изобретательских задач – Г.С. Альтшуллер (далее ТРИЗ), где в качестве наглядного материала используется большое количество моделей, схем, символов, знаков.

Данная технология применяется нами при реализации всех образовательных областей. При анализе данной технологии на предмет соответствия ФГОС нами было обнаружено, что данная технология в полной мере позволяет реализовать принципы, условия и сформировать целевые ориентиры у дошкольников, обозначенные в ФГОС, а также обеспечить системно-деятельностный подход. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений. Таким образом, ТРИЗ -  педагогика может с успехом использоваться и при формировании основ культуры безопасности личности.

В технологии ОТСМ – ТРИЗ более двадцати моделей и алгоритмов. Мы предполагаем, что с целью формирования основ культуры безопасности личности посредством ранней профориентации, возможно использование следующих:

- модель «Объект – имя признака – значение имени признака»

- составление рифмовок и загадок

- морфологическая таблица

- круги Луллия

- системный оператор

- дихотомия: пространственная, числовая «Да-нет»

- составление загадок

- формулировка вопросов

Рассмотрим некоторые модели подробнее.

1. Модель «Объект – имя признака – значение имени признака». Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки. Так и любая профессия  и любой объект, связанный с профессией.

    Сравнение профессий и их атрибутов по признакам: материал, цвет, части, величина, форма (плоскостные, объемные) и др.

   

2. Плоскостная или линейная «Да-нет-ка» (вертикальная, горизонтальная)

    Игра «Да-нет» - главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска. На ее основе разработаны тренинги в разных предметных областях.

На ряду с формированием понятий, связанных с ориентацией в пространстве, использую эту игру и в ознакомлении с профессиями.

Игровая задача: отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.

Алгоритм сужения поля поиска в пространстве:

  1. Ведущий загадывает предмет, расположенный в каком-либо пространстве (линейном, плоскостном, объемном).
  2. Вводятся правила игры: нельзя перечислять объекты; при поиске обязательно использовать слова, обозначающие местонахождение объекта в пространстве.
  3. Играющие задают вопросы, сужающие поле поиска в пространстве (механизмом сужения является отсечение части пространства – находим серединку, отсекаем половинку).
  4. Выигрывают те, кто выйдет на загаданный объект, задав наименьшее количество вопросов.

   

3. Круги Луллия – это приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны.

Круги Луллия можно использовать в работе с дошкольниками как метод развития воображения, в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речи.

При работе с профессиями, на маленьком круге – профессии; на среднем – спецодежда; на большом – инструменты и оборудование профессии.

4. На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф Цвикки создал метод под названием «Морфологический анализ». Суть его та же самая, что и в кругах Луллия, но мыслительные операции, основанные на комбинировании, осуществляются с помощью вертикалей и горизонталей таблицы.

Составление морфологической таблицы:

- Изображение профессии,

- Место трудовых действий,

- Трудовые действия,

- Оборудование и инструменты.

5. Составление  загадок.

Загадки составляются из сравнений сделанных по одному объекту. Для этого нужно выбрать объект и перечислить его признаки. Затем перечислить объекты, имеющие такие же признаки и составить единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

Знак «Парковка»

Имя признака

Какой?

Что(кто) бывает таким же?

Форма

Квадратный, как

Пуховая подушка

Части

Есть буква, как

В новом букваре

Действие

Предостерегает, как

Строгий полицейский

6. Составление текстов сказочного содержания.

     Для того чтобы помочь ребенку сочинить сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки – это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно-придуманное содержание.

     Метод «Каталога»  основан на построении связанного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, действий, характеров). В роли сказочных героев могут быть одушевленные объекты (люди разных профессий) и неодушевленные объекты (инструменты и оборудование).

Далее заполняется по схеме в соответствии с вопросами алгоритма.

Тексты составляются по алгоритму:

  1. Жил-был… Кто?
  2. Какой он был? Что умел?
  3. Пошел он гулять (путешествовать)… Куда?
  4. Встретил злого… Кого?
  5. У главного героя был друг… Кто?
  6. Какой был друг по характеру?
  7. Как друг помог герою?
  8. Что стало со злым героем?
  9. Где друзья стали жить?
  10. Что стали делать?

7. Системный оператор.

Систематизация имеющихся знания, умения самостоятельно добывать и свободно использовать информацию в процессе познавательной деятельности.

