"КАК РОЖДАЕТСЯ ДОЖДЬ?" Занятие по ознакомление с окружающим с применением опытно-экспериментальной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тыщук Ирина Федосеевна

Знакомить детей с образованием дождя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим с использованием опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

«Как рождается дождь»

Тыщук И. Ф. воспитатель ГККП

 «Детский сад № 12 им. С. Торайгырова г. Аксу»

Образовательная область: «Познание»

Раздел : «Ознакомление с окружающим »

Цель:  Познакомить детей с процессом образования дождя.

Задачи: 1. Совершенствовать знание детей о состоянии воды в разное время года.                     2. Закрепить понятия «грибной дождик», «проливной дождь», «ливень»                                                        3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к новым знаниям.

Оборудование: Ноутбук с видеосюжетами о воде, таблицы для работы по мнемотехники, глобус, комплект для экспериментирования по количеству детей: стаканы с пресной и солёной водой, губки, тарелки, таз, салфетки.

Предварительная работа: Беседа о важности воды в жизни всего живого. Опытно – экспериментальная деятельность, просмотр видеосюжетов о воде и дожде.

Билингвальный компонент: вода – су, дождь – жаңбыр.  

                                Ход занятия

Дети вместе с воспитателем просматривают видеосюжеты,  в которых рассказывается  о разном состоянии воды в разное время года. Ещё раз напомнить детям о том, что снег, туман, иней, сосульки, лёд, иней и морозные узоры – это всё вода. Беседа с детьми по содержанию просмотренных видеосюжетов:

  1. Работа с глобусом. Рассмотреть глобус – макет земного шара.
  • Почему на глобусе так много голубой краски?  (Голубой  цвет – это вода. Воды на Земле намного больше, чем суши.)
  • Каким цветом обозначается суша на глобусе? (Суша на глобусе обозначена жёлтой, зелёной и коричневой красками)
  • Что обозначено на глобусе белым цветом? (Белым цветом на глобусе обозначается вечная мерзлота ).

           Для того чтобы детям было легче  представить сколько же воды на Земле,        взять в качестве модели земли яблоко. Яблоко разрезать на четыре части. Одна часть яблока это суша, три другие – вода. Вывод: на нашей земле много воды. Большие голубые  пространства – это океаны и моря, но вода в них не такая как в реках и озёрах.  В  океанах и морях вода солёная (дети пробуют подсолённую воду из стаканчиков.) В реках, озёрах и прудах вода пресная. (Дети пробуют пресную воду).

  • Какую воду пьют люди? (пресную, но её надо обязательно кипятить).
  • Почему нельзя пить солёную воду?
  • Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
  • В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь, туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)
  • Какая вода в реках, озёрах, родниках? (пресная).
  • Какая вода в океанах, морях? (солённая).
  • Какую воду можно пить? (пресную, очищенную).
  • В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь)

    Динамическая пауза : «Сколько знаем мы дождей?»

Сколько знаем мы дождей?                                            

Посчитаем поскорей : дождик с ветром, дождь грибной.

Дождик с радугой – дугой, дождик с солнцем,                  

Дождик с градом, дождик с рыжим листопадом.

  1.  Просмотр видеосюжета о рождении дождя.  Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя.
  • Как рождается дождь?
  • Где собираются капельки воды, и что происходит потом? (капельки воды собираются в облаках, когда капелек собирается достаточно много, то идёт дождь).
  • Какие виды дождя вы знаете? ( назвать и объяснить: грибной, проливной, ливень).

Работа по таблицам(мнемотехника).  Дети с помощью графической аналогии и заместителей  рассказывают по мнемотаблицам,  о каком виде  дождя идёт речь.

  •  В какое время года идёт тот или иной дождь?
  • Почему вы так решили?
  • Похож ли летний дождь на осенний?  
  1. Опытно  - экспериментальная деятельность.  На столах перед детьми лежат подносы с губками.
  • На что эти губки похожи? (на облака)                                       Воспитатель предлагает сжать губку.
  • Почему из такого «облака» не идёт дождь?  (потому что губка сухая).
  • Предложить детям добавить воды из стаканчика на губку, сжать её .                                                             Что происходит, если губку сжать? (получается дождь, но его ещё мало)
  • Как можно назвать такой дождик? (грибной)                          

 Затем на облако вылить всю воду из стаканчика. Что бы помочь воде пропитать облако, можно слегка нажать на губку.

  • Что произойдёт, если сжать облако? (пойдёт сильный дождь).

Вот так всё происходит и  в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда их становится слишком много, идёт дождь.

  1. Рефлексия. Дети отвечают на вопрос воспитателя : « Сможете ли вы рассказать своим товарищам или родителям о том, где рождается дождь, какой бывает дождь и какое значения имеет вода для всего живого на земле?»

Далее воспитатель обращает внимание на тучку(муляж), которая висит на шторке . «Дети, посмотрите, к нам прилетело облачко! Давайте посмотрим, нежели оно нам дождь принесло?». Дети подходят к облачку и обнаруживают там книжки – раскраски (сюрпризный момент).

  1. Дети благодарят облачко, прощаются с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно- развивающего занятия по ознакомлению с окружающим на основе опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего школьного возраста в коррекции и 6-7 лет в норме "То снег,то лёд,то совсем наоборот"

Занятие знакомит детей с различным состоянием воды в окружающей среде с помощью опытов и экспериментов и применение метода ММЧ(моделирование маленькими человечками)...

Творческая работа «Практическое применение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности».

Творческая  работаТема: «Практическое применение опытно – экспериментальнойи исследовательской деятельности»....

Конспект НОД по окружающему миру. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Конспект НОД по окружающему миру.Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов ;Задачи: ...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Формирование представлений об окружающем через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Возрастная группа детей: 3-7 лет

Консультация для педогогов дошкольных учреждений на тему "Формирование представлений об окружающем через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Возрастная группа детей: 3-7 лет"...

Проектная деятельность с применением опытно- экспериментальной деятельности « ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА»

Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников о том, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печёт...