Главные вкладки

    НОД в рамках образовательной области «Познание» «Хлеб – всему голова»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Морозова Мария Александровна

    Формировать представления детей о процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx36.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД в рамках образовательной области «Познание»

    «Хлеб – всему голова»

    Цель: формировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба.

    Задачи: Образовательные:

    - Закрепить знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.

    Развивающие:

    - Развивать интерес к процессу выращивания и изготовления хлеба; развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.

    Воспитательные:

    - Воспитывать уважение к труду хлеборобов, желание трудиться; воспитывать бережное отношение к хлебу; воспитывать доброжелательное отношение к персонажу, вызвать желание помочь ему.

    Интеграция образовательных областей:

    Познание - систематизация знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений; формирование знаний о процессе выращивания и приготовления хлеба.

    Чтение художественной литературы – использование сюжета сказки «Легкий хлеб»; стихи, пословицы о хлебе.

    Социализация - взаимодействие детей с персонажем; совместное выполнение трудовых действий; воспитание дружеских взаимоотношений друг к другу.

    Коммуникация - умение вести диалог; отстаивать свою точку зрения.

    Труд – понимание значимости труда хлеборобов.

    Здоровье – систематизация знаний о пользе хлеба.

    Художественное творчество – лепка из теста печенья.

    Физическая культура – развитие ловкости, быстроты реакции в игре.

    Музыка – воспитывать интерес к музыке.

    Предшествующая работа:

    Чтение беларусской сказки «Легкий хлеб»; рассматривание семян злаков, колосьев; знакомство с условиями, необходимыми для жизни и развития растений; чтение стихов о хлебе;  знакомство с пословицами, разучивание песни о хлебе и подвижной игры «Пирог».

    Содержание:

      Дети  под музыку проходят в музыкальный зал. В зале накрыт стол, на столе различные хлебобулочные изделия. Дети подходят к столу.
      Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро,

                               При встрече здороваться «Доброе утро».

                              -Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам,

                              -Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.

                               И каждый становиться добрым, доверчивым

                               Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.

     -Ребята, посмотрите на этот стол, богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет. Что вы здесь видите? (баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д.)
    Как можно назвать всё это одним словом? (выпечка, хлебобулочные изделия)
    Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине. Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.

    Ребенок 1: Вот он – хлебушко душистый
                      С хрусткой корочкой витой,
                      Вот он – теплый, золотистый,
                      Словно солнцем налитой!

    Ребенок 2: В нем – здоровье наше, сила,
                       В нем – чудесное тепло;
                       Сколько рук его растило,
                       Охраняло, берегло!

    Ребенок 3: Ведь не сразу стали зерна
                      Хлебом тем, что на столе,
                      Люди долго и упорно
                      Потрудились на земле.

    «Песня о хлебе» музыка В. Витлина, слова П. Кагановой

    Дети садятся на стульчики.

    Заходит волк, здоровается, вздыхает.

    Воспитатель: Здравствуй волк, почему ты вздыхаешь, что случилось?

    Волк: Да вот, встретил я как-то косаря, дал он мне попробовать хлеба и рассказал, откуда хлеб берется, да я не запомнил – очень уж долго и трудно.

    Воспитатель: Ребята, догадались, из какой сказки волк? (Из сказки «Легкий хлеб»). – Нашел волк легкий хлеб?

    Волк: Легкого хлеба я не нашел, поэтому хочу знать как его выращивают.

    Воспитатель: Мы тебе сейчас расскажем, как хлеб выращивают.

    -Ребята, в какое время года люди начинают заботу о хлебе?

    (ранняя весна)

    -Правильно, весна - пора больших забот. Уже весной люди о хлебе волнуются. А люди, какой профессии растят хлеб? (хлеборобы) Действительно, с ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудятся, не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришёл.

    -Ребята, а какие работы на поле весной? (трактористы пашут землю)

     -Правильно! К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. 

     -Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

    (Ответы детей)

    -После того как землю вспашут, что с ней делают? (Землю надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной).

    -Чем её боронят? (к трактору прицепляют борону).

    Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? (сеялки).

    -Ребята, а что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

    (Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

    -Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. А теперь давайте покажем, как растут наши зёрнышки.

    Физкультминутка.

    В землю зернышко попало, (приседают)
    Прорастать на солнце стало (руки над головой)
    Дождик землю поливал,
    И росточек подрастал (медленно встают)
    К свету и теплу тянулся
    И красавцем обернулся.

    Воспитатель: Во что же, ребята, превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ картинки).

    А сейчас вы по образцу попробуете сделать колос из счетных палочек.

    -Сколько палочек мы выкладываем вверх?

    (Четыре)

    -Сколько палочек наискось вправо?

    (Три)

    -Сколько палочек мы выкладываем наискось влево?

