Невидимка - воздух
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме
Из опыта работы: экспериметальной деятельности. Изучаеем Воздух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevedimka2.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Невидимка воздух»
Возраст исполнителей: средняя группа (4 – 5 лет).
Объект исследования: воздух.
Руководители исследования: Волкова Л.В.
Образовательное учреждение: МАДОУ № 4.
Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок,
- воздушные шары.
Ход экспериментальной деятельности:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория (подходят к лаборатории).
Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Лунтик:О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? (ответы детей).
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Лунтик: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Что нужно сделать, чтобы в мешке не стало воздуха?
Дети: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять станет пустым.
Воспитатель: Итак, ребята воздух, какой? (прозрачный), чтобы увидеть воздух, что мы сделали? (мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его).
Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно, Лунтик! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Лунтик: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
На столе стоят игрушки и дети раскладывают так, чтобы они стояли:
1. Предметы, в которых есть внутри воздух.
2. Предметы, где нет воздуха.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Лунтику! Теперь ты знаешь, Лунтик, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Лунтик: Теперь я знаю: внутри предметов, где, кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Почему появились пузырьки? (мы дули в трубочку). А как вы думаете, внутри нас есть воздух? (Ответы). Чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Воспитатель: Ребята, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей? (ответы детей).
Воспитатель: В каждом пузыре внутри находится воздух. Мыльный пузырь наполняется воздухом, и отрывается от петельки и парит в воздухе.
Лунтик: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Лунтику, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт № 3 «С салфеткой».
Воспитатель: Давайте, с помощью салфетки попробуем увидеть, как мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Воспитатель: Что вы заметили? (салфетка шевелиться). Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ветерок, который вы создали, помог корабликам плыть. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Лунтик: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт № 4 «С веером».
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть.
Опыт № 5 «С апельсином и чесноком».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Лунтик: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Лунтик, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.Опыт № 6 «Не дышу»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем жить без воздуха? (ответы детей). А давайте, проверим (дети закрывают нос).
Воспитатель: Вот видите, мы не смогли долго прожить без воздуха.
Воспитатель: Что ты, Лунтик! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Лунтик: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Что воздух … (ответ детей) бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух… (ответ детей) его надо поймать;
Что воздух есть внутри пустых предметов?
А еще где?
Ответ детей: Внутри людей.
А есть ли запах у воздуха?
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это … (ответы детей)
Воспитатель: Лунтик, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Лунтик: Я тут!(дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
Результат.
В ходе экспериментальной работы у детей появились новые знания о свойствах воздуха. Они проявили любознательность и наблюдательность, старались сами рассказывать об увиденном, делали свои выводы и умозаключения. Эта деятельность вызвала познавательный интерес у детей к опытам. Ребята сами проявляли желание к исследовательской деятельности, старались работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Значение.
Проводя работу, мы старались вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности и расширить их кругозор. Вызвать желание исследовать воздух различными, доступными способами. Сформировать у детей чувства бережного отношение к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
«Невидимка воздух».
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Невидимка воздух
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....
"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"
Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать развивать познавательную активность в...
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...