Проект "Волшебная водичка"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Матвейко Эльвира Ивановна

Познакомить детей со свойствами воды и ее ролью в окружающем мире, закрепить знания о воде; стимулировать у детей процесс познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Колосок»

«Волшебная водичка»

(экологический проект)

Разработчики: воспитатель

Э.И. Матвейко

помощник воспитателя И.Г. Тимохина

п. Новочернореченский

2012 г.

Цели проекта:

  • развитие познавательной и социально – эмоциональной сферы;
  • сенсорное развитие детей младшего возраста через занятия и игры с водой;
  • формирование экологической культуры.

Задачи проекта:

обеспечить психологическое здоровье и благополучие детей;

- познакомить детей со свойствами воды и ее ролью в окружающем мире, закрепить знания о воде;

- стимулировать у детей процесс познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;

- развивать мышление, познавательские способности у детей в играх с водой;

- освоение способов изображения воды и всё, то с ней связано;

- приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры и занятия с водой;

- обогащать сенсорный опыт детей.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Длительность проекта: 8 недель (1 ноября 2012 г – 29 декабря 2012 г.).

Участники: дети, родители, воспитатель, помощник воспитателя.

Ожидаемый результат:

- самоутверждение личности ребенка: снятие стрессовых факторов;

- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

- активизация словарного запаса;

- расширение знаний детей о свойствах воды и ее роли в окружающем мире;

- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;

- освоение умения изображать один предмет разными способами;

- сотрудничество родителей, педагогов и детей в реализации проекта;

- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Этапы проекта:

1. Начальный этап.

Постановка целей и разработка содержания учебно - воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта.

2. Деятельный этап.

А) Прогулка (наблюдения) (приложение № 1)

  • Осенний дождь
  • Лед
  • Первый снег
  • Иней
  • Облака
  • Снегопад
  • Следы на снегу

      Б)  Занятия (приложение № 2)

  • Занятия с водой по сенсорному развитию и развитию действий с предметами
  • Аппликация «Дельфинчики» (коллективная работа).
  • Конструирование «Домик для тучки».
  • Рисование «Ладошки - осьминожки» (коллективная работа).
  • Лепка «Аквариум».
  • Рисование «Дождик идет» (техника рисования пальчиками).

В) Художественное слово (приложение № 3)

стихотворения о воде;

- потешки о водичке;

- загадки о воде;

- сказки.

     Г)  Игры (приложение № 4)

подвижная игра «Солнышко и дождик»

подвижная игра «Перейди лужу»

подвижная игра «Рыбак и рыбки»

подвижная игра «Капельки ходят по кругу»

подвижная игра «Зонтики»

подвижная игра «Я тучка, тучка, тучка…»

     Д) Работа с родителями(приложение № 5)

Консультация «Экологическое воспитание детей»

Создание книжек-малышек  совместно с детьми на тему «Вода»

Е) Опыты и наблюдения «Необыкновенная водичка» (приложение № 6)

Ж) Коллективная презентация проекта

Выставка книжек-малышек на тему «Вода».

Приложение № 1

Прогулка № 1

«Наблюдение за облаками»

Цели:

—        познакомить с различными природными явлениями;

— показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;

—        формировать творческое отношение к делу.

Ход  наблюдения

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Прогулка № 2

«Наблюдение за дождем»

Цельпознакомить с природным явлением — дождем.

Ход  наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный),определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? —

 Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

 Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

.

Прогулка № 3  

« Наблюдение за первым снегом»

Цели:

  • познакомить с природным явлением — снегом;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Ход   наблюдения

Нахмурилось небо, наверно, не в духе,

Летают, летают белые мухи!

 И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже и тают.

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.

Прогулка № 4

«Наблюдение за льдом »

Цели:  

-        знакомить с природным явлением - льдом;

-       формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде.

Ход   наблюдения

Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

 И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Прогулка №5  

«Наблюдение за морозными узорами»

Цельрассмотреть на окне морозные узоры.

Ход   наблюдения

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Прогулка № 6  

« Наблюдение за облаками»

Цельформировать понятия об облаках и тучах.

Ход    наблюдения

Я вконец себя измучил, 

Все никак не мог понять:

И откуда эти тучи появляются опять?

Но помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесов сторожки тучи

Выползали из трубы.

Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или снег. Предложить детям нарисовать на снегу запомнившуюся тучу.

