Проект "Здравствуй театр"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черникова Светлана Александровна

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй Театр".Приложения: модели игровых загятий - "Театральные профессии", "В гостях у сказки", "Театр своими руками", "Приглашение в театр".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Здравствуй, театр».

Вид проекта: творческо-игровой.

Продолжительность проекта: средняя (1,5-2 месяца).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта:

- Создать условия для развития и поддержания интереса детей к театру и театрализованной деятельности; определить влияние данных условий на развитие эмпатии.

- Предполагаемый результат:

- Дети получают представления о театре и его организации: здание и внешний вид театра, театральные реквизиты и атрибуты; основные театральные прфессии, виды театра.

- Осваивают различные способы взаимодействия, средства выразительности при организации постановки с использованием различных видов театра.

Методические рекомендации к работе над проектом:

Данный проект включает в себя три последовательных этапа каждый из которых направлен на решение определенных задач.

1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками.

2 этап. Театральные профессии.

3 этап. В гостях у сказки.

Роль родителей в организации проекта:

- Консультации: «Театр своими руками»; «Домашний театр»; «Мама, папа, я – театральная семья»

- Включенность и заинтересованность проблемой создания театра, помощь  детям в подборе  различных атрибутов, в создании художественного образа.

Участие специалистов:

- Музыкальные занятия.

Работа с воспитателями:

- Консультации.

- Творческо-игровые занятия: «Приглашение в театр»; «Театр своими руками»; «Театральные прфессии»; «В гостях у сказки».

Продукт проектной деятельности:

Театральный уголок в группе: вывеска с названием театра, афиши, театральная касса с соответствующими атрибутами;кулисы, оформленные детьми; фотоальбом-галерея работников театра; фото игровых занятий; видео-спектакль(сказка, представленная в различных видах театра).

Работа над проектом способствует обогащению представлений дошкольников о различных видах театра, расширению эмпатийного опыта дошкольников за счет овладения ими различными средствами эмоциональной выразительности, их использованием в процессе общения с взрослыми и детьми.



Предварительный просмотр:

Модель игрового занятия «Театральные профессии».

Цель: обогатить опыт старших дошкольников представлениями о театральных профессиях. Определить их игровые предпочтения в театрализованной деятельности.

Материалы: реквизит, необходимый для каждой профессии, фотоальбом.

Основные понятия: театральная труппа; кастинг; актер; художник по костюмам;художник-оформитель; гример.

Ход игрового занятия:

Воспитатель читает письмо Пьеро, которое они находят в своем уголке театра. (Чтение письма, знакомство с театральными профессиями,сопровождается иллюстрацией данных персонажей на фланелеграфе).

«Вы молодцы, друзья!

Смогли театр вы создать!

Теперь пришла пора и вам узнать

О тех, кто его двери открывает,

Как перед нами сказка оживает.

К работе первым приступает режиссер.

Он выбирает сказку. Думает:

Какому же артисту дать такую роль,

Чтоб смог похожим на героя сказки стать,

Его характер , настроение передать.

Артист, чтоб лучше роль свою сыграть,

Не только должен знать слова,

Он должен чувства понимать

И всем нам их как можно лучше показать.

И вот готова роль, и есть артист.

Каким он выйдет к нам из-за кулис?

Ему костюм необходимо подобрать.

Прическу сделать,

Если надо нос, усы нарисовать

Вдруг будет он сегодня Бармалей,

Или Великий Маг и Чародей

Как выйдет к зрителям на сцену он,

Без бороды и мантии своей?

Задача эта не простая.

В театре есть профессия такая,

О ней раскажет вам любой актер.

Кто это? Костюмер!

Ну и, конечно же, Гример!

Один из них вам подберет костюм любой.

Загримирует вас в любую роль другой!

Итак, готова сказка!

Пусть о ней узнает зритель!

К работе приступает,

Художник-оформитель.

Украсит сцену он,

Афишу создает.

Теперь ее увидит зритель,

И в театр придет!

Конечно, все эти профессии важны,

И вам, в театре, все они нужны.

