Главные вкладки

    конспект коррекционно- развивающего занятия по ознакомлению с окружающим на основе опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего школьного возраста в коррекции и 6-7 лет в норме "То снег,то лёд,то совсем наоборот"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Занятие знакомит детей с различным состоянием воды в окружающей среде с помощью опытов и экспериментов и применение метода ММЧ(моделирование маленькими человечками)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_o_sostoyaniyah_vody_v_prirode.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

    ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

                               «ЮЖНОЕ БУТОВО»

    ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОРОДА МОСКВЫ

                                  конспект

     коррекционно - развивающего   занятия по ознакомлению с окружающим на основе опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего школьного          возраста с умеренной умственной отсталостью

    ТО СНЕГ, ТО ЛЁД, ТО СОВСЕМ НАОБОРОТ

                                                       Составила и провела: Демидова Т.А.

                                                       воспитатель 1 категории ГКУ ДДИ

                                                        «Южное Бутово»

       

                                   МОСКВА 2013

    «ТО СНЕГ, ТО ЛЁД, ТО СОВСЕМ НАОБОРОТ»

    Цель: познакомить детей с различными состояниями воды в окружающей среде с помощью опытно – экспериментальной деятельности и применения метода ММЧ (моделирование маленькими человечками).

    Задачи:

    Образовательные: расширять знания и представления о воде, её состояниях (твёрдое, жидкое, газообразное);

    формировать понятие о переходе воды из одного состояния в другое при воздействии окружающей среды;

    познакомить с моделированием маленькими человечками при определении состояния воды;

    закрепить понятие о круговороте воды в природе.

    Коррекционно - развивающие: коррекция внимания, логического мышления, умения устанавливать причинно – следственные зависимости.

    Воспитательные: воспитывать желание работать в коллективе, получать окончательный результат и делать выводы.

    Возрастная направленность: для детей среднего школьного возраста  с умеренной умственной отсталостью.

    Оборудование: по 3 стаканчика на каждого, по 1 воронке, марля и вата для фильтров, по 1 тарелочке и 1 баночке из стекла на каждого, термос с кипятком, зеркало, снег, лёд, листы бумаги (белого, серого, голубого цвета), цветные картинки на каждого, ветка дерева.

    Наглядно – дидактический материал: картинки с изображением льда, воды, снега, инея; картинка – схема «Круговорот воды в природе» (зимний вариант); альбом наблюдений с зарисовкой опыта «Как образуется иней», карточки с человечками для ММЧ (модулирование маленькими человечками).

                                                Ход работы.

    Организационный момент:

    На столах  тарелка со льдом, пластиковые стаканчики, термос, зеркало, салфетки.

    - Посмотрите, ребята, как изменилась наша группа. Она снова превратилась в лабораторию. Значит,  и мы сегодня будем не просто ребятами, мы будем…

    - Кем мы будем? (лаборантами)

    - Правильно, мы снова будем лаборантами, будем в этой лаборатории  знакомиться со свойствами, точнее с состоянием воды (подходят к столам, одевают фартуки).

    Коррекционно – развивающий блок

    - А где же вода?  Почему на столе снег и лёд? Мы же должны знакомиться с состоянием воды? (ответы детей).

    - Снег и лёд это тоже вода? Давайте проверим.

    Опыт 1. Лёд – твёрдая вода.

    Тарелка с кусочками льда, стаканчики на каждого ребёнка.

    Давайте возьмём по кусочку льда.

    - Лёд какой? (холодный, твёрдый).

    Положите его в стакан и посмотрите, что с ним происходит (он тает)

    - Во что превращается лёд? (в воду)

    - Можно ли утверждать, что лёд – это твёрдая вода? (да, можно)

    Достаёт бутылку с водой.

     - В бутылке  какая вода?

    (жидкая)

    - Так в каких состояниях может быть вода? (жидком,  твердом)

    На столе у нас термос с кипятком. Давайте докажем, что там тоже вода.

    Опыт 2. Пар – это тоже вода.

    Воспитатель открывает термос с кипятком и показывает пар детям.

    - Что это? (пар)

    - Пар – это ещё одно состояние воды. Когда появляется пар? (когда воду нагревают). Давайте поставим над паром зеркало и посмотрим, что произойдёт с паром.

    - Что появилось на зеркале? (капельки воды).

    - Можно ли утверждать, что пар – это вода? (можно)

    - Почему? (ответы детей)

    - Мы увидели ещё одно состояние воды – газообразное.

    - Давайте ещё раз перечислим,  в каком состоянии бывает вода? (жидкое,  твёрдое, газообразное)

    - В какое время года вода бывает в твёрдом состоянии? (зимой) Почему?

    - Если снег и лёд бывают только зимой, значит они чем - то похожи? Как вы думаете? (ответы детей) Чтобы определить сходство или отличие льда и снега, проведём опыт.

    Опыт 3.  Определение цвета.

      Детям раздают по два стакана: в одном лёд, в другом снег.

    - Какого цвета снег? (белый)

    - Какого цвета лёд? (бесцветный) /если дети называют серый, голубой или белый, то показать им бумагу этого цвета/

    Опыт 4. Определение прозрачности.

    Положить под стаканчик со снегом цветную картинку.

    - Видна ли картинка? Почему? Что мы скажем о снеге, он прозрачный или нет?

    То же самое проделать со льдом.

    Вывод: лёд прозрачный, а снег нет.

    - Одинаковые ли снег и лёд? (разные).

    - Снег и лёд бывают летом? Почему? Когда они бывают? (ответы)

    Вспомните наш опыт с замерзанием воды. Вода замерзает только при минусовой температуре, то есть, когда на улице мороз.