Прогулка № 7  

« Наблюдение за сезонными явлениями – инеем, заморозками»

Цельформировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход   наблюдения

Обратить внимание на иней. Иней - это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

Прогулка № 8   

«Наблюдение за снегопадом »

Цель - формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Приложение № 2


«Волшебница – вода»

1. Загадка.
2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой
3. Экологическая игра «Посели животное»
4. Подвижная игра «Капельки и тучки»
Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Капельки и тучки», беседа о воде, опыты.
Ход занятия:
-Ребята ,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придёт гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.
- Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бутылке?
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды  (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой.Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.
- А сейчас ещё раз закройте глаза ( берётся бутылка с зелёной водой).

- Какая сейчас по цвету вода? Почему? 
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.

 -а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете ,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём). 
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».
Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой ( соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

«РАССКАЖЕМ ХРЮШЕ О ВОДЕ»

   

Цель. Создание условий для систематизации знаний детей о воде.

Задачи:

  • Знакомить детей с различными состояниями воды
  • Создавать интерес к опытно-экспериментальной деятельности
  • Формировать представления о том, что снег есть опасно для здоровья
  • Развивать речевую активность, обогащать словарь
  • Учить проявлять сочувствие, вызывать эмоциональный отклик на проблему.

Предметное наполнение: игрушка «Хрюша», прозрачная ёмкость с водой, чистая белая салфетка, сито, банка, маленькие стаканчики на каждого ребёнка, трубочки, салфетки по числу детей.

Предварительная работа: опыты с водой, беседа о значении воды в жизни человека, игры со снегом на прогулке, рассматривание иллюстраций о воде, просмотр видеофильма о явлениях природы.

Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, здоровье.

Ход занятия.

        В гости к детям приходит Хрюша.

- Здравствуйте, ребята. Я шёл к вам в гости и решил принести угощение. Сам сделал! Вот, это мороженное.

Достаёт вазочку, а там – вода. Хрюша плачет.

- Как же так. Я старался.

В: А из чего же ты сделал угощенье?

Х: Из снега. Он такой белый, красивый, я подумал, что он, наверное, ещё и вкусный!

В: Наши ребята знают, что снег растаял. Почему? (ответы детей).

Да и потом, наши ребята не стали бы есть такое мороженное. Почему? (ответы детей).

Во-первых, снег очень холодный, а во-вторых, он грязный.

Хотите проверить?

        Опыт 1.

Процедить воду через белую салфетку. На салфетке останутся песок и грязь. Сделать вывод.

В: Хрюша, но ты не расстраивайся. Вода, как волшебница умеет превращаться.

 Дети отвечают во что превратилась вода (снег, дождь, иней, роса, лёд).

А ещё с водой можно играть. Хотите поиграть?

        Опыт 2. Мыльные пузыри.

В приготовленные стаканчики дети под наблюдением воспитателя добавляют мыльный раствор и специальными трубочками выдувают пузыри.

В: Ну вот, ребята, мы заигрались, а Хрюше уже пора домой.

Приложение 3

Что такое вода?

Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.
Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: Каждый
Пусть запомнит и поймет.

 

Снежинка – балеринка.

Жила – была на свете

Снежинка – балеринка.

Кружил январский ветер

Весёлую снежинку.

 Снежинка – балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

Дождик

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Иней

Всё вокруг укутал иней

В заячий тулуп:

Провода электролиний,

Крыши, дым из труб.

 Опушил пеньки лесные,

На сосне – иголки,

И набросил ледяные

Кружева на ёлки.

 Ягодам рябины алой

Подарил косынки,

Гроздь рябины засверкала

Разноцветной льдинкой.

Росинка

На тонкой паутинке,

Качается росинка,

Светлая, хрустальная

Словно бусинка на вид.

Лес зеркальный отразит

Капелька зеркальная.

 

Весенний дождик

 По листве и по траве

Скачет  дождик во дворе.

Дверь балконную открыла –

Свежестью запахло вдруг.

На балконе дочка Мила

Зонтики считает вслух;

 Зонтик в клетку голубую

Переходит мостовую,

Зонтик розовый с цветами,

Есть такой у тёти Ани.

И с игрушечным зонтом

На прогулку вышел гном.

* * *

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

С. Маршак.

 

* * *

Дворник снег большой лопатой

Отгребает от дверей.

Снег весенний, ноздреватый,

И на том снегу лохматом,

Хмурый скачет воробей.

Он по солнечному свету

Стосковался в зиму эту.

Ты снежком его не бей,

Пусть он скачет воробей!

В. Шошин.

 

* * *

Летят последние снежинки,

Повисли с крыш сосульки,

Всё чаще в вышине видна

Весенняя голубизна.