 На системном операторе можно  рассматривать как объекты природного, так  и рукотворного мира. Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:

«Что-то» ( в сокращении) Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, Г. Жуковский

Если мы рассмотрим что-то... (объект)

Это что-то для чего-то... (функция объекта)

Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Ж\д переезд

Улицы города

(Это что-то часть чего-то)

Дороги

Семафорные стрелки

(Чем-то раньше было что-то)

Светофор

(Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то)

Светодиодный светофор, висящий наверху

(Что-то будет с этим что-то)

Ножка-опора и 2 стрелки

Корпус, ножка-основание, пластик/стекло, лампочки (Это что-то из

чего-то)

Светодиодные лампочки, табло

Названные выше модели и алгоритмы технологии ОТСМ – ТРИЗ с целью формирования основ культуры безопасности личности посредством ранней профориентации используются в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей.  Были подобраны дидактические игр  по данному направлению.

3.3. Взаимодействие участников образовательных отношений

Успешность и результативность формирования у детей культуры безопасности личности зависит от сотрудничества педагога со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому в рамках работы по теме осуществляется взаимодействие с родителями (законными представителями), педагогами и социальными партнерами.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

  - проекты и промоакции различной направленности;

  - квест – игры;

  - тематические выставки;

  - анкетирование, тесты, опрос на любые темы;

  - совместная образовательная деятельность;

  - родительская гостиная, клуб;

   - портфолио семейного успеха;

  - день открытых дверей;

  - сайт ДОУ

Приоритетной формой взаимодействия с семьями по нашему направлению стали «родительские десанты», благодаря которым количество семей воспитанников, непосредственно вовлечённых в образовательную деятельность составило 45%.  

«Родительские десанты» охватили различные формы организации образовательной деятельности:

- Рассказ о своей профессии

- Организация экскурсии

- Мастер – класс об увлечении семьи/члена семьи

- Игры с детьми в помещении и на улице  

- Чтение детям  

- Подбор и показ презентаций по безопасности.

С целью повышения компетентности педагогов по данному направлению ежегодно проводятся мастер – классы и открытые просмотры по данному направлению.

Для того, чтобы процесс формирования культуры безопасности личности детей через раннюю профориентацию был более интересным, наше учреждение активно сотрудничает с социальными партнерами.

На протяжении многих лет мы сотрудничаем с Югорским Управлением технологического транспорта и специальной техники. На основании соглашения о сотрудничестве проводятся совместные мероприятия. Был смонтирован и обслуживается автогородок, дети посещают музей специальной техники, в котором знакомятся с профессией водителя, автомеханика.

В 2017-2018 учебном году в пилотном режиме в сотрудничестве  с БУПО ХМАО – Югры «Югорский политехнический колледж», был апробирован совместный инновационный проект  ранней профориентации «От садика до колледжа», цель которого развитие представлений о мире рабочих профессий: каменщик, продавец, электрик, плиточник. В проекте приняли участие 27 детей подготовительной группы.

        В рамках социального партнерства на базе «Детского сада «Снегурочка» прошла городская квест-игра «Югорские профессии». Данное мероприятие было посвящено 55-летнему юбилею города Югорска. С целью подготовки станций на маршруте, каждое образовательное учреждение города представляло отдельную профессию, готовило занимательные игры об этой профессии. Профессии были выбраны именно те, которые имеются на территории нашего города и понятные детям: пожарный, полицейский, газовик, учитель, строитель, повар, врач, художник. В роли профессий были не только педагоги, но и социальные партнеры. Социальный партнёр детского сада «Первичная профсоюзная организация Газпром Трансгаз Югорск Профсоюз» вручили всем детям-участникам квест-игры красочную и познавательную «Азбуку газовика».

           

               

Глава 4. Результативность внедрения педагогического опыта

С целью выявления результатов работы по формированию культуры безопасности личности детей через раннюю профориентацию был осуществлён подбор диагностического материала для проведения мониторинга. Педагогический мониторинг культуры безопасности личности проводится в форме педагогической диагностики и проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Для определения уровня сформированности у детей компонентов культуры безопасности личности, нами были использованы критерии, предложенные И.А.Лыковой к парциальной образовательной программе «Мир без опасности».  