Поэтому, скорее труппу набирайте,

И конкурс «Поиски талантов» объявляйте!

После чтения письма, воспитатель объясняет новые понятия(беседа о том, что такое труппа театра, кто входит в ее состав). Обсуждает услышанное с детьми, вспоминают театральные прфессиии, о которых рассказывал Пьеро, рассматривают кукол на фланелеграфе, их взаимодействие между собой.

Проблема для обсуждения:  Как нам можно собрать труппу? (варианты детей). Устроить конкурс театральных профессий (кастинг)

Рассматривание посылки и подсказки Пьеро. В ней дети находят большой фотоальбом, в которм нет фотографий, но подписаны страницы: актер, режиссер, художник по костюмам, художник-оформитель, гример.

Кастинг.

Воспитатель читает детям объявление.

Внимание!

«В труппу театра «__________» объявляется набор актеров, режиссеров, художников –оформителей, гримеров, костюмеров.

Всех желающих приглашаем принять участие в кастингах, которые состоятся с ____по____».

В течении нескольких дней проводятся кастинги, в ходе которых дети выполняют игровые и творческие задания.

Учитываются желания детей принимать участие в том или ином кастинге, выбор своей роли в театре.

Для каждой театральной професси предлагаются различные игровые задания, этюды, задания на импровизацию, для выполнения которых дети выбирают для себя наиболее привлекательное и успешное место в труппе театра.

Фотосессия.

По итогам кастингов  проводится фотосессия новой труппы нашего театра!

Дети фотографируются, их портреты занимают место в альбоме, на странице с соответствующим названием театральной профессии.



Предварительный просмотр:

Модель игрового занятия «В гостях у сказки».

Цель: обогащение представлений об основных видах театра(фланелеграф, кукольный, театр масок, театр теней, игровой театр) и способах их организации и взаимодействия.

Материалы: герои одной сказки, представленные в разных видах театра, атрибуты для драматизации.

Ход игрового занятия:

Воспитатель с детьми открывают очередную посылку Пьеро. Герои одной сказки представлены с помощью разных видов театра

-Ребята, Пьеро наверно перепутал сказки? Давайте внимательно посмотрим, что это за герои? Рассматривают, определяют, что это за герои из одной сказки.

Воспитатель:

Я ничего не понимаю.

Ведь это же одна и та же сказка…

Что это за подсказка?

Что этим нам хотел Пьеро сказать?

Теперь как эту сказку показать?

-Как вы думаете, для чего Пьеро отправил нам посылку? Еще раз читаем его первое письмо. Обращаем внимание на следующий вопрос: «По-разному как показать одну и ту же сказку?»

-Это разные виды театра, и с поиощью каждого из них можно по-разному показать одну и ту же сказку. Сможем мы это показать?

Организуем «Мастерскую сказок»

Цель: знакомство с особенностями взаимодействия, технологией самостоятельного изготовления различных видов театра. Развитие сопереживания, сочувствия, через расширения представлений детей о различных способах и средствах эмоциональной выразительности, умений договариваться, слушать и слышать другого.

Материалы: (подбираются воспитателем отдельно для каждой мастерской, дети выбирают необходимые им материалы самостоятельно). Различные виды ткани, бумаги. Краски для рисования на ткани, ножницы, цветные карандаши, мелки и так далее.

Организация: работа проводится в группах, подгруппах.

Особенности работы мастерских: в начале работы каждой мастерской дети выбирают одного из героев сказки, то есть тот определенный вид театра, с которым им предстоит познакомиться, и создать самостоятельно:

-Бибабо;

-театр Маски;

-театр на фланелеграфе;

-настольный театр;

-игровой театр(драматизация).

После того, как все персонажи в каждом из видов театра готовы, воспитатель предлагает детям подготовить и показать сказку, используя различные способы(различные виды театра), для того, чтобы записать фильм и отправить его Пьеро.Пусть он посмотрит, как можно по-разному показать одну и ту же сказку.

Работа каждой мастерской проводится по следующему алгоритму:

- Дети рассматривают, изучают материалы, подготовленные воспитателем, в которых содержится информация о названии вида театра; особенностях постановки и взаимодействия в спектакле данного вида.