Е. Трутнева

 

* * *

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

А. Яшина.


Вода

Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает
всех она любит сила - Вода
И осторожно задев берега
Нас убивает тайной вода.
Много загадок ходит
И опят же вода:
Мировой океан.
Треугольник,материк Атлантида...
Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это главная тайна
Для нас!


Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку ?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!


Ручеек.
Познакомьтесь, мой дружок - 
Маленький и быстрый 
Синеглазый ручеек 
Чубчик серебристый. 
Он бежит издалека, 
По камням и сучьям. 
Я завидую слегка: 
Ах, какой везучий! 
Он увидит океан, 
Корабли и чаек. 
Каждый мальчик-капитан 
О таком мечтает. 
Поспешает ручеек 
По траве и шишкам 
А на спинке он везет 
Лодочку мальчишки. 

Дождик.

Утром дождику не спится. 
Он в окошко к нам стучится. 
Нас вчера с подружкой Зиной 
Он настиг у магазина. 
Мы не стали убегать, 
Мы с ним начали играть. 
Мы по лужицам плясали, 
Как в реке, намокли сами. 
Он опять стучит в окошко — 
Поиграть зовёт немножко.
Мы по лужице — туда. 
Мы по лужице — сюда. 
И ещё бегом — туда. 
И опять — туда-сюда. 
Мы б ещё, да вот беда: 
В луже кончилась вода.


Дождинки

Мокрою тропинкой
Я бегу домой. 
Частые дождинки 
Хлещут в зонтик мой.
Саблей золотою 
Тучу гром рассёк. 
И бежит за мною 
Звонкий ручеёк


Белый снег

А сегодня выпал снег -
Развалился он по крышам.
Снег на крышах - белый миша,
Дремлет, будто бы не слышит.

Есть ещё дорожный снег,
Этот снег - хрустящий хрюша.
Хрюкнет, если человек
Ноженькой потопчет уши.

Белый, белый снег на крышах,
Нет его в природе тише -
Налетавшись, опадает,
Превращаясь в хрюшу с мишей.

А сегодня взял разбег
Снег-мишутка - с крыш скатился:
"Не хочу лежать весь век!",
И в сосульки превратился.

Настоящим стал и хрюня -
Он теперь у нас грязнуля.
Чавкал громко под ногами,
Хлопал и звенел ушами.

Старый талый снег на крышах,
Он весны приход услышал,
Отоспавшись, опадает
И капелью звонкой слышен.



Снежок и Алешка

С улицы домой Алешка
первый снег принес в ладошке.
«Мама! – закричал мальчонка,
протянул вперед ручонку. –
Я снежок принес сюда!..» -
И замолк. Одна вода
на пол капала с ладошки.
В голос заревел Алешка:
«Кто-то снег мой утащил,
мне в ладонь воды налил!»
Лешке тут его сестренка
крикнула со смехом звонким:
«Догадаться сам не мог,
что растаял твой снежок!»


Кто не умывается

Кто горячей водой умывается, 
Называется молодцом. 
Кто холодной водой умывается, 
Называется храбрецом.

А кто не умывается, 
Никак не называется.

Автор: Петр Синявский


Моряк

Как пройти мне мимо лужи?
Я с водою очень дружен.
Ножкой шаркаю по дну -
Проверяю глубину.
Вот не видно сапога,
Значит лужа глубока.
Не волнуйтесь, я бывалый -
Мой сапог и глубже плавал.


Загадки про воду

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
***
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир, 
***
Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
***
В жаркий день
Самой желанной бывает.
***
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
***
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
***

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

***
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. 
Собрались овечки у небесной речки. 
(Облака)

***

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)

***
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
(Река)

***

В нее льется, из нее льется, 
сама по земле плетется. 
(Река).

***
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)

***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

***
Кругом вода, а пить нечего.
(Море)

***
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

***
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)

***
На дворе переполох: 
С неба сыплется горох. 
Съела шесть горошин Нина, 
У нее теперь ангина. 
(Град)

***
Сперва – блеск, 
За блеском – треск, 
За треском – плеск. 
(Молния, гром, дождь)

***
Вот по небу мчится конь – 
Из-под ног летит огонь. 
Конь копытом бьет могучим 
И раскалывает тучи. 
Так он тяжело бежит, 
Что внизу земля дрожит. 
(Молния, гром)

***
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. 
(Дождь)

***
Не пешеход, а идет 
Мокнут люди у ворот. 
Ловит дачник его в кадку. 
Очень трудная загадка? 
(Дождь)

***
Чист, ясен, как алмаз, 
Но дорог не бывает. 
От матери рожден 
И сам ее рождает. 
(Лед)

***
Он как алмаз: 
И тверд, и чист, на солнышке сверкает, 
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. 
(Лед)


Заклички

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!

Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру!

Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач!

Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелёненьком лужочке!

Водопад

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.

Море

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?

Волна, волны

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт.

В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.

Река

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.

Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.

Берега

Два братца через мать
Друг на друга глядят.
Два братца друг на друга глядят,
А сойтись не могут.

Болото

Не вода, не суша - 
На лодке не уплывёшь 
И ногами не пройдёшь. 
Не пройдёшь, не проедешь - 
Обойдёшь стороной. 
И водицы не попьёшь 
С синеватой пеленой.

Не море, не земля, 
А кораблям плавать нельзя.

Все обходят это место: 
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи... 
Нет опоры для ноги.

Пруд

Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?

Родник

Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.

Там, где корни вьются,
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдёт - нагнётся
И опять в дорогу
Силы наберётся.

Ручей

Под осоку на песок
Уронили поясок. 
И лежит - да не поднять,
И бежит - да не поймать.

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной.

Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?

Роса

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.

Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает.

Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.

 

Снег

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг.

Он слетает белой стаей 
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло -
Одеяло потекло.

Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт.

На всех садится,
Никого не боится.

Одеяло белое
Не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.

Живёт - лежит,
Умрёт - побежит.

Лежал, лежал,
Да в реку побежал.

Белая скатерть
Всю землю покрыла.

На дворе горой,
А в избе водой.

Ни ведёрка, ни кисти,
Ни рук,
А побелит всё вокруг.

Снежинки

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Снеговик

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Снежная баба

Меня не растили
-Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза - угольки,
Губы - сучки.
Холодная, большая.
Кто я такая?

Снежный ком

По снегу покатите -
Я подрасту.
На костре согреете -
Я пропаду.

Град

С неба крупа падает.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.

Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберёт.

Лёд

Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

В руках у Тани
Зима в стакане.

В огне не горит,
В воде не тонет.

Зимнее стекло
Весной потекло.

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.

Прорубь

Шуба нова,
А на подоле дыра.

В новой стенке,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
А за ночь вставлено.

Сосулька

Что вверх корнем растёт?

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.

Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет,
А на солнце плачет.

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет -
Заплачет она и умрет.

Висит за окошком
Кулёк ледяной
Он полон капели
И пахнет весной.

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.

Приложение № 4

«Перейди лужу»

«Лужами» будут большие листы бумаги, разложенные на полу. По сигналу бежим с одного конца комнаты до другого и обратно, огибая лужи, чтобы ножки «остались сухими».

 «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан, (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

"Рыбаки и рыбки"

Подготовка к игре. Определяется игровая зона (например - волейбольная площадка) и выбирается водящий ("рыбак"). Остальные игроки - "рыбки".

Описание игры. По сигналу тренера, водящий догоняет любого игрока и задевает его рукой (осаливает). Водящий и осаленный игрок берутся за руки одной рукой (образуют "рыбацкую сеть") и начинают догонять остальных "рыбок", бегая парой, не разъединяя рук. Догнав и осалив следующего игрока, они присоединяют его к "рыбацкой сети" и "рыбачат" уже втроем, перемещаясь по залу, держась втроем за руки. Таким образом, с каждым осаленным игроком, "сеть" становится на одного человека длиннее, а "рыбок" на одну меньше. Игра продолжается до тех пор, пока все "рыбки" не будут пойманы.

Правило. Разрывать "сеть" (отпускать руки) во время игры запрещается. Игрок, осаленный при разорванной "сети", пойманным не считается и остается "рыбкой".

"Солнышко и дождик"

Дети встают по кругу.-

«Смотрит солнышко в окошко, (Идут по кругу.)

Светит в нашу комнатку».

«Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают стоя на месте.)

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на  месте.)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши)

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

Приложение № 6

Опыт №1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды? 

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Опыт №4: “У воды нет вкуса” 
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых 
вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №5: “У воды нет запаха” 
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее  растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: «Пар – это тоже вода» 
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

Опыт №8: «Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт №9: «Куда делась вода?»

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

 

Опыт №10: «Прозрачная вода может стать мутной»

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).

 

Опыт № 11: «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

 

Опыт № 12: «Руки станут чище, если помыть их водой»

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

 

Опыт № 13: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...