Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование».
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

        Рабочая программа  составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей.
       Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей 5-6 лет через детское экспериментирование  Особенностью программы  является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность  интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской,  игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной. В программе представлен комплексно – тематический план образовательной  деятельности с детьми на учебный год, который включает виды образовательной деятельности,формы образовательного сотрудничества с родителями, условия реализации.Предусмотрен мониторинг"Проявление познавательной активности
через экспериментальную деятельность"        ( метод - наблюдение).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алтайский край

город Славгород

Рабочая программа

«Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет,

 через детское экспериментирование».

               

                Программа разработана:

                          Судос Людмилой Николаевной,

                                                   воспитателем   МБДОУ «Детский сад № 36».

Пояснительная записка.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

                                                             (китайская пословица)

          В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться  искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». В этом возрасте важно поддерживать инициативу познавательной активности ребенка. А каким образом?

      Огромный потенциал развития познавательной активности детей  имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда,  когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

       В  процессе экспериментальной  деятельности  познавательная  активность  идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок   удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.

      Анализируя  образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью  нужно заниматься более углубленно.

        Рабочая программа  составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным требованиям и обеспечивает целостность  воспитательно – образовательного процесса. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Данная программа рассчитана на один год.

       При разработке программы использованы нормативные документы:

-     ФЗ  «Об образовании в РФ » от 29.12.2012 № 273 - ФЗ

-      Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года.

Распоряжение правительства 2008 год № 1662 – р.

-      Концепция Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 г.г.

-       Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011 – 2015 годы»

-  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11.2009г.

-   Федеральные государственные требования к  условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования № 2151 от 20.07.2011г.

-  Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.1.2660-10

       Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей 5-6 лет через детское экспериментирование.

     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Создать условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности: лабораторию для детских опытов «Я - исследователь» и мини- библиотеку «Почемучка»;
  2. Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
  3. Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  4. Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
  5. Развивать коммуникативные качества.

Предполагаемые результаты:

  • В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь», мини библиотека  «Почемучка»;
  • Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской  лаборатории и познавательной литературой мини - библиотеки;
  • Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
  • Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.

         Особенностью программы  является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность  интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской,  игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.

       В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.

       Программа включает в себя игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.

         При составлении рабочей программы учитывались  и формы работы с родителями: мастер-классы, семинары - практикумы, анкетирование, совместная деятельность детей и родителей, консультации, конкурсы,  наглядная информация для родителей.

 Комплексно – тематический план образовательной

 деятельности с детьми

Дата

проведения, тема

Виды образовательной деятельности

Формы образовательного сотрудничества с родителями

Условия реализации

сентябрь

Я - исследователь

1.Экскурсия в школьную лабораторию.

2.Рассматривание энциклопедии «Почемучка».

3.Просмотр видео «Как проводят опыты».

4.Рисование на тему «Как мы познаем мир».

1. Анкетирование «Ваш взгляд на мир».

 2.Участие в пополнении детской лаборатории и библиотеки.

1.Фотоальбом «Юный исследователь».

2.Библиотека детских книг.

октябрь

Воздух – невидимка

1. Экскурсия на метеоплощадку.

2. НОД «Ветер по морю гуляет».

3.Аппликация «Надуваем паруса».

4.Игра с мыльными пузырями

1.Круглый стол «Игры с ветром»

2.Конкурс «Игрушка для игры с ветром».

3.Совместные прогулки на воздухе «Движение воздуха».

1.Презентация «Воздух-невидимка».

2.Альбом «Воздушные корабли».

3.Выставка детских работ по теме аппликации.

ноябрь

Звук

1.НОД «Где живет эхо?»

2.Беседа «Почему все

звучит?».

3.Игровое упражнение «Где звенит колокольчик?»

  «Что звучит?»

4.Слушание аудиозаписи звуки природы.

1.Совместная деятельность по созданию музыкальных игрушек-инструментов.

2.Эксперимент дома «Где живет эхо?».

1.Выставка шумовых игрушек.

2. Выставка детских рисунков «Рисуем музыку».

3.Аудиозапись рассказов детей «Где живет эхо?»