Мониторинг  сформированности культуры безопасности личности детей был проведён в три этапа:

- констатирующий - в сентябре 2017 года до  начала работы по ранней профориентации,

- промежуточный  - в январе 2018 года,

- итоговый – в апреле 2018 года.

Мониторинг проводился в экспериментальной и контрольной группах МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» (по 28 человек).  В экспериментальной группе реализовывался данный опыт работы, в контрольной группе данный опыт не использовался. На момент констатирующего мониторинга дети посещали подготовительную группу (начало года), промежуточного мониторинга – подготовительную группу (середина учебного года), итогового мониторинга – подготовительную группу (конец учебного года).  

Результаты мониторинга

Этапы мониторинга

Уровни сформированности компонентов культуры безопасности личности

Контрольная

 группа

Чел./%

Экспериментальная группа

Чел./%

Констатирующий

сентябрь 2017г.

Высокий уровень

3/11%

2/7%

Средний уровень

10/36%

9/32%

Низкий уровень

15/53%

17/61%

Промежуточный

Январь  2018г.

Высокий уровень

5/18%

6/21%

Средний уровень

11/39%

13/46%

Низкий уровень

12/43%

9/32%

Итоговый

Апрель 2018г.

Высокий уровень

6/21%

13/46%

Средний уровень

12/43%

11/39%

Низкий уровень

10/36%

4/14%

                            Сентябрь 2017                 Январь 2018                     Апрель 2018

        Высокий уровень

        Средний уровень

        Низкий уровень

                             Сентябрь 2017                       Январь 2018                       Апрель 2018

        Высокий уровень

        Средний уровень

        Низкий уровень

Положительная динамика между констатирующими и итоговым мониторингом

Уровень сформированности предпосылок инженерного мышления

Контрольная

 группа

Экспериментальная

группа

Промежуточный мониторинг

Итоговый мониторинг

Промежуточный мониторинг

Итоговый мониторинг

Высокий уровень

7%

10%

14%

39%

Низкий уровень

10%

17%

29%

47%

        Высокий уровень

        Средний уровень

                     Низкий уровень

Об эффективности педагогического опыта свидетельствуют также результаты опроса воспитанников по теме «Моя будущая профессия»: 100% воспитанников смогли назвать, какую они хотят выбрать профессию в будущем, т.е. смогли выразить четкое профессиональное самоопределение.

Заключение

Таким образом, использование опыта работы по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную ориентацию  в практике работы позволило достигнуть следующих результатов:

- разработана система  мониторинга, позволяющая определить уровень сформированности компонентов  культуры безопасности личности детей старшего дошкольного возраста;

- разработана система  работы по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную ориентацию;

- увеличена доля воспитанников, обладающих высоким уровнем сформированности  компонентов  культуры безопасности личности;

-   увеличена доля воспитанников, выражающих четкое профессиональное самоопределение.

Данный опыт работы был распространён среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Югорска в рамках Фестивального движения в декабре 2018г., на городской августовской педагогической конференции в августе 2018г. Материалы данного опыта были использованы при составлении программы городской опорной площадки «Формирование основ безопасного поведения детей на улице через использование возможностей образовательной среды» на 2018-2019 учебный год на базе МАДОУ «Детский сад «Снегурочка».

        Практическая ценность данного опыта заключается в том, что позволяет использовать его в разных направлениях:

-  в направлении кадрового обеспечения с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по данному направлению;

- в направлении материально - технического обеспечения с целью создания развивающей предметно – пространственной среды в помещениях  и на территории ДОУ;

-  в направлении методического и организационно – педагогического обеспечения с целью повышения качества образования по образовательной области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста- СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  2. Лыкова И.А., Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017г.
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017г.
  4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного поведения и общения: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017г.
  5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Информационная культура и безопасность: учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017г.
  6. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  7. Сидорчук Т.А. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования  у дошкольников  классификационных навыков, 2009г.
  8. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, Ульяновск, 2015г.
  9. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно- методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  10. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.

Интернет - источники

  1. https://www.navigatum.ru/
  2. http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-professii-pozharnogo/
  3. http://www.ya-roditel.ru/bezopastnost-detey/
  4. http://bezopasnost-detej.ru/
  5. http://volga-triz.org/

Волкова Ирина Александровна                                                                  МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Внедрение инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. май 2017

Актуальность профилактики ДТП: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно о...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста» 2022 учебный год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...

Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это иск...