ЗАНЯТИЕ «КУЗЬМИНКИ». Подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель проекта. К Новому году украсить группу, ёлку и участок игрушками сделанными руками воспитанников. Создать радостное, мажорное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес к истории Новогодней игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzminki_avtor_egorova_a.v.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Яблонька» комбинированного вида.

 ЗАНЯТИЕ

«КУЗЬМИНКИ».

Подготовительная группа.

Составила воспитатель высшей

квалификационной категории

Егорова Алла Владимировна.

Г.Лыткарино

Ноябрь 2013 г.

Цель проекта. К Новому году украсить группу, ёлку и участок игрушками сделанными руками воспитанников. Создать радостное, мажорное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес к истории Новогодней игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество – рисование, музыка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

  • Рисование  акварелью  пейзажа  «Поздняя осень».
  • Знакомство и заучивание наизусть малых форм русского фольклора.
  • Наблюдение  за изменениями в природе в осеннее время года.
  • Разучивание физкультминутки - С.Маршак «Курица-красавица».
  • Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Куй железо пока горячо».
  • Слушание  и разучивание русской народной песни «Во кузнице».
  • Знакомство с русскими народными играми «Кузнецы», «Прялица», «Подушечка».

ОБОРУДОВАНИЕ К ЗАНЯТИЮ:

  • Оформление вставки детского рисунка «Поздняя осень».
  • Подбор малых форм фольклора.
  • Атрибуты к народным играм, предметы быта (подкова, топор, гвоздь, серп)
  • Иллюстрации кузницы с кузнецами, пряхи.
  • Раскраска  с изображением курицы и пастельные карандаши на каждого ребёнка.

Дети заходят в группу под музыку «Журавли»  О.Полякова, Т.Прописнова, становятся возле стульчиков и вместе читают стихотворение А. Плещеева «Скучная картина!» сопровождая слова движениями рук.

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном.

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости

Осень к нам пришла?

Ёще просит сердце

Света и тепла!

К концу осени краски смешались, (рассматривают иллюстрации пейзажей поздней осени выполненные художниками) стали тусклыми и унылыми. Тёмно-серое небо тучами нависло над грязно-коричневой землёй и голыми деревьями. Но не стоит унывать, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, рассаживайтесь на стульчики по удобнее и давайте вспомним приметы осени.

  • Осенью листья меняют окраску и опадают.
  • Дует холодный ветер и идёт листопад.
  • Деревья стоят голые.
  • Часто идут затяжные, холодные дожди.
  • Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
  • День становится короче, а ночь длиннее.
  • Солнышко светит, но не греет.
  • Водоёмы покрываются тонким слоем льда.

Молодцы! Много примет знаете, а сейчас послушайте мою загадку и отгадайте, какой месяц осени в ней спрятался.

Поле чёрно-белым стало

Падает, то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц подскажи?

(Ноябрь)

Ноябрь последний месяц осени, он приглашает в гости зимушку, поэтому и снежок уже не раз укрывал нашу землю белым покрывалом. В народе говорят: «Ноябрь – ворота зимы», давайте с вами вспомним пословицы, поговорки, приметы о ноябре.

  • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  • Не велика у ноября кузница, а на все водоёмы лёд куёт.
  • В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
  • В ноябре зима с осенью борются.
  • Ноябрьские ночи до снега темны.

В середине ноября русский народ отмечает праздник Кузьминки – об осени поминки да встреча зимы. Кузьминки считался праздником кузнецов. Давным-давно жили два кузнеца – Кузьма и Демьян (иллюстрация кузнецы с кузнецами). Один в кузнице мехами раздувал уголья, чтоб жарче горели, другой клал полосу железа в горн, железо в нём раскалялось докрасна, потом белело и становилось мягким. Демьян доставал из горна железо большим щипцами и клал его на наковальню, а Кузьма начинал ковать (бить по железу) железо большим и малым молотами попеременно (повторить новые слова: горн, меха, щипцы, наковальня, молот).