- Учавствуют в этюдах, импровизациях, где каждому ребенку предлагается от лица игрового персонажа прочитать стихотворение с заданной эмоцией, а потом передать это же настроение без слов.

Таким образом, дети изучают средства выразительности, используемые в разных видах театра для передачи настроения(цвет, движение, мимика, интонация, костюм).

- Знакомятся с технологией изготовления героя, персонажа или подготовкой артиста(костюм, грим).

- Делятся на группы и создают определенный игровой образ.Для этого детям внутри каждой группы необходимо: работать над образом. Необходимо самим придумать образ персонажа, создать эскиз этого героя на бумаге.

На этом этапе важно обратить внимание на то, как дети договариваются друг с другом, учитывают пожелания, принимают советы, обращаются друг к другу за помощью.

- «Оживление картинки». Дети самостоятельно выбирают необходимые материалы, распределяют обязанности, изготавливают героя сказки. Обращаются к воспитателю за помощью, если это необходимо.

- «Видео-презентация сказки»

Работа каждой мастерской заканчивается презентацией  сказки.Дети самостоятельно готовят мини-спектакль, выступают каждый в своей роли. Спектакли записываются на видео.

По окончании работы в данном блоке совместно с детьми организуется просмотр полученного материала.



Предварительный просмотр:

Модель игрового занятия «Театр своими руками»

Цель: обогащение представлений дошкольников о театре (знакомство с помещением театра, его наполнением, значением театральных атрибутов). Развитие и поддержание интереса к театру, театрализованной деятельности. Развитие сопереживания, сочувствия, внимательного и бережного отношения к чувствам другого человека. Развитие творческих способностей.

Материалы: фотографии с вывесками названий театров, витражами. Листы с объемными буквами «театр» (для разукрашивания). Различные материалы: карандаши, фломастеры, мелки, бумага для вырезания, фольга, краски. Конверты с различными атрибутами (см. «Театральные загадки»).

Организация: в группе (круг); в подгруппах; индивидуально.

Основные понятия: театральная вывеска; афиша; кулисы; сцена; театральная касса (билеты); гардероб (номерки); буфет; антракт; реквизиты.

Ход игрового занятия:

1 часть.

Воспитатель: обращает внимание детей на неразгаданный кроссворд на доске:

- Ребята, посмотрите, Пьеро снова решил с нами поиграть и оставил нам какую-то загадку. Вы знаете, что это? Давайте попробуем ее разгадать.

«Раскрываем Тайну Кроссворда»

Дети отгадывают загадки, а воспитатель переворачивает карточки кроссворда, открывая угаданное слово. БИЛЕТ, СЦЕНА, АФИША, БУФЕТ, ГАРДЕРОБ.

Загадки:

Перед тем, как попасть на концерт, не забудь купить…(билет)

В цирке выступает артист на арене, ну, а в театре, конечно на…(сцене)

Ее на улице увидишь и поймешь, в каком театре сказку ты любимую найдешь. (афиша)

Ты на спектакль не бери с собой конфет, для этого в театре есть…(буфет)

В театре знает каждый зритель, где снять и шапку и пальто. (гардероб)

В середине разгаданного кроссворда шрифтом выделено слово «театр».

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему Пьеро, в середине кроссворда, спрятал слово «театр»?

(Все эти предметы и слова относятся к театру и находятся в нем).

Подсказка Пьеро:

Вы, молодцы! Ура!

Все тайны разгадали.

И что в театре быть у вас должно,

Теперь узнали!

- Вспомните, задание Пьеро в письме, которое он написал.

Мы должны не только многое узнать, но и показать свои знания. Значит, все то, что Пьеро загадал в своем кроссворде, должно быть и в нашем театре. Попробуем узнать, что это за предметы и места?

«О чем говорит театральный реквизит»

Организация работы:

Воспитатель помогает детям спланировать деятельность, озвучивает проблемные вопросы, направляет детей в ситуациях затруднения.

