Блочно-тематическое планирование "Экологическое воспитание" (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Колобова Наталия Владимировна

Задачи:

 

  1. Расширить и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

 

 

  1. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

 

 

  1. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блочно-тематическое планирование

«Экологическое воспитание»

(подготовительная группа)

Задачи:

  1. Расширить и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

  1. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

  1. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.

Тема № 1

«Неживая природа осенью»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Я и природа»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений; показать красоту и уникальность

Д/и «Природа – не природа»,

«Угадай, что в мешочке».

Д/и на классификацию «Растения, животные…»

Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа».

Сбор мусора на экологической тропе.

Рисование «Наш цветник»

«Наш дом – природа»

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; продемонстрировать радость общения с природой своей местности.

Чтение художественной литературы: Э. Могилевская «Жил на свете человек», В. Орлов «Дом под крышей голубой»

Сравнение «Дом-Жилище человека» и «Дом – природа».

Экскурсия в сквер, «Как люди заботятся о растениях в сквере».

Аппликация      «Я и природа»

Поход в лес в период золотой осени

Учит детей выделять природные изменения в лесу, красоту окружающей природы; обобщать знания правил поведения в лесу. Дать представление о том, что лес – это сообщество растений и животных.

Поход с родителями в лес. Изготовление модели «Лес» (сезонные изменения).

Рассматривание «Лесные находки». Наблюдение за сезонными изменениями в лесу.

Рисование «Мы в осеннем лесу»: сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра». Изготовление поделок из природного материала.

Осенние

явления в неживой природе

Развивать умение выделять сезонные изменения в неживой природе; устанавливать зависимость изменений живой природе

Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Д/и «Когда это бывает», С какого дерева листок?» Разгадывание загадок о погодных явлениях.

Наблюдение за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы осени» (календарь наблюдений»

Конкурс чтецов «Поэтические странички», «Осень». Рисование «Краски осени».

«Солнце – большая звезда»

Дать представление о солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы.

Составление макета «Солнечная система». Рассматривание иллюстраций о космосе.

Наблюдение за движением солнца в течение дня.

Рисование «Солнечный денёк».

«Почему бывают разные времена года»

Уточнить представление детей о солнце – как источнике света и тепла. Развивать знания детей о сезонных изменениях природы. Систематизировать представление о роли солнца в жизни человека.

Игра «День и ночь».

Д/и «Времена года».

Моделирование «Смена времени года». Работа с календарем природы.

Составление гербария.

Тема № 2

«Растительный мир осенью»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Как растения готовятся к зиме»

Учить детей воспринимать растения как живые существа: Уточнять знания о назначении всех органов растений, влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Систематизировать знания о деревьях, кустах, травах, их характерных признаках. Воспитывать бережное отношение к природе.

Д/и «Вырасти дерево»,

«Вырасти цветок», «Времена года»

Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Ведение календаря природы. Наблюдение за цветущими растениями в группе.

Аппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев).

Рисование оттиском и использованием листьев.

Тема № 3

«Животный мир осенью»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Дикие и домашние животные»

Расширить и углубить представления детей о диких животных; их среди обитания. Воспитывать у детей стремление заботиться о животных. Систематизировать знания о том, как животные готовятся к зиме.

Чтение рассказов из книги В. Золотова «Лесная мозаика».

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Зоологическое лото». Разгадывание загадок о животных.

Наблюдение за хомячками, их поведением, повадками.

Анкета для родителей «Ваше отношение к животным».

Составление рассказов с рисунками для книжки – самоделки «Мой домашний питомец». Лепка «Зоопарк»

 Воды, на воде и в воде»

Углублять знания детей о водоеме как среде обитания животных и растений. Формирование знаний о сезонных изменениях на водоеме. Воспитывать бережное отношение к природе

Рассматривание энциклопедии «Подводный мир и его обитатели». Чтение книг об обитателях водоемов.

Наблюдение за сезонными изменениями на водоеме. Экскурсия к Каме, к пруду. Экспериментирование с водой (свойства воды).