Декабрь

Мир бумаги

1.Беседа «Как делают бумагу?»

2.НОД «Свойства бумаги»

3. Оригами «Кораблик»

4.Дыхательная гимнастика «Запускаем кораблик».

1.Рекомендации «Поделки из бумаги» .2.Мастер- класс «Оригами».

3.Подбор видов бумаги для деятельности детей.

1.Алгорит «Как появился альбом?».

2.Выставка поделок из бумаги.

Январь

Свет и тень

1.НОД «Свет повсюду»

2.Проведение опытов: «Свет-источник жизни».

3.Наблюдение - «Зачем растениям свет?», «Отражение лучей».

4.Игровое упражнение «Солнечные зайчики»

5. Показ теневого театра.

1.Рекомендации «Игры с солнцем и тенью»

2.Привлечь к совместному наблюдению «Зачем растениям свет?»

3.Совместное изготовление теневых театров.

1.Альбом с фотографиями «Свет у меня дома».

2.Дневник наблюдений за растениями.

3.Выставка теневых театров по русским народным сказкам.

Февраль

Стекло

1.НОД «В мире стекла».

2.Рассматривание  «Таинственные картинки».

3. Игра- забава «Волшебные зеркала».

4. Чтение «Королевство кривых зеркал».

5. Рисование на стекле.

1.Совместная деятельность с детьми разработка  правил безопасности со стеклом.

2.Семинар- практикум  «Детское творчество на стекле».

1. Мини-музей «Чудеса из стекла".

2.Коллекция «Цветные стеклышки».

Март

Магнетизм

1.НОД «Свойства магнита».

2.Опыт: «Мы — фокусники»

3.Игра в кругу с мячом «Притянет – не притянет», «Рыбалка».

4.Ручной труд  «Пархающая бабочка.

1.Привлечь к совместной игровой деятельности «Рыбалка», «Пархающая бабочка».

2.Проведение эксперимента на выявление магнетических предметов.

3.Подбор загадок о магнетических предметах.

1.Картотека опытов с магнитом

2.Коробочки с магнетическими и немагнетическими предметами.

3.Выставка поделок.

Апрель

Волшебная кладовая

(почва)

1.НОД «Волшебная кладовая».

2. Рассматривание макета  «Дом для дождевого червя».

3.Микроисследование

« Кто живет в Земле?».

4.Чтение худ. литературы.

5.Игры с песком.

 

1.Подбор  энциклопедической литературы на тему «Как устроена  волшебная кладовая»,

2.Совместное исследование: «Слои почвы» (с зарисовкой)

3.Подбор коллекции «Волшебные камешки».

1. Макет-схема «Почва».

2.Коллекция полезных ископаемых нашей области.

3.Выставка познавательной литературы по данной теме.

4.Выставка зарисовок.

5.Презентация созданной детской лаборатории «Я -исследователь».

май

Волшебница - вода

1.НОД «В гостях у капельки».

2.Рассматривание иллюстраций «Где прячется вода?»

3.Беседа «Помощница вода».

4.Провести исследование: вода-растворитель .

3. Показ видеосюжета «Водные стихии».

4.Игры с водой.

1.Разработка совместного детского проекта «Волшебница вода»

2.С привлечением родителей провести рейд «Чистый берег».

3.Экскурсия к водоему.

4.Совместное составление рассказа «Мои впечатления об  увиденном».

1.План-схема «Ходит капелька по кругу».

2.Представление результатов работы в «Музее воды».

3. Фотовыставка «Реки, водоемы, моря.

4. Макет глобуса.

5. Мини-бассейн.

       

Мониторинг

"Проявление познавательной активности

через экспериментальную деятельность"

( метод - наблюдение)

 ___________________________________        Ф.И.ребёнка

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

2

 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

3

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

4

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять дествия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Баллы :

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность  в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо

Методическое обеспечение:

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
  2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.
  3.  Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  5.  Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.
  6. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  7. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  8. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  10. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение их в детское экспериментирование».

Филиал МАОУ "Комсомомольская СОШ" детский сад "Ёлочка"   ПРОЕКТ«Развитие  познавательной  активности  у  детей  2-3  лет  через  включение  ...

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»

Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...