Дети объединяются в рабочие группы, ищут ответы на поставленные вопросы, распределяют обязанности, самостоятельно выбирают необходимые материалы, обсуждают и готовят  презентацию полученной информации.

В первой части дети работают в подгруппах. Каждая подгруппа получает понятие, зашифрованное в кроссворде, и подсказки в конверте(те предметы, которые помогут глубже его исследовать).

Затем происходит обсуждение, изучение вопросов; используются материалы, дети импровизируют, обыгрывают различные ситуации, организуют поисковую, исследовательскую деятельность.

Примерное наполнение конвертов и задания детям.

Билет/касса

Материалы: фотографии кассы с вывеской; билеты (необходимо рассмотреть, что на них написано, какая должна быть информация); деньги.

Проблемные вопросы и ситуации: «Есть билет, а места нет» (для чего нужны билеты?).  

Этюд: «Один день в театре без билетов»

Сцена

Материалы: различные фотографии сцен (с декорациями и без); расположение сцены относительно зрителей.

Проблемные вопросы и  ситуации: «О чем нам шепчут кулисы…» (для чего нужны кулисы в театре?). Цвет, украшение на кулисах. Как кулисы могут помочь спектаклю?

Афиша

Материалы: (рассмотреть, какая информация должна быть на афише). Фотографии различных афиш в городе. Обратить внимание детей на то, где размещают афиши в городе. (Для чего их размещают так, чтобы как можно больше людей их смогли увидеть?

Проблемные вопросы и ситуации: «Лучшее место для афиши». Дети организуют экскурсию, чтобы выяснить и рассказать, где в детском саду можно размещать афиши, чтобы все смогли их увидеть?

Буфет

Исследуя предметы и фото, дети находят ответы на следующие вопросы:

-Как называется перерыв, когда можно выйти в буфет или прогуляться по коридорам театра? (антракт)

-Как зрители узнают, что спектакль начинается? (по звонку)

-Для чего в театре буфет?

Проблемные вопросы и ситуации: «Почему в буфете не бывает каши?»

Детям предлагаются различные игровые продукты, например, булочки, бутерброды, фрукты, выпечка, конфеты, лимонад, а также кастрюли с «супом», «кашей». Задача детей, определить, какие блюда могут быть в театральном буфете и почему? Составляют театральное меню.

Гардероб

Материалы: фотографии гардероба; бинокль; номерки; программки.

Дети, изучая предметы, делают выводы о том, как они выглядят, для чего они нужны, предлагают свои варианты или модели того, как можно сделать их для нашего театра.

Проблемные вопросы и ситуации: «Что было бы, если бы в театре не было гардероба?». «Зачем  около гардероба много зеркал?» (обратить внимание на одежду, наряды зрителей);

Этюд: «Перепутанные номерки»

Творческие мастерские

Во второй части работа организуется в виде мастерских, результатом работы которых является определенный продукт коллективного творчества:

-кулисы;

-театральная касса;

-афиша;

-буфет;

-гардероб.

Ход работы:

Дети каждой подгруппы представляют свою презентацию, рассказывают о том, что у них получилось.

Основные этапы работы в мастерских:

-планирование деятельности;

-распределение объема и направление работы;

-выбор материала и поиск решения творческой задачи;

-изготовление театральных реквизитов;

-презентация их в уголке театра.



Предварительный просмотр:

Модель игрового занятия «Приглашение в театр».

Цель: развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности; обогащение представлений дошкольников о театре, его истории.

Материалы: большой красочный конверт, посылка, в которой отдельно находятся конверты с подсказками Пьеро.Кассета с видеофильмом об истории театра (или красочная книга энциклопедия), карточки для индивидуальных заданий детям.

Организация: групповая.

Ход игрового занятия:

Встреча 1.

Приветствие. Дети сидят в кругу. Воспитатель вносит посылку и большой красочный конверт. Открывает и читает письмо.

«Вас рад приветствовать,друзья!

Меня зовут Пьеро, в театре жизнь моя,

И вам письмо сегодня  я пишу не зря:

Чудесный мир свой я хочу для вас открыть,

В волшебный мир театра пригласить.