П/и «Море волнуется», «Невод». Рисование «Озеро и его обитатели».

Беседа «Перелетные птицы»

Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах. Развивать представление о связи птиц со средой обитания. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Изготовление кормушек с родителями, заготовка кормов. Д/и «Птицы», Разучивание загадок про птиц. Рассматривание дидактического альбома «Птицы»

Наблюдение за поведением птиц.

Наблюдение за утками на пруду.

П/и «Коршун и наседка», «Воробьи и автомобиль». Раскрашивание раскраски «Птицы». Лепка «Утка с утятами».

Тема № 4

«Человек и природа»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Обогащать знания детей об овощах и фруктах их полезности; знакомить с трудом людей по сбору овощей и фруктов в садах и огородах; воспитывать трудолюбие, стремление оказывать посильную помощь взрослым.

Приготовление салата из овощей. Рассматривание Д/альбома «Овощи», «Фрукты». Д/и «Где живет витаминчик», «Полезное и вредное».

Наблюдение за ростом и развитием овощных культур в огороде Д/сада

Рисование натюрморт. Аппликация «Блюдо с овощами». Лепка «Урожай у нас хорош». Вечер с родителями «Дары осени на нашем столе».

«Хлеб всему голова»

Расширять представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Рассматривание и сравнение разных колосьев, беседа «Как хлеб на стол пришёл». Рассматривание ленты развития.

Экскурсия на кухню, наблюдение за процессом замешивания теста для пирожков.

Театрализация по сказке «Колосок». Лепка из соленого теста «Угощение для кукол».

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе; формировать понятие «юный эколог» - это ребёнок, который любит природу, заботится о ней; развивать представление о влиянии человека на жизнь природы.

Беседа «Хорошие и плохие поступки». Д/и «Правила поведения в природе». Словесная игра «Живое - не живое».

Наблюдение за состоянием деревьев, кустов участка. Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов».

Стенд «Панорама добрых дел», изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку – красавицу Уральского леса».

«Беседа об осени»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе; установить связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений и животных к приходу зимы.

Чтение художественной литературы об осени. Д/и «Времена года», Словесная игра «Когда это бывает?» Разучивание стихотворений про осень.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Работа с календарем наблюдений.

Осенний праздник. Рассматривание репродукций на тему осени.

Тема № 5

«Экосистема – лес»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Лес – это многоэтажный дом»

Формировать представление о лесе как природе сообщества. Развивать знания о взаимосвязи живых организмов друг с другом. Воспитывать бережное отношение к природе.

Д/и «У каждого свой дом». Беседа «Лесные жители». Обыгрывание макета «Смешанный лес».

Экскурсия в лес.

Лепка «Обитатели леса», раскрашивание картинок «Дикие животные», «Птицы».

«Цепочки в лесу»

Формировать представление о взаимодействии обитателей леса их пищевой зависимости друг от друга. Развивать знания о взаимодействии живых организмов друг с другом. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Игра «Что в лесу растет?» «Кто в лесу живёт?» Д/и «ассоциация» (белка – дерево, медведь – берлога)…

Наблюдение за деревьями на участке. Уточнять знание названий деревьев (5-6), их характерных особенностях.

Составление схем «Цепочки питания». Аппликация «Угощения для белки».

Тема № 6

«Неживая природа зимой»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Воздух – невидимка»

Систематизировать знания о воздухе и его свойствах; дать представление о движении воздуха (ветре); обобщать знания о значении воздуха в жизни живых организмов.

Наблюдение с помощью вертушек и флажков, определение силы и направления ветра. Опыт со свечами «Как рождается ветер».

«Знакомство с термометром»

Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Установить связь между похолоданием воздуха и изменениями в жизни растений и животного мира. Развивать познавательный интерес.

Наблюдение за температурой воздуха в группе и на улице.

Беседа о зимних явлениях в неживой природе

Обобщать знания о зимних явлениях в неживой природе; развивать познавательный интерес. Систематизировать знания о зависимости изменений в живой природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Д/и «Чей след?»