    (Три)

    Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

    -Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

    Волк: Зерна созрели - теперь можно хлеб есть?

    -Нет, сначала нужно урожай собрать.

    -Ребята, какие машины убирают урожай? (ответы детей) 

    Ребенок :

    Хлеб созрел,
    В полях моторы
    Песню жатвы завели.
    В степь выводят комбайнеры
     
    Полевые корабли
    (показ картинки)

    (В поле выходят комбайны)

    Воспитатель:Какую работу выполняют комбайны? (Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном)

    Волк:  И из зерен получается хлеб?

    Дети: Нет, зерно сначала везут на элеватор.

    Воспитатель: Там его просушивают.

    Проводится игра «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

    Волк: И можно есть хлеб?

    Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? Что там делают с зерном? (Зерно сначала везут на мельницу, там его смалывают в муку. А из муки уже можно печь хлеб).

    -Ребята, потрогайте муку, опишите какая она?
    Ответы детей.

    Волк (рассматривает муку) : А как печь из муки – она же рассыпается!

    Дети: Нужно сначала тесто замесить. (Называют продукты, которые нужны для теста.  Дети показывают Волку, как вырезать формами печенья из теста).

    Волк: А потом куда везут муку? (на специальных машинах-муковозах муку везут на хлебозаводы и пекарни)  

    Воспитатель: Правильно, на заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. 

    -Ребята, а что ещё можно испечь из муки?

    Дети называют всевозможные хлебные изделия. Называют изделия с начинкой и без начинки.

    -Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ картинки) (Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье).

    Воспитатель:  И наконец, хлеб попадает куда, ребята?(В булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим).

    Упражнение «Все по полочкам»

    Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.

    хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

    хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

    хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)

    Волк : А чем полезен хлеб?

    Дети рассказывают о пользе хлеба

     Волк: А еще говорят: «Хлеб – всему голова». Это что значит? (хлеб на столе самый главный).

    Воспитатель: Мы знаем еще пословицы о хлебе.

    "Хлеб - наше богатство";

    "Не трудиться - хлеба не добиться";

    "Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

    "Кто не работает - тот не ест"

    «Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!»

    «В хлебе вся сила!»

    «Каждую крошку в ладошку!»

    «Не красна изба углами, а красна пирогами».

    Воспитатель:Собрав урожай, волк, люди любили повеселиться.

     Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Пирог».

    Проводиться игра «Пирог»

    Воспитатель: Волк, а каким бывает хлеб?

    (Дети помогают волку: мягкий, горячий, вкусный, черствый, свежий, ароматный, аппетитный)

    Воспитатель: Ребята, а как надо относиться к хлебу? (отношение к хлебу должно быть бережное).

    Дети: Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

    Не кроши хлеб за столом.

    Никогда не выбрасывай хлеб.
    -Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением.

    Воспитатель:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери родственное слово к слову «Хлеб».

    Игра с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.Также с ребятами играет и волк.

    1. Назови хлеб ласково (Хлебушек)
    2. Крошки хлеба, какие? (Хлебные)
    3. Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
    4. Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)
    5. Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)
    6. Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
    7. Кто печёт хлеб? (Хлебопек)
    8. Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
    9. Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

    Молодцы! Вы хорошо играли.

    Воспитатель: Смотрите, Волк развеселился, как вы думаете, почему?

    Дети: Мы ему рассказали и показали, как выращивают хлеб.

    Волк : Спасибо вам, ребята! А еще я понял : чтобы хлеб на столе был, нужно много трудиться, хлеб легким не бывает.

    Воспитатель: Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

    - Дети, а знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Он пахнет полем, печью, небом. А главное  работой пахнет хлеб!

    Ребенок 1:Ведь не зря на всей планете,

    Знают взрослые и дети:

    Хлеб душистый на столе-

    Мир и счастье на земле

     

    Ребенок 2:Много на свете вкусных конфет,

    И шоколада и мармелада.

    Только когда очень хочется есть,

     То ничего, кроме хлеба не надо!

     

    Ребенок 3:Свежий хлеб! – Вот это блюдо!

    Ароматен, вкусен он!

    Всем, кто создал это чудо

    Благодарность и поклон!

    Воспитатель: Хлеб растят с любовью-

                      Ешьте на здоровье.

    Угощение детей и волка сушками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»...

    конспект НОД по теме: «Теремок» в рамках образовательной области «Познание» (Формирование элементарных математических представлений с элементами драматизации)

    Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей средней группы по теме: «Теремок» в рамках образовательной деятельности «Познание» (Формирование элементарны...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

    Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

    Образовательная деятельность «Город профессий» в рамках образовательной области «Познание»

    формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста....

    План –конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в средней оздоровительной группе. Тема: «Спасем Землю». В рамках образовательной области «Познание».

    Представленный конспект в рамках образовательной области «Познание» по формированию у детей экологической культуры и осознанного отношения к природе....