«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
учебно-методический материал (старшая группа)
Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 8 «Елочка»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Выступление на тему:
«Развитие познавательной активности
у детей дошкольного возраста
в процессе детского экспериментирования»
Подготовила: воспитатель старшей группы
Мальцева Ф. Н.
2016г.
“Расскажи - и я забуду, покажи - и
я запомню, дай попробовать - и я
пойму”.
Китайская пословица
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали многие классики педагогики (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие).
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Развивается речь.
•Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
•Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основная цель работы по экспериментированию – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-Развитие у детей умственных способностей.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали многие выдающиеся педагоги (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, М.М. Манасеина, П.О. Эфруси)
Содержание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в старшей группе реализуется через совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми
и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Постановка проблемы перед детьми осуществляю двумя способами:
а) педагог создает проблемную ситуацию (в рамках тематического планирования), которая приводит к открытию каких-либо закономерностей. Это может быть представлено в форме приглашения к необязательной, непринужденной деятельности: «Давайте сегодня….», «Сегодня я буду, кто хочет, присоединяйтесь…» (Предложение проверки эффективности разных способов посадки лука; окрашивания воды )
При этом я задействую двойную мотивацию, которая позволяет исключить психологического давления, недопустимого при организации партнерской деятельности. С одной стороны - «мотивация общения с педагогом» - стремление детей быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать (при этом есть «лидерская ячейка» ребят, которая почти во всех случаях включается в деятельность и своим эмоциональным настроем «заражает всех остальных»). С другой – «мотивация личной заинтересованности» - делать то, что интересно (при проведении опытов и экспериментов с песком я предложила детям построить красивый замок для киндер игрушки, солдатики, рыцари ????);
б) проблема формируется самим ребенком.
При этом в силу того, что дети дошкольного возраста непосредственны и активны и познавать могут только то, что им действительно интересно, то иногда проблема, поставленная ребенком может не входить в тематический план, у которого, кстати и нет четких временных рамок. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел взрослый ( При окончании жидкости для мыльных пузырей – дети спросили, можно ли ее сделать самим, следствием чего явился эксперимент по созданию мыльных пузырей из жидкости с разными основами и разных приспособлений ( трубочки, ручки и пр))
2. Поиск путей решения проблем, выдвигание гипотез:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания (эксперименты с воздухом: «Упрямый воздух» - сжатый воздух обладает силой, «Что быстрее» - воздух обладает силой и давит на горизонтальный лист бумаги, «Промокание бумаги»);
- дети предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили (опыты с водой: «Растворится или нет» и снегом: «Взаимодействие воды и снега).
Следует отметить, что я, как партнер становлюсь в равные условия с ребенком. Во-первых, стиль моего общения носит демократический характер, во-вторых, я, стараюсь быть всегда вместе при экспериментальной деятельности , но помощь или советы даю только при появлении ситуации тупика или обьращении ребенка за помощью ,а в –третьих, иногда результат эксперимента неизвестен даже мне .(например «Огород на подоконнике»(сажали лук), сажали листья фиалки);
3.Обсуждение полученных результатов.
Партнерская форма организации пространства предполагает максимальное приближение к ситуации «круглого стола». Количество детей в наших группах не позволяет организовать для этого один стол, поэтому детям разрешено свободно перемещаться, для того, чтобы взять тот или иной материал или посмотреть ход эксперимента у своего товарища.
Формы, методы и приемы, используемые в работе.
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д.
После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удасться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
- целевые прогулки, экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...
-развлечения и досуг ( праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)
Методы:
- Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт)
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
- практический (опыты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий... Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта: дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
В группе проводятся самые разные опыты (например: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри...
На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски (цветные льдинки) , вкуса, запаха воды).
- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач:
* познакомить с чем-то....
* дать или расширить представления о чем -то....
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)
- метод проблемного изложения ( это решения проблемных ситуаций в разных условиях)
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. (Например: на прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок - сухой и мокрый). Что нужно сделать, чтобы получился пирожок?
Снежинка растаяла на ладошке. Почему она растаяла? (потому что она тёплая).
Как сделать цветную воду для снеговика?)
Приемы:
- сообщение
- описание
- объяснение
- инструкции
- постановка вопроса
- показ (демонстрация) опыта
В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которую строю на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности. В уголке имеется основное оборудование.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество метода экспериментирования , но в реальной деятельности дошкольных учреждений, да и нами, он применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей дальнейшей работы в рамках программы будет изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности через разработку примерных тем и содержания эксперементальной деятельности на прогулке, в процессе НОД, деятельности в уголке природы и пр., а главное , систематическое обновление содержания уголка экспериментальной деятельности, привлечение внимания детей к нему, поощрение деятельности детей в нем.
Список использованных источников
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Изд-во «Линка-пресс», 2012.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М.: Изд-во «Дом Федорова», 2010.
- А.И. Иванова «Методика организации экспериментов в детском саду» . Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"
повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование
ГМО...
«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)
Программа по развитию познавательной активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...