Наблюдения за сезонными явлениями зимой. Наблюдение за изменением положения солнца.

Рисование «Зимнее царство».

Тема № 7

«Растения зимой»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Комнатное растение – живой организм»

Обобщать представление о растении как живом организме. Развивать понимание роли растений в жизни человека. Развивать навыки ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Уход за комнатными растениями.

Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Рисование «Моё любимое комнатное растение».

«Как звери проводят зиму в лесу?»

Систематизировать знания о сезонных изменениях в жизни животных. Обогащать представления о питании животных зимой. Воспитывать сочувствие к животным.

Чтение художественной литературы о жизни животных в лесу зимой, рассматривание иллюстраций. Д/и «Зоологическое лото»

«Зимующие птицы»

Систематизировать знания детей о жизни птиц, зимующих на Урале. Развивать знания о сезонных изменениях в жизни птиц.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать желание заботиться о них.

Д/и «Перелетные и зимующие птицы». Рассматривание д/альбома «Птицы»

Цикл наблюдений за зимующими птицами, «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Аппликация «Птицы на кормушке». Рисование «снегирь».

Тема № 8

«Природа и человек»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Зимовка диких и домашних животных»

Уточнять признаки домашних и диких животных. Систематизировать знания о роли человека в жизни животных.

Чтение сказки «Зимовье»

Занятие «Красная книга»

Воспитывать бережное отношение к растениям и животных. Знакомить детей с назначением Красной книги. Развивать представление о влиянии человека на природу.

Экскурсия в Краеведческий музей.

Тема № 9

«Неживая природа весной»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Как солнце жизнь дает земле»

Уточнить представление о роли солнца как источнике света и тепла.

Цикл наблюдений за солнцем.

Праздник «Масленица»

«Весенние явления в неживой природе»

Систематизировать знания об сезонных изменениях в природе. Развивать представление о взаимосвязи с живой природой.

Сравнивание признаков зимы и весны (в модели). Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схема. Д/и «Времена года»

Цикл наблюдений «пробуждение природы».

Тема № 10

«Растения весной»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Растения весной»

Систематизировать знания о приспособлении растений к сезонным изменениям в природе. Развивать знания о разнообразии видов растений в природе. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Сравнение:

дерево – куст, куст – трава

Наблюдение за состоянием растений в разное время года. Наблюдение за веточкой тополя в группе.

«Первоцветы»

Учить детей распознавать и называть первые весенние цветы. Уточнять роль растений в жизни человека и природной среды в целом, исчезающими видами растений.

Рассматривание д/альбома «Цветы», д/и «Вырасти цветок»

Наблюдение за первоцветами.

Аппликация «Подснежники».

«Земная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями»

Знакомить детей с зависимостью роста растений от условий окружающей среды. Учить пересаживать растениями. Познакомить со способами размножения растений. Развивать навыки ухода за комнатными растениями.

Уход за растениями в уголке природы.

Наблюдение за развитием отростков, появлением корешков.

Рисование «Наши растения». Составление рассказов «Мой любимый цветок».

Тема № 11

«Животный мир весной»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Особенности жизни зверей весной»

Развивать знания об особенностях жизни зверей весной, изменениях в жизни живой природы. Развивать интерес к живой природе.

Рассматривание энциклопедии «Животный мир», «Растения». Д/и «Дикие и домашние животные». Словесная игра «Животные и их детеныши».

«Встреча птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Формировать обобщенное представление о птицах, их роли в природе. Воспитывать стремление заботиться о птицах, защищать их.

Рассматривание Д/альбома «Птицы».

Наблюдение за птицами на участке, их поведением.

«Этот удивительный мир насекомых»

Совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в жизни насекомых. Развивать о многообразии насекомых.

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе».

Цикл наблюдений за развитием насекомых.

Тема № 12

«Природа и человек»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Земля – живая планета»

Обобщать знания детей о том, какие условия нужны для жизни человека, животных и растений на Земле.

Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая планета».