На всю округу слышался заливистый перезвон из кузницы. Людям кузнецы много добра делали, любая работа у них в руках спорилась «Ведь не куёт железо молот, а куёт кузнец», «Когда рук много и работа спорится», кому подкову для лошади выкуют, кому гвоздь или топор справят (показ предметов быта) «Рабочие руки не знают скуки». Народ прозвал кузнецов бессеребренниками, так как они не брали денег за свою работу, а  только просили кашу, за это называли – кашники.

Дети исполняют песню «Во кузнице» под фонограмму русской народной песни.

Во ку.., во кузнице.

Во ку.., во кузнице.
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют.

Они, они куют.
Они куют, приговаривают

Молотками приколачивают.
Пойдём, пойдём Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём Дуня во лесок, во лесок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня, не марай, не марай.
По праздникам одевай, одевай.

Русская народная игра «Кузнецы».

По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к кузнецу и говорят:

Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять.

Кузнец отвечает:

Отчего ж не подковать?

Вот – гвоздь, вот – подкова!

Раз, два – и готово!

«Жеребцы» на слове «готово» убегают, кузнец их ловит.

После игры дети садятся на свои места. Педагог продолжает рассказ.

Козмодемьян считался ещё и покровителем женского ремесла. Скажите, а каким ремеслом на Руси занимались женщины: пряли пряжу, ткали полотно, шили одежду, вышивали на одежде узоры, лепили и раскрашивали игрушки.

С этого дня вся женская половина принималась за зимнюю пряжу (иллюстрация пряхи), а перед началом работы обращались к святым Кузьме и Демьяну, чтобы они им помогли догнать тех, кто начал работу раньше «Батюшка Козмодемьян! Сравняй меня позднюю с ранними». Ближе к вечеру устраивались посиделки, где парни и девушки собирались вместе Козмодемьяновой каши отведать, песни петь, хороводы водить, да в поцелуйные игры играть.

Собирайся народ!

Шире, шире хоровод!

Будем в прялицу играть,

Самых лучших выбирать,

Крепко, крепко целовать!

Русская народная игра «Прялица».

Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая, в середине стоит жених.

Прялица, кокорица моя!

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть, попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После слов жених выбирает невесту, целует в щёчку. Игра продолжается снова.

Русская народная игра «Подушечка».

Выбирается водящий, он стоит вместе с остальными детьми в кругу, водят хоровод и поют:

Подушечка, подушечка,

Молодушечка, молодушечка,

Кого я люблю, кого я люблю,

Того я и поцелую, тому подарую.

Водящий выходит в середину круга и выбирает к, пляшет с ней и оставляет в середине круга, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня и т.д.

После игр педагог предлагает детям занять свои места. Ребята, мы уже с вами знаем, что Кузьма-Демьян зимние, были покровителями кузнечного дела и женского ремесла, а ещё праздником кур – «Куряшниками». В этот день справляли курино-петушинные именины «Кочеты», резали кур на продажу, раздаривали их как подарки, подавали на стол куриные блюда и во время еды строго следили за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, чтоб будущие куры не были уродливы.

Сейчас, я предлагаю каждому из вас раскрасить пастельными карандашами свою курочку (под русскую народную мелодию дети закрашивают  силуэт курочки).

Какие красивые курочки у вас получились, давайте их похвалим.

Физкультминутка.

Курица-красавица, у меня жила,

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шили сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот –

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Ребята, сегодня мы узнали много интересного и необычного из жизни наших предков, надеюсь вы поделитесь своими впечатлениями с родителями, друзьями, а я хочу вас угостить леденцами-петушками их во все времена любят дети.

Список использованной литературы

  1. Рожнова П.К. «Радоница», г. Москва, «Дружба народов», 1997.
  2. Ёлкина Н.В, Маричева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», г. Ярославль, «Академия развития», 1996.
  3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. – 184с.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.- сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,  О.А.Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 384с.
  5. Петров В.И., Гришина Г.Н. «Осенние, зимние, весенние игры и забавы для детей», «Творческий центр Сфера», 1998.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. musofon.com> Во кузнице.
  2. iplayer.fm>Egor_Strelnikov_-_Russkaya_narodnaya_muzyka.gysli…