Главные вкладки

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Евдокимова Наталья Степановна

     

     

     

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание»

     

    «Сохрани и укрепи своё здоровье»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_sohrani_i_ukrepi_svoyo_zdorove.docx36.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок»

    План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание»

    «Сохрани и укрепи своё здоровье»

                                                 Разработала:

                                                 воспитатель высшей квалификационной категории

                                                 Н.С.Евдокимова

    Псебай, 2012 год

    Тема НОД: «Сохрани и укрепи своё здоровье »

    Интеграция (НОД) : «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье». Социализация», « Чтение художественной литературы».  

    Цели и задачи:  

    - ознакомление с нормами здорового образа жизни, усиление мотивации  

       ЗОЖ;

    - укрепление физического здоровья воспитанников, повышение ресурсов

      здоровья;

    - уточнить и закрепить представления детей о назначении отдельных органов

      человека;

    - продолжать учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать    

      простейшие приёмы  самооздоровления (фиточай, закаливание,

      самомассаж);

    - уметь оказывать себе элементарную помощь;

    - развивать разговорную речь детей, понимать смысл пословицы.

      Активизировать в словаре детей: здоровье, закаливание, самомассаж, орган;

    - воспитывать желание вести здоровый образ жизни; вызвать  интерес к

      дальнейшему познанию себя.

    Материалы и оборудование:

    - схемы органов слуха, зрения, обоняния, зубов;

    - плакат с изображенными на нем полезными и вредными для зубов продуктами;

    - две ватные палочки, одна из которых пропитана духами,  другая – соком

       чеснока;

    - зелёные фломастеры;

    - посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены (12 штук: мыло

      туалетное и хозяйственное, два тюбика зубной пасты: детской и взрослой,  

      коробочка зубного порошка, носовой платок, полотенце, зубная щётка,

      щётка для волос и расчёска с редкими зубьями, зеркало, упаковка с ватными

      палочками, упаковка влажных салфеток, упаковка бумажных салфеток);

    - поднос с очищенной свежей морковью;

    - 2 мольберта;

    - 2 магнитных доски.

    Сюрпризный момент: выступление приглашённой родительницы, врача – стоматолога Псебайской  поликлиники Юлии Валерьевны Линской.

    Предварительная работа.

    1. Рассматривание  анатомического атласа.
    2. Беседы о культурно – гигиенических навыках «Зубам верная подружка», «Мы – не белоручки», «Чтобы быть здоровым».
    3. НОД по валеологии «Изучаем свой организм».
    4. Дидактические игры «Угадай настроение», «Одень куклу на прогулку», «Собери лицо».
    5. Чтение рассказа  Е. Пермяка «Про нос и язык».  Про орехи, репку и зубную щётку. Восемь правил.
    6. Информирование родителей о содержании занятий по валеологии. Использование родителями рекомендованных упражнений и игр в общении с ребёнком дома. Тестирование родителей и сотрудников ДОУ  на тему: «Умеете ли вы заботиться о своём здоровье?».

    Методическое обеспечение.

    1.Перспективное планирование по программе «Детство». Старшая группа.

    2.И.И.Климова. Мастерская учителя: уроки здоровья. УЦ ПЕРСПЕКТИВА.

        М.,2009 г.

    3. Автор – составитель Т.Г.Карепова. Формирование здорового образа жизни

        у дошкольников. Издательство «Учитель». Волгоград, 2011.

    4.Под общей редакцией З.А.Михайловой. План – программа

         образовательно – воспитательной работы в детском саду. Старшая группа.

         Издательство «АКЦИДЕНТ». СПб, 1997.

    5. Автор – составитель Л.Б.Поддубная. ЗОЖ. Старшая группа. Издательско –

        торговый дом. КОРИФЕЙ.  Волгоград, 2009.

    Ход  непосредственно–образовательной деятельности

    Организационный момент.  

    Перед началом  занятия с детьми проводится подвижная игра «Ты катись весёлый мячик».

    Воспитатель:                              Придумано кем – то просто и мудро

                                                           При встрече здороваться: «Доброе утро!

                                                           Доброе утро солнцу и птицам!

                                                           Доброе утро приветливым лицам!»

    -Ребята, поприветствуем  друг друга, скажем   «доброе утро», «здравствуйте» (Дети, обращаются друг к другу, здороваются и присаживаются на стульчики).

    -Задумывались ли когда – нибудь, почему мы такими словами приветствуем друг друга по утрам?

    Дети: желаем добра, радостного дня,  хорошего настроения.

    Воспитатель:   Молодцы, верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно начинает новый день, даёт нам энергию, необходимую для дел – и так приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глаза и слышать: «Доброе утро, Наталья Степановна! Здравствуйте!»

    - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по стране, которая называется «Человек». Вы узнаете ещё много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя, своих друзей и родных, т.е. других людей, освоите несложные приёмы самооздоровления.

    - Мы уже с вами говорили о том, что каждый человек неповторим по своему характеру, взглядам на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству. Напомните, что же есть общего у всех людей.   Дети:  2 уха,   2 глаза , 2 руки, 2 ноги и так далее.