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах. Д/и «Где, чей дом?»

Рисование «Разноцветная планета».

«Мы в ответе за тех, кого приучили»

Обобщать представление о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни. Развивать у детей стремление заботиться о животных и растениях.

Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях (беседа). Беседа «Правила общения с животными».

Цикл наблюдений за животными.

Составление рассказа с иллюстрацией «Мой домашний любимец».

«Беседа о весне»

Систематизировать знание о сезонных изменениях в природе. Развивать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

Обобщать знания о весенних работах на огороде, в саду, в поле.

Чтение художественной литературы о весне. Уход и наблюдение за рассадой цветов.

Ведение календаря природы. Наблюдение за ростом рассады.

Составление рассказа «Как мы с родителями трудимся на огороде».

Тема № 13

«Лето»

Тема

Задачи

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Связь с другими видами деятельности

«Знакомство детей с почвой»

Дать представление о почве как верхнем слое земли. («Живая земля») Развивать знание о различных загрязнениях почвы и возможных последствиях. Воспитывать у детей стремление охранять почву.

Беседа «Что живет на почве, кто живет в почве».

Опыты: свойства почвы, сезонные наблюдения за состоянием почвы; рассматривание верхнего слоя почвы через лупу. Наблюдение за дождевыми червями, их роль в формирование почвы.

Акция «Поможем земле приготовиться к наступлению осени и зимы». Рассматривание иллюстраций к саказке «Дюймовочка» (жилище крота).

Экскурсия на луг «Луг – экосистема»

Дать детям представление о том, что луг – это экосистема. Обратить внимание на связь растений и насекомых. Уточнить роль света, тепла, воды в жизни растений. Систематизировать знание правил поведения в природе.

Чтение «Приключение кузнечика Кузи». Д/и «Угадай растения». Изготовление модели «Цветок».

Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды).

Рисование «Луг», «На лугу». Изготовление макета «Луг», рисование «Бабочки» (методом складывания).

«Цветущие растения»

Обогащать знания детей о разнообразии видов растений в природе. Уточнить представление о частях растений и их функциях. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Высадка рассады и уход за растениями.

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений.

«Рыбы и лягушки»

Формировать представление детей о рыбах – водных обитателях и лягушках – обитателях воды и суши; развивать представление о приспособлении животных к жизни в природных условиях (маскировка лягушек).

Игра – соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга». Д/и «Разложи по порядку». Рассматривание энциклопедии «Подводный мир».

Наблюдение за аквариумными рыбками.

П/и «Лягушки на болоте». Изготовление макета «Наш аквариум». Физ. минутка «рыбки весело плескались…»

Изо «Обитатели аквариума».

«Волшебница вода»

Уточнить знания о значении воды в жизни человека, растений и животных. Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа «Загрязнение водоёмов и влияние этого фактора на жизнь всего живого. Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели».

Изготовление газеты «Грязная вода – для всех беда».

«Круговорот воды в природе»

Обобщать знания детей о круговороте воды в природе, развивать знания о воде, её различных состояниях (пар, вода, снег, лед). Воспитывать бережное отношение к воде как к природным ресурсам.

Экспериментирование с водой (парообразование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-тематическое планирование старшая группа.

Блочно-тематическое планирование представлено занятиями по ознакомлению с окружающим, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, экологией, аппликацией, конструированию и ручному труду ...

Блочно-тематическое планирование во второй младшей группе на учебный год 2020-2021

Блочно-тематическое планирование во второй младшей  группе на учебный год 2020-2021...

Блочно-тематическое планирование во второй младшей группе на учебный год 2020-2021

Блочно-тематическое планирование во второй младшей  группе на учебный год 2020-2021...

Блочно-тематическое перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Перспективное планирование в подготовительной группе для детей с ОНР ( Нищева Н.В)...

Примерное календарное планирование по экологическому воспитанию подготовительной школе группы (2023-2024)

Актуальность:Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения экологического опыта ребенка в процессе вхождения его в окружающий мир. Цель: создание условий для становл...