Невидимка - воздух
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Из опыта работы: экспериметальной деятельности. Изучаеем Воздух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevedimka2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Невидимка воздух»

Возраст исполнителей: средняя группа (4 – 5 лет).

Объект исследования: воздух.

Руководители исследования: Волкова Л.В.

Образовательное учреждение: МАДОУ № 4.

Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 подноса;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- апельсин, чеснок,

- воздушные шары.

 

Ход экспериментальной деятельности:

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория (подходят к лаборатории).

Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Лунтик:О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Лунтик: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Что нужно сделать, чтобы в мешке не стало воздуха?

Дети: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять станет пустым.

Воспитатель: Итак, ребята воздух, какой? (прозрачный), чтобы увидеть воздух, что мы сделали? (мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его).

Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Лунтик! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Лунтик: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

На столе стоят игрушки и дети раскладывают так, чтобы они стояли:

1. Предметы, в которых есть внутри воздух.

2. Предметы, где нет воздуха.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Лунтику! Теперь ты знаешь, Лунтик, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если  внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Лунтик: Теперь я знаю: внутри предметов, где, кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Почему появились пузырьки? (мы дули в трубочку). А как вы думаете, внутри нас есть воздух? (Ответы). Чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

 Воспитатель: Ребята, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей? (ответы детей).

Воспитатель: В каждом пузыре внутри находится воздух. Мыльный пузырь наполняется воздухом, и отрывается от петельки и парит в воздухе.

Лунтик: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Лунтику, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт № 3 «С салфеткой».

Воспитатель: Давайте, с помощью салфетки попробуем увидеть, как мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Воспитатель: Что вы заметили? (салфетка шевелиться). Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ветерок, который вы создали, помог корабликам плыть. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Лунтик: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт № 4 «С веером».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть.

Опыт № 5 «С апельсином и чесноком».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Лунтик: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Лунтик, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.Опыт № 6 «Не дышу»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем жить без воздуха? (ответы детей). А давайте, проверим (дети закрывают нос).

Воспитатель: Вот видите, мы не смогли долго прожить без воздуха.

Воспитатель: Что ты, Лунтик! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Лунтик: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух … (ответ детей) бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух… (ответ детей) его надо поймать;

Что воздух есть внутри пустых предметов?

А еще где?

Ответ детей: Внутри людей.

А есть ли запах у воздуха?

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это … (ответы детей)

Воспитатель: Лунтик, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Лунтик: Я тут!(дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Результат.

   В ходе экспериментальной работы у детей появились новые знания о свойствах воздуха. Они проявили любознательность и наблюдательность, старались сами рассказывать об увиденном, делали свои выводы и умозаключения. Эта деятельность вызвала познавательный интерес у детей к опытам. Ребята сами проявляли желание к исследовательской деятельности, старались работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Значение.

    Проводя работу, мы старались вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности и расширить  их кругозор. Вызвать желание исследовать воздух различными, доступными способами. Сформировать у детей чувства бережного отношение к окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Невидимка воздух

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...