    - Летом вода замерзает? (нет)

    - Мы выяснили, что снег и лёд, а уж тем более вода не похожи. А знаете почему? (ответы принимаются все)

    - Сейчас я вам объясню (подходят к доске).

    - Вода, снег и лёд состоят из молекул, они очень маленькие и их не видно. А чтобы нам было понятно, мы обозначим молекулы маленькими человечками.

    - Посмотрите, как выглядят человечки внутри льда: крепко держатся за ручки, жмутся друг к другу (показать на карточке).

    - Человечки, находящиеся внутри воды, уже не держатся за руки, они, как бы отошли друг от друга.

    - А вот как выглядят человечки пара: они так разогрелись, что далеко – далеко  отошли друг от друга и не могут стоять на месте, а бегают и прыгают, они много и независимо друг от друга, путешествуют.

    - Давайте посмотрим картинку с изображением круговорота воды в природе зимой / рассматривание/.

    - Почему снег и лёд лежат на земле зимой? Потому что маленьким человечкам холодно, они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки – лед из твёрдого состояния перешёл в жидкое, получилась вода. А солнце греет всё сильнее, человечкам становится всё жарче и жарче. Они начали отодвигаться друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях – вода исчезла, превратилась в пар. Пар поднимался от земли всё выше и выше… И что же там с ним стало? (пар снова превратился в воду) Правильно, ведь на верху человечкам стало опять холодно и они снова стали прижиматься друг к другу – образовался снег и выпал на землю. Так у нас и получился круг  – круговорот воды.

    Возвращаются к столам, на которых оставались стаканчики со льдом и снегом.

    - Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканчиках. Что с ними произошло? (растаяли)

    - Правильно, под воздействием тепла снег и лёд растаяли, превратились в воду.

    Вывод: снег и лёд превращаются в тепле. А на морозе наоборот: снег и лёд образуются из воды.

    В природе, зимой существует ещё одно состояние воды (показывает веточку).

    - Вспомните наш опыт с веточкой (рассматривают альбом наблюдений за опытами с зарисовкой). Что на ней образовалось на морозе, когда мы держали её над ведром с горячей водой? (иней)

    - Иней – это тоже состояние воды. Как вы думаете, какими человечками мы обозначим иней? Твёрдое состояние, как снег и лёд, жидкое как вода или как пар – газообразное?  (ответы детей)

    - Вы часто на прогулке хотите попробовать, а некоторые даже едят снег. Давайте посмотрим, что скрывает в себе белый и пушистый снег.

    Опыт 5.

    - Давайте возьмём тот стаканчик с водой, где был снег. Мы будем проводить опыт с талой водой и увидим,  какой снег, чистый или грязный.

    - Будем с вами фильтровать талую воду с помощью воронки и фильтра. Фильтр мы сделаем сами из ваты и марли: берём с вами марлю, заворачиваем в неё вату. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку.

    - Что мы с вами сделали? Через что прошла вода?

    Достаньте фильтр и положите на тарелку, посмотрите.

    - Что вы видите? (грязь)

    - Какая вода в баночке? (чистая, фильтрованная)

    - Что мы выяснили, когда провели опыт? Какой снег? (ответы)

    Вывод: снег грязный.

    - Можно есть снег? (нет)

    Рефлексия.

    - Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии.

    - В каких состояниях бывает вода? Что обозначают маленькие человечки,  с которыми мы сегодня познакомились?                                                                            - Вам понравилось работать в лаборатории?

    - Мы с вами ещё встретимся за этими столами и поговорим о свойствах снега и льда.

    Приложение

    Опыт 1- Замерзание воды.

    Цель: подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием воды.

    Налить воду в одинаковые ведёрки. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Одно ведёрко вынести на улицу, а другое оставить в помещении. Попросить детей объяснить, почему вода в одном ведёрке замёрзла, а в другом нет.

    Вывод: вода превращается в лёд при низкой температуре.

    Опыт 2 – Образование инея.

    Цель: дать представление о возможности перехода воды в разные состояния в зависимости от температурных условий.

    Вынести на улицу ведро с горячей водой или чайник с кипятком при морозной погоде и подержать над ним ветку дерева. Попросить детей объяснить, что же происходит (пар из чайника поднимается вверх, охлаждается, кристаллизуется и оседает на ветках в виде инея).

    Вывод: пары влаги при низких температурах замерзают и кристаллизуются.

    Список используемой литературы

    1 Воронкевич о.А. Добро пожаловать в экологию СПб Детство – пресс 2005

    2 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты – М. ТЦ « Сфера» 2005

    3 Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду  М. издательство «ЛИНКА – ПРЕСС» 2007

    4 Козлова С.А. Мой мир  М. 2000

    5 Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.  М. пед.общество России 2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Породы кошек"

    Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по о...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

    Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

    Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

    Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

    Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

    Конспект коррекционно - развивающего занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми раннего возраста.

    Лексическая тема: «Домашние животные».Тема занятия: Корова, лошадь».Цель: познакомить с домашними животными корова и лошадь. Задачи:- Продолжать знакомство с домашними животными...


     

    Комментарии

    При помощи проведения занятия по этому конспекту расширяются и обогащаются знания детей о воде, её состояниях,формируются понятия о переходе воды из одного состояния в другое при воздействии окружающей среды. Я очень люблю проводить занятия на основе опытно - экспериментальной работы,они так же нравятся детям.

    Работаю в интернате с умственно отсталыми детьми, стараюсь развивать их разными способами.Стала организовывать занятия в виде проведения опытов.Дети сами делают выводы и умозаключения