Согласны вы принять такое предложение?

Тогда, друзья, нас ждут открытия, приключения!

Но, прежде чем в театре побывать,

Должны вы сами многое узнать.

Попробуйте, используя мои подсказки,

Ответить мне:

«В театре кто показывает сказки?»

«Придумывает кто костюм артиста?»

«Зачем нужны афиши и кулисы?»

«По-разному как показать одну и ту же сказку?»

Вам интересно?  Вот мои подсказки, -

Скорей в мою посылку загляните,

Ответы там найдите, а потом их покажите.

Хочу увидеть очень ваши представления!

Ваш друг, Пьеро! Жду с нетерпеньем приглашения!»

После чтения письма воспитатель уточняет, насколько дети поняли его содержание. Он задает вопросы:

- Кто прислал нам письмо-приглашение?

-Куда приглашает нас Пьеро?

-Что мы должны сделать, чтобы попасть в волшебный театр?

-Что нам поможет в этом?

-О чем нас спрашивает Пьеро?

-Как мы расскажем Пьеро, о том, что мы узнали?

-Чтобы оказаться в театре, дети должны найти ответы на все вопросы Пьеро.

Открывает посылку Пьеро и находит в ней видеофильм с приглашением отправиться в прошлое и увидеть, как рождается театр.

«Путешествие во времени»

Дети смотрят видеофильм об истории театра (допускается замена на чтение литературы или подборку кратких интересных фактов о театре для детей и сопровождение рассказа представлением их на фланелеграфе).

После фильма проводится краткая беседа, в ходе которой обсуждаются детские впечатления.

В конце беседы, воспитатель напоминает детям, что Пьеро просил не только рассказать о том, что они узнали, но и показать свои представления. С помощью вопросов необходимо подвести детей к принятию решения о необходимости создания своего театра в группе.

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

«Придумываем название театра»

Воспитатель: перед тем, как создать театр, нам надо придумать его название. Я сейчас каждому из вас раздам карточку, на которой вы сможете написать то название, которое придумаете. Сегодня вы возьмете эту карточку домой, а вечером вы сможете посоветоваться с мамой и папой и вместе придумать название для нашего театра. А завтра каждый из вас принесет свою карточку, и мы все вместе выберем самое лучшее имя для театра в нашей группе.(Раздает карточки.)

В начале следующей встречи, дети предлагают свои названия театра и вместе с воспитателем выбирают самое интересное.

Встреча 2.

«Конкурс художников»

Воспитатель: мы вместе выбрали название театра, он будет называться «____________________»

Ребята, как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы все, кто приходит к нам в группу, смогли увидеть название нашего театра и заглянуть в него?

Дети предлагают свои варианты. Например: нарисовать красиво. Нужно оформить театральную вывеску.

В случае затруднений, предлагается рассмотреть подсказки Пьеро – фотографии с вывесками названий разных театров. Необходимо обратить внимание на расположение вывески, буквы, ветражи театров.

Каждому ребенку предлагается лист, на которм обьемными буквами написано ТЕАТР. Дети самостоятельно выбирают цвета, материалы и придумывают оформление своей вывески.

После завершения творческого задания, каждый ребенок должен объяснить, почему он решил выполнить его именно так.

Дети располагаются в кругу со своими рисунками.

Воспитатель: ребята, вы предложили много вариантов, как сделать вывеску яркой и привлекательной, объяснили, почему выбрали разные цвета, из всех ваших предложений мы возьмем только самое лучшее!

Для этого нам надо заглянуть в рисунок того, кто сидит с вами рядом, внимательно посмотреть на него и решить, что именно в его рисунке вам нравится больше всего, и, конечно, рассказать об этом.

Игра «Комплимент».

По кругу педагог и дети рассматривают рисунки друг друга и говорят о том, что им понравилось в рисунке другого, причем обращают внимание не только на цвет краски, но и учитывают сопровождающий рассказ ребенка, то, почему он выбрал именно такой способ украшения.

Встреча заканчивается коллективным оформлением театральной вывески, с учетом пожеланий друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...