    Воспитатель:   А теперь подскажите, зачем нужны человеку глаза?

    Дети : чтобы видеть.

    Воспитатель:   А какие у глаз есть помощники и защитники? Назови их.

    Дети: брови, веки, ресницы.

    Воспитатель:   Замечательно! Поможем нашим глазам быть здоровыми.  Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

    ( Проводиться гимнастика для глаз. Дети выполняют упражнение согласно тексту).

    Гимнастика для глаз.

    Солнышко с тучками в прятки играло             глазами смотрим вправо - влево

    Солнышко тучки – летучки искало                    глазами смотрим вверх – вниз

    1,2,3,4,5  -тучки исчезли                                       оба глаза закрываем руками

    Тучек не стало,

    Яркое солнце опять засияло                                убрать руки, широко открыть            

                                                                                         глаза.

    Воспитатель:           Ребята, сейчас внимательно послушайте загадку:

    Вот гора, а у горы

    Две глубокие норы.

    В этих норках воздух бродит,

    То заходит, то выходит (Нос).

    -Зачем нам нужен нос?  

    Дети:  Чтобы дышать.

    (Если дети затрудняются с ответом,  предложить  им выполнить следующее упражнение: зажать одной рукой нос, второй – рот. Убедиться, что нос необходим для того, чтобы  дышать.)

    Воспитатель:   Кто скажет, а зачем ещё нужен нос?

    Дети: нюхать.

    Воспитатель: Верно, ещё   нос помогает нам различать запахи.

    (Предлагаю детям понюхать по очереди ватные палочки, пропитанные духами и соком чеснока. Усложнение- дети узнают запах с закрытыми глазами))

    - Теперь вы точно знаете, зачем людям нужен нос.

    Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где вывешена  схема уха.    

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно на эту схему. Что здесь изображено?  

    Дети : качелька,  палочки, ухо.

    Воспитатель:  Молодцы! На этой схеме изображён орган слуха – ухо.

    -Вы помните, зачем людям уши?

    Дети: слышать.

    Воспитатель: Давайте убедимся, что это так. Закройте плотно оба уха ладошками. Прижмите ладони к ушам, смотрите на меня. Произношу 2 – 3 слова. Прошу убрать ладошки и интересуюсь, что я делала

    Дети: говорили, мы видели по губам.

    Воспитатель: Что я говорила?

    Дети: мы не слышали.

    Воспитатель: Так зачем нам нужны уши?

    Дети: чтобы слышать и слушать.

    Воспитатель: Предлагаю внимательно послушать стихотворение

     «Тело человека».

    Что такое наше тело?

    Что оно умеет делать?

    Улыбаться и смеяться,

    Прыгать, бегать, баловаться…

    Наши ушки звуки слышат.

    Воздухом наш носик дышит.

    Ротик может рассказать,

    Глазки могут увидать. ( М.Ефремов)

    - Давайте еще раз вспомним, как мы заботимся о своём теле, как мы можем сами себе помочь сохранить и укрепить здоровье?

     Дети: делаем каждое утро зарядку, занимаемся физкультурой, закаляемся, едим полезную пищу, принимаем витамины.

    Воспитатель: Замечательно!  Послушайте пословицу: «Я здоровье берегу. Сам себе я помогу». 

    Воспитатель предлагает детям выполнить упражнение. Дети выполняют действия согласно тексту.

    Самомассаж.

    Лобик мыли? Щёчки мыли?

                                         Ушки мыли? Ручки мыли?

     Всё помыли? Чистые теперь!

           Открыта нам к здоровью дверь!

    Воспитатель обращает внимание детей на посылку.

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс в детский сад посылку. Послушайте, какой написан на ней адрес: посёлок Псебай, улица Комсомольская, 26, детский сад «Теремок», детям старшей группы. Мойдодыр.  Как вы думаете это точно нам? Хотите узнать, что в посылке лежит?

     Проводится дидактическая игра

    Дидактическая игра «Чудесная посылка».

    Дети поочерёдно берут из посылки предметы личной гигиены, называют и объясняют для чего они предназначены и как ими пользоваться.

    На дне посылки находят два  рисунки. Воспитатель поочередно располагает их на магнитной доске и  задает вопросы.

    Воспитатель: Что на них изображено.

    Дети: зубы .

    Воспитатель: Уточните, почему на верхнем рисунке зубы белые, сияющие, весёлые. А на нижнем  рисунке тёмные, грустные, тусклые. Каково ваше мнение, ребята, что произошло с этими зубами?

    Дети: на нижнем рисунке зубы тёмные, потому что их не чистят, кормят плохой, вредной пищей, которая разрушает их.

    Воспитатель: А вы знаете, как правильно ухаживать за зубами, чтобы они всегда выглядели так, как на верхнем рисунке? Об этом  нам расскажет врач – стоматолог Псебайской поликлиники Юлия Валерьевна Линская, мама Аделины .  

    Беседа рассуждение «Как сохранить зубы здоровыми».

    Врач-стоматолог:  Поднимите руки те, у кого болели зубы?

    - Чтобы такого не случалось, я расскажу вам, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми.

    -Подскажите мне. Какая у наших зубов главная работа?

    Дети: пережевывать пищу, кусать.

    Врач-стоматолог:  Правильно.  Наши зубы смело вонзаются в твердые яблоки.  Перетирают сухари, словно на мельнице, режут мясо и мнут картофель. Зубы трудятся каждый день в течение всей нашей жизни.

    А еще зубы нужны нам для того, чтобы произносить слова, для красивой речи. Здоровые зубы сохраняют здоровье человека.

    Есть такая пословица: « Кто хорошо жует, тот долго живет».

    Так, что же надо делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? 

    Воспитатель обращает внимание детей на мольберт. Каждое правило по очереди сопровождается иллюстрацией. Дети высказывают свое мнение.

    1. Чистить зубы два раза в сутки: утром после завтрака, вечером перед сном .
    2. После каждого приема полоскать рот теплой водой.
    3. Никогда не есть одновременно горячую и холодную пищу.
    4. Не есть сладости перед сном и в большом количестве.
    5. Кормить свои зубы полезной пищей.

    Врач-стоматолог:  Очень полезны для зубов: молоко, творог, яйца, сырые и вареные овощи, свежие фрукты.  Хорошо запомнили?

    А что же вредно для зубов: грызть кости, перекусывать нитку, разгрызать орехи, кусать зубами карандаш или ручку, ковырять в зубах железными предметами или держать их во рту.

    Врач-стоматолог проводит дидактическую игру: «Полезно  - вредно».

    На полу размещает плакат,   на  котором  нарисованы,  полезные и вредные продукты для здоровья зубов. Каждому  ребенку необходимо обвести зеленым фломастером один полезный продукт.

    Врач-стоматолог: Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием! А я пришла к вам не с пустыми руками. Угадайте, что полезного для ваших зубов я приготовила.

    Загадывает загадку.

    Иль она играет в прятки?

    Скрылась с головою в грядке

    И сидит, таясь по лисьи…

    Потянул ее за листья

    И поддел рукою ловко.

     Раз! Подпрыгнула …  (морковка)

    Подведение итогов

    Воспитатель: Ребята, что вам понравилось из наших бесед, игр, рассуждений? Хотели бы вы продолжить беседовать на  тему  здоровья? Кому вы расскажите о том,  с чем мы сегодня познакомились?

     Молодцы, вы сегодня отлично поработали! Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение и улыбка помогают нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легче поддаётся болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки. Доброго вам всем здоровья!

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Конспект занятия «Сохрани своё здоровье» составлен по образовательной области «Познание», направление  соц- личн. Прослеживается интеграция образовательных областей.

    Конспект составлен с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей  старшего дошкольного  возраста и опирается на основные принципы дошкольной педагогики.

     Отличительной особенностью занятий по валеологии,   является гармоничное сочетание двух начал: познавательного и двигательного. Достигается этот баланс обязательным включением в каждое занятие 1 – 2 игр средней и малой подвижности, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, самомассажа.

    Занятие продолжает

    Структура занятия включает в себя 7 этапов.

    I этап. Организационный момент. Игра «Ты катись весёлый мячик», стихотворение «Доброе утро».

        позволили привлечь внимание детей, заинтересовать их предстоящей деятельностью, создать устойчивую мотивацию.

    II этап.  Игра – беседа на повторение изученного ранее. В ходе этого этапа оживляются знания детей о материале, изученном на предыдущих занятиях. Ребята припоминают, что объединяет всех людей и чем они отличаются друг от друга. Использование схемы глаза, которая демонстрируется на магнитной доске, помогает воспитанникам уточнить для чего нужны человеку глаза.

    III этап.  Гимнастика для глаз. Целью является снятие зрительного напряжения у детей.

    IV этап. Познавательный блок, цель которого обобщить материал через игру – беседу и подвести детей к самостоятельным выводам    на основе опытов (т уши- слушать и слышать, нос      идентифицировать запах . Словесные-

    V этап. Самомассаж. Избавиться от мышечного напряжения, позаботиться о своём самочувствии.

    VI этап. Дидактическая игра «Чудесная посылка» способствовала  уточнению  знаний детей о средствах гигиены и правилах ухода за зубами.

    VII этап. Сюрпризный момент.  Основная цель данного этапа – создание единых требований в формировании положительной мотивации к сохранении и укреплении собственного здоровья, отработка эмоционально – личностных трудностей в общении – родитель – ребёнок. Картина с ярко нарисованными полезными и вредными продуктами (Дидактическая игра «Полезно - вредно») помогла детям определить то, что надо есть и от чего лучше отказаться.

            В результате проведённого занятия дети  закрепили знаниями о своём организме, доступных способах сохранения и укрепления собственного здоровья. У воспитанников исчез страх перед посещением кабинета зубного врача.  

    Дети  изъявили желание поделиться  полученными знаниями с родителями и вручить им памятки «Сохрани своё здоровье».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

    План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе Тема: «Домашние животные и их детёныши»

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», « Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»Цель: расширять словарный ...

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

    План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: « Прогулка по лесу»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»  Тема: « Прогулка по